В данном материале автор обобщает
двухлетний опыт работы по проектированию
системы разноуровневых заданий, которая
позволяет оптимально индивидуализировать
учебный процесс, обеспечивая каждому ребенку
поддержание условий учебного успеха в
пространстве развивающей образовательной среды.
Под учебным успехом мы понимаем не только
увеличение объема информации, присвоенной в ходе
обучения, но и прежде всего постоянный рост
учебных возможностей.
Принципы
проектирования разноуровневых заданий по
русскому языку в 5–6-х классах
Реакция ученика |
Уровень учебной деятельности |
«Знаю,
но не могу сам выполнить задание, дайте мне
памятку…» |
1. Общекультурный.
Ребенок понимает основные положения
курса, умеет объяснить правило, может применить
его по образцу, отвечает на вопросы
репродуктивного уровня.
В этой части работы, проверяющей
базовый уровень знаний, умений, навыков, должны
быть задания, отражающие минимум содержания
данной темы.
Разрешается пользоваться учебником,
памяткой, тетрадью, другим справочным
материалом. Учащиеся, претендующие на более
высокую оценку, должны выполнить задание
обязательной части самостоятельно (без памятки) |
«Знаю
и могу выполнить упражнения сам при условии, что
задание аналогично тому, которое разбирали на
уроке…» |
2. Прикладной.
Ученик должен суметь выполнить
задание, которое он делал ранее на уроке с
учителем, продемонстрировать понимание
системности (взаимосвязей) понятийного аппарата
темы, курса, не выходя за его рамки.
После выполнения первой части работы
предлагается 1–2 задания, в которых усвоение
навыков и знаний проверяется вопросами,
требующими сформированных мыслительных навыков
(сравнение, логика, вывод) |
«Знаю
и умею применить свои знания в новой ситуации…» |
3. Творческий.
Ученик способен самостоятельно
выходить за пределы изучаемой темы, применять
знания на практике, выбирать цели и программу
действий.
На данном этапе должны быть выполнены
предыдущие задания и задания, требующие умения
оперировать изученными ЗУНами в новых условиях,
жизненных ситуациях, на основе межпредметных
связей |
Дифференциация обучения в
современной педагогической литературе – это
форма организации учебной деятельности
школьников, при которой:
а) не снижается базовый уровень
общеобразовательной подготовки, т.е. выполняются
требования стандартов к обязательному усвоению
содержания;
б) учитываются склонности, увлечения и
проявившиеся способности.
Дифференцированное обучение
определяется мотивами (важно, чтобы принимались
во внимание интересы ребенка) и планируемыми
результатами (необходимым условием является
достижение базового уровня). Актуальность данной
темы в том, что использование в обучении
уровневой дифференциации позволяет на каждом
уроке вести практически индивидуальное
обучение.
Подбор дидактического материала
осуществлен с учетом особенностей детей,
испытывающих стойкие трудности в обучении и
требующих специальной коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса.
Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим
сниженная работоспособность, недостаточность
произвольного внимания, плохо сформированные
навыки самостоятельной работы и самоконтроля,
инертность психических процессов, слабая память
– все эти и другие особенности учащихся нашей
школы являются основными причинами их
постоянной неуспеваемости.
Что дает уровневая дифференциация в
условиях нашей школы?
· В этой системе изначально заложена
успешность в обучении, поэтому стала заметной
положительная динамика: сократилось количество
неуспевающих, у детей исчез страх перед двойкой,
появилась уверенность в себе, повысился уровень
самооценки, что сказалось на увеличении интереса
к предмету, стремлении исправить плохую оценку
на хорошую, желании учиться.
В рамках системы индивидуальной
работы, можно регулировать учебную нагрузку
каждого ребенка.
Ученик имеет право на выбор своего
уровня знаний, заключение договора с учителем о
взаимной ответственности за это решение.
Приложение
Примеры из набора разноуровневых
заданий по курсу русского языка в 5–6-х
классах
Звонкие и глухие согласные
I. Допиши «знаменатель».
Образец:
В, Г, Д, Ж, З.
? ? ? ? ?
Дай общее название ряду звуков в
«числителе» и «знаменателе» получившихся
«дробей».
Вставь пропущенные согласные в
корне, рядом запиши проверочные слова:
Гла_ь, глу_ь, небоскре_, рекор_, ро_кий,
гла_кий, сою_, хру_кий, ре_кий, сла_кий, сколь_кий,
у_кий.
II. Игра-задачка.
Собери три букета. В первый должны
войти цветы, в названиях которых есть только
звонкие согласные; во второй – только глухие; в
третий – и звонкие? и глухие.
Ромашка, хризантема, пион, василек,
роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, вереск,
гвоздика, зверобой.
1-й букет: _______________________.
2-й букет: _______________________.
3-й букет: _______________________.
Звонкие согласные _____; глухие
согласные ______; звонкие и глухие согласные_____.
Дополни получившиеся букеты другими
названиями цветов.
Согласные твердые и мягкие
I. Какими звуками различаются слова?
Кон – конь; был – бил; вас – вяз; лог –
лёг; вал – вял.
Определи: в каких словах т мягкий?
