Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Какая стратегия мышления у ваших учеников?

Технология ИСУД на уроках математики

Приходя в класс, мы видим восторженные глаза детей, готовых к новому и интересному. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. И с первой встречи начинается двусторонний процесс обучения в образовательной системе «учитель – ученик».

Педагогу, занимающемуся развитием параметров учебной деятельности, используя технологию ИСУД, необходимо владеть знаниями по возрастной психологии. Планируя урок, нужно иметь в виду индивидуальные особенности ученика: модальность, ведущее полушарие, степень развития внимания и памяти.

В нашей школе в этом помогает психологическая служба, которая делится с коллегами своими наблюдениями и опытом, обеспечивает самообразование учителя по возрастной психологии.

В классе, где я преподаю, 15 детей реализуют правополушарную стратегию мышления, у 14 доминирует левое полушарие мозга. При посадке и оформлении кабинета к уроку это учитывается следующим образом:

1. Пространственная организация. Для правополушарных детей рабочая полусфера левая, для левополушарных – соответственно, правая. Первые воспринимают информацию, исходящую слева, поэтому и учитель, и доска должны в идеале находиться слева. Наилучшее место посадки в классе для «правополушарников» – третий ряд и второй вариант второго ряда.

«Левополушарники» лучше воспринимают информацию справа, поэтому логично посадить их на первый и второй ряды.

Кроме того, передвигаясь по классу во время изложения материала, учитель может быть уверен в том, что информация одинаково хорошо усваивается учениками разных психологических типов.

2. Цветовая организация. «Левополушарники» лучше понимают светлый текст на темной доске, тогда как «правополушарники», наоборот, предпочитают темный текст на белом фоне. На уроке можно предложить не только традиционную запись на доске, сделанную мелом, но и плакаты, соответствующие теме занятия, выполненные в другом цветовом решении (темный текст на светлом фоне для правополушарных детей). Хорошо использовать и интерактивную доску.

Для «правополушарников» характерны мгновенная обработка информации, пространственное воображение, наглядно-образная память, спонтанное, интуитивное мышление. Такие люди легко улавливают основную мысль, принцип.

«Левополушарникам» присущи произвольная знаковая память; медленная, последовательная обработка информации; абстрактно-логическое мышление; правильно оформленная речь, соответственно, вербальный логический интеллект.

3. Формирование мотивации. Для «правополушарников» основными целями являются завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность.

«Левополушарные» дети чаще испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний. Можно сказать, что «левополушарники» идут в школу за знаниями, а «правополушарники» – за авторитетом и общением.

4. Учет данных о ведущем канале приема информации. В соответствии с этим принципом в нашем классе ученики распределились следующим образом: кинестетики – 3 чел., аудиалы – 12 чел., визуалы – 14 человек. Объясняя новый материал, следует говорить с ребенком на его языке: аудиал должен услышать и проговорить, визуалу надо увидеть и проговорить, кинестетику необходимо включить осязание, обоняние, эмоции.

При выполнении работы на уроке или дома психологи рекомендуют разрешить визуалу иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать. Аудиалу не следует делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами, – так ему легче справиться с заданием. Кинестетика не надо заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома – выйти в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Опытный учитель при объяснении перемещается по классу, выводы зачитываются вслух.

Приведу примеры использования приемов на уроке математики и их характеристику с позиции технологии ИСУД.

1. При актуализации знаний хорошо использовать схему, которая может быть на стенде, доске или экране. Например, тема «Умножение». Задание – вспомнить и рассказать, что знаем об умножении, привести пример. Первые поднимают руки «правополушарники», но не торопясь довести до конца все рассуждения могут редко. Будут успешны аудиалы, визуалы, если работаем на интерактивной доске – кинестетики. Развиваются словесно-логическая долговременная память, монологическая речь.

2. При подведении итогов рассуждений и открытии нового знания формулируется правило. Оно демонстрируется с использованием проектора. Правило читается вслух учеником-аудиалом или учителем. Хорошо использовать анимацию и цвет при написании букв.

3. На своих уроках стараюсь дать задания для кинестетиков:

  • Собери схему из деталей.

  • Распредели мерки по величинам (с использованием карточек).

  • Расположи числа в порядке возрастания или убывания (с использованием карточек).

4. При проверке самостоятельной работы применяю прием «проверь по эталону», когда на доске демонстрируются правильные ответы. Для включения в работу правополушарных учеников записи следует расположить слева и написать их разными цветами. Вопрос «Какое число нравится и почему?» активизирует работу всех учащихся. Вопрос «Что общего у этих чисел?» позволяет развивать и мышление, и память, и монологическую речь.

5. Планирование индивидуальной работы. Для ученика К. (обучаемость – I уровень, объем и концентрация внимания низкие, память наглядно-образная, кинестетик, доминирующее полушарие – правое) предлагаю следующие задания: распределить на группы, соединить «круговые примеры», при объяснении использую движение рук (показать на пальцах).

Для ученика С., (обучаемость – III уровень, средний уровень объема внимания, высокий уровень распределения внимания, память наглядно-образная, визуал, доминирующее полушарие – левое) применяю следующие задания: найди различия, дай характеристику числа, придумай задачу и запиши.

Результаты нашей работы подтверждают целостность и интегративность системы выбранных ресурсов учебного успеха ребенка – если развивается и растет любой из параметров учебной деятельности, то увеличивается общий уровень познавательных возможностей – обучаемость.

Рейтинг@Mail.ru