Сегодня педагог должен быть
управленцем, владеющим содержанием и
методологией предмета, знающим закономерности
познавательных процессов ученика и умеющим
применять их в реальном учебном процессе.
Учителю-управленцу необходимо:
знать требования к уроку и
использовать их при проектировании учебного
процесса;
уметь общаться с детьми, коллегами,
родителями; применять приемы, социализирующие и
развивающие ребенка средствами учебного
процесса;
пользоваться управленческими
технологиями (педагогический анализ, постановка
целей, планирование, организация);
владеть навыками обобщения и
передачи своего опыта.
О педагоге можно сказать, что он
компетентен в своей профессии, только тогда,
когда он в полной мере овладеет управленческими
навыками.
В проблемно-творческой группе ГЭП мною
были освоены разнообразные формы деятельности
по проектированию вариативного
образовательного процесса. Для учителя это
означает вариативность форм и способов обучения
каждого ребенка.
Ниже приведены несколько приемов,
наиболее успешно применяемых на уроках
природоведения.
1. Задание на сопоставление понятий,
объектов, явлений, качеств и пр.
Данный прием можно использовать на
этапе проверки домашнего задания и актуализации
знаний учащихся для успешного освоения новой
темы. Например, в одном задании нужно соединить
стрелкой название животного и его постройки. В
другом – определить, какие объекты относятся к
горным породам, а какие – к минералам.
Мышь |
Хатка |
Бобер |
Берлога |
Ласточка |
Норка |
Медведь |
Дупло |
Дятел |
Гнездо |
Горные породы |
Мел |
|
Песчаник |
|
Кварц |
Минералы |
Слюда |
|
Глина |
|
Гранит |
|
Полевой шпат |
2. «Внимательный ученик»
Благодаря этому приему дети могут сами
вывести тему урока. Им раздаются карточки с
буквами; повторяющиеся нужно зачеркнуть, а из
оставшихся – сложить название.
Данный прием можно использовать и
фронтально. Задание то же, но буквы написаны на
доске.
Кинестетикам предлагается набор букв.
Фото А.Степанова
3. Заполнение таблицы после
прочтения текста
Применяется на этапе организации
восприятия и осмысления учениками новой
информации.
После изучения в 3-м классе темы «Какие
бывают животные» детям предлагается заполнить
таблицу. Но каждый выполняет это задание
по-разному.
«Правополушарникам» следует
заполнить часть таблицы, где слева перечислены
группы животных, а справа требуется записать их
признаки.
Группы
животных |
Признаки
группы |
1. Черви |
|
2. Моллюски |
|
3. Иглокожие |
|
4. Ракообразные |
|
5. Паукообразные |
|
6. Насекомые |
|
7. Рыбы |
|
8. Земноводные |
|
9. Пресмыкающиеся |
|
10. Птицы |
|
11. Млекопитающие |
|
«Левополушарникам» нужно
заполнить часть таблицы, где признаки, по которым
можно определить группу, написаны справа.
Группы животных |
Признаки или
представители группы |
|
Дождевые черви, пиявки |
|
Мягкое тело защищено
раковиной |
|
Имеются иголки |
|
Раки, крабы, креветки |
|
Имеют 8 ног |
|
Имеют 6 ног |
|
Тело покрыто чешуей |
|
Часть жизни – на суше, часть
– в воде. Кожа голая, нежная |
|
Тело покрыто сухими
чешуйками или панцирем |
|
Тело покрыто перьями |
|
Тело покрыто шерстью |
«Равнополушарники» заполняют
часть таблицы, где надо определить и группу
животных по их признакам, и признаки животных,
присущие данной группе.
Группы животных |
Признаки группы |
1. Черви |
|
2. |
Мягкое тело защищено