Тетрадь, дети, газета, тетя, работа,
самолет, ветер, телефон, туфли, утюг, печь, учить.
II. Спиши текст. Вставь пропущенные
буквы. Выпиши по три слова, в которых имеются:
а) только твердые согласные; б) только
мягкие согласные; в) твердые и мягкие согласные.
Лун_ход идет по Лун_. Вот перед ним
обычный лунный камень. Лунная маш_на
поворачивает направо и идет дальше. За окном
осенн_ южн_ со_нце. Первые признаки наступающей
зимы. А в Центре дальней космической связи –
Луна. Она на телеэкранах, в сер_цах людей. Вчера
этот луноход был еще «их», он всецело принадлежал
конструкторам и рабочим, сделавшим его, а сегодня
он «наш». Он стал родным для каждого гражданина
Земли.
III. Игра-задачка.
Представьте себя на рыбалке вместе с
друзьями (играют три человека). Один из вас ловит
рыб, в названиях которых только твердые
согласные звуки; другой – только мягкие; третий
– и твердые, и мягкие. А теперь загляните в
«речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше
наловит за минуту? Можно играть одному, только
улов свой распределить по трем «ведрам». За
сколько минут вы справились?
Словообразование
I. Запиши однокоренные слова с данными
корнями:
-да-, -жал-, -див-, -смех-, -свет-, -холод-,
-един-.
Определи, к какой части речи относится.
II. Вставь пропущенные буквы, в
скобках запиши для проверки одно-два родственных
слова или формы слова.
Ни_ко лететь, искусная ре_ьба, ве_кий
довод, острые ко_ти, ле_кая задача, интересная
кни_ка, упорный тру_, но_ка стула, ре_кий лес, ро_кий
юноша.
III. Игра-соревнование.
Кто из вас быстрее заберется на
«горку» и чья «горка» имеет больше уступов?
Каждый уступ – это слово, образованное от
предыдущего. Чем больше уступов, тем больше
«гора» и труднее путь. Посмотрите: кто-то уже
взобрался на «гору». Остальные вершины за вами.
Победит тот, чьи «горки» имеют больше уступов и у
кого не будет на одной ошибки.
Имя существительное
I. Спиши текст, подчеркнув имена
существительные.
Мя_ким сиянием месяц осв_щал кроны
больших деревьев. Исп_рения над р_кой сгустились.
Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер.
Вся природа грезила предр_ссветным сном. Голубой
сумрак еще окутывал землю и реку, но в воздухе и
на небе чувствовалось прибл_жение з_ри. Время шло,
а мы сидели и тихо в_ли разг_вор.
II. Выбери из текста существительные
женского, мужского и среднего рода и:
Образуй от них форму множественного
числа.
Определи, все ли из названных
существительных ее образуют.
Найди нарицательные и собственные
имена существительные.
Найди разные формы одного и того же
существительного.
Сделай вывод о синтаксической роли
имени существительного.
III. Мини-сочинение.
«Существительное – дирижер
грамматического оркестра».
«Монолог имени существительного».
«Рисуем портрет имени
существительного».
Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных
I. Е или и?
Вдоль дорог_; около оранжере_; запах
полын_; из поездки по Америк_, Ази_; первенство в
соревновани_; быть на лекци_; по тропинк_ к станци_;
говорить о воспитании_; спустился на парашют_;
мысли о Родин_; идти по лестниц_; думать о жизн_;
II. Cпиши пословицы. Объясни их
значение.
Лучше пить воду в радост_, чем мед в
кручи_
В знани_ – сила.
На обман_ далеко не уедешь.
Набирайся ума в учени_, храбрости в
сражени_.
III. В данном тексте пропущены буквы е
и и. Сначала определи, в каких частях слова
пропущены эти буквы, затем запиши слова в два
столбика:
1-й столбик – такие, у которых не нужно
определять часть речи для того, чтобы выбрать
буквы е или и;
2-й столбик – такие, у которых нужно
определить часть речи, чтобы решить вопрос об их
написании.
Обозначь часть слова, в которой
пропущена буква.
На восток_ Россия начинается в
Беринговом пролив_. Когда в столиц_ еще только
восемь часов вечера, на восточной границ_ уже
шесть часов утра следующего дня. Ж_теля Москвы
ждет долгая ночь, а в Беринговом пролив_ уже
разгора_тся новый день. Мы сказали о самой
восточной точк_ Росси_, а теперь скажем о самой
западной ее точк_. Она находится на юг_ Балтик_ в
Калининградской област_.
(По Н.Михайлову)
Буквы ы-и после ц в именах
существительных
I. Вставь пропущенные буквы.
1. Малыш видел однажды в ц_рке, как
фокусник вынул из ц_линдра живого кролика.
2. Карлсон не мог оторвать глаз от ц_пленка.
3. Они осторожно, на ц_почках, прокрались в
комнату.
4. На ц_почках приходит в ц_рк ц_ган и начинает
танец, а на ц_новке молодц_ надели на ц_пленка
панц_рь.
II. Вставь на место пропусков
подходящие по смыслу слова.
1. Черепаху защищает крепкий ____________.
