Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Видеть каждого ученика

Технология ИСУД на уроках русского языка

Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап учебы в школе. Основные достижения этого периода обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к моменту окончания начальной школы ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако в реальности к этому времени некоторые дети теряют уверенность в себе, т.к. из того, что их сверстники делают без особых усилий, им удается выполнить не все.

Основная задача взрослых в работе с учащимися младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка, организация образовательного пространства с учетом индивидуальных потребностей.

Очень важно знать, каким способом человек воспринимает информацию. Планируя работу класса, я учитываю, что среди моих учеников:

  • 50% (20 чел.) – визуалы;

  • 19% (5 чел.) – аудиалы;

  • 23% (6 чел.) – кинестетики;

  • 8% (2 чел.) имеют смешанный тип восприятия.

Фото А.Степанова

Из них «правополушарников» – 57%, «левополушарников» – 43%. Поэтому я подбираю такие приемы работы, которые создают ситуацию учебного успеха класса в целом и каждого ученика в отдельности (таблица 1).

Таблица 1

Для визуалов

Выделение орфограммы ручкой зеленого цвета.
Наблюдение

Для аудиалов

Отгадывание загадок.
Определение предмета по описанию.
Беседа

Для кинестетиков

Анаграммы.
Образование слов.
Деление на группы.
Запись слов парами

Смешанный тип   восприятия

Звукобуквенный разбор.
Цифровой диктант.
Списывание.
Тестовые задания.
Просмотр видеофильма

Мне как учителю важно видеть каждого ученика, его проблемы; управлять образовательной средой, в которой нужно заметить и поддержать успех конкретного ребенка. В моем арсенале – педагогический опыт, результаты наблюдений, данные исследований развития познавательных процессов моих воспитанников (благодаря работе психолого-педагогической службы) и множество приемов, способных создать ситуации как учебного успеха («как удобно ученику»), так и учебных затруднений, способствующих развитию.

Фото А.Степанова

Предлагаю вашему вниманию краткую характеристику дидактического потенциала некоторых методов работы для уроков русского языка (таблица 2).

Таблица 2

Приемы учебной работы

Дидактический потенциал (развивается)

Письмо по памяти

  • внимание;

  • память;

  • визуальная модальность;

  • все ОУУН

Мозговой штурм

  • внимание;

  • память;

  • аудиальная модальность;

  • коммуникативные, мыслительные ОУУН

Восстановление деформированного предложения

  • внимание;

  • память;

  • визуальная, кинестетическая модальность;

  • все ОУУН

Выбор слов из контекста

  • внимание;

  • память;

  • все виды модальности;

  • все ОУУН

В любом классе есть ученики с высоким, средним и низким уровнями обученности и обучаемости. Моя задача состоит в том, чтобы детям из группы риска создать условия для их развития до среднего уровня, учащимся, успевающим на тройку, обеспечить переход на продуктивный уровень обучаемости. Ребята же с высоким уровнем обученности, обучаемости и мотивации получают творческие задания и задания повышенного уровня сложности, что способствует реализации их возможностей.

Таким образом, использование технологии ИСУД позволяет проектировать программу индивидуального развития каждого ученика в классе.

Рейтинг@Mail.ru