2. Наука о лечении называется ____________.
3. ____________ по осени считают.
4. Значок для обозначения числа называется
____________.
5. Место на часах, где расположены ц_фры,
называется ____________.
III. Выпиши слова с пропущенными
буквами, составь с ними свой сказочный текст,
вставив буквы.
Города не было. Нильс увидел, как
погружается в морскую пучину ц_ферблат башенных
часов. Стрелки их сошлись на ц_фре двенадцать.
Мелькнул купол городского ц_рка. Панц_ри воинов
на крепостной стене сверкнули в последний раз, и
все исчезло. Нильс уцепился за камень и встал на
ц_почки, чтобы посмотреть, не уцелело ли
что-нибудь. Но было уже поздно. Как театральная
декорац_я уезжает за кулисы, город ушел под воду.
Склонение существительных
I. Запиши слова, распределив их по
трем столбикам.
Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность,
смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра,
чувство, аллея, ветка, ветвь, елка, ель.
II. Прочитай стихотворение. Выпиши
существительные в три колонки по склонениям.
Вставь пропущенные буквы.
Когда состариш_ся, ходи
По улиц_ пешком.
(Не)лезь в трамвай – ведь все равно
стоять приде_ся там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким временам
(Не)станет их совсем.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покаж_ на друга пальц_м
И хватайся за живот.
Пусть он вид_т, лежа в луж_,
Ты ничуть (не)огорчен
– Настоящий дру_ (не)любит
Огорчать своих друзей. |
Потерявшийся р_бенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Наз_вет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Г_ворите: «Я ж_ву
Возле пальмы с обез_яной
На Гавайских островах».
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В дальних странах побывать.
(Г.Остер) |
III. Но все ли слова подходят
под правило? В тексте всего 17 существительных, к I
склонению относится 5, ко II – 11, но одно слово не
относится ни к I, ни ко II. Найди это слово.
Имя прилагательное
I. Выпиши имена прилагательные вместе
с именами существительными, от которых они
зависят.
Образец: лес (какой?) лиловый.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
II. Спиши текст. Подчеркни волнистой
чертой имена прилагательные. С какими словами
они согласуются? Определи род, число, падеж
прилагательных.
1. На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В.Жуковский)
2. Цвели настурции в саду веселым
красным цветом. Светило солнце ласковое, дышало
утро раннее прохладой, ароматами скошенных всюду
трав.
III. Вставь прилагательные на места
пропусков. Сделай вывод о роли имен
прилагательных в тексте.
Однажды зимой мы отправились в лес. В
__________ бору было тихо. Все было покрыто __________
снегом. В __________ воздухе носились __________ снежинки.
__________ ветки украсились __________ инеем. В
этом __________ наряде каждая ветка казалась __________.
Краткие прилагательные
I. От полных имен прилагательных
образуй их краткую форму.
Образец: хороший день – день хорош.
Свежий воздух, пахучий букет роз,
похожий на отца мальчик, горячий кофе, неуклюжий
медведь, линючий ситец, дюжий молодец, шипучий
напиток, могучий борец.
Памятка. В кратких прилагательных
после шипящих на конце мягкий знак не пишется.
II. Спиши. Подчеркни полные и краткие
прилагательные как члены предложения.
Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и
свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нем
разбросаны букеты. (И.Суриков).
Широк и желт вечерний свет, нежна
апрельская прохлада. (А.Ахматова).
Воздух легок и чист и замерзла река.
(И.Никитин).
III. Подбери краткие прилагательные к
существительным:
Ветер ___________________________________.
Ландыш ________________________________.
Мороз__________________________________.
Лес_____________________________________.
Снег____________________________________.
Воздух__________________________________.
Напиши сочинение-миниатюру на тему
«Зимний лес», используя эти слова.
Правописание гласных в падежных
окончаниях имен прилагательных
I. Спишите, поставьте в скобках вопрос к
прилагательным, следующим за скобками. Вставьте
пропущенные буквы, определите падеж
прилагательных.
Все говорят о (_) приезж_м юн_м музыкант_.
Вчера он с (_) больш_м успех_м дал концерт в
соседнем городе. Сегодня я встретил его на (_)
отвесн_м берегу нашей речк_. У него мало (_)
свободн_го врем_ни. Он любовался (_) оч_ ровательн_м
видом окрестности и радовался (_) ярк_му весенн_му
со_нцу. Он отдыхает только до (_) вечерн_го поезда.
II. Спишите. Раскройте скобки, ставя
прилагательные в нужном падеже. Выделите
окончания прилагательных.
Зимний лес.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в
(серебристый) инее. Все засыпано (пушистый)
снегом. Все освещено (яркий солнечный) светом.
Особенно хороши ели в (роскошный,
зимний) уборе. В (морозном) воздухе звонко
отдается каждый звук. (Зимний) вечером еще лучше.
Деревья освещены (розовато-синий) светом
заходящего солнца. На (синий) небе зажглись
(первый) звездочки. Они слабо горят (зеленоватый)
светом.
III. Опишите изображенный на картине
пейзаж.
(Учитель раздает разные открытки с
пейзажами)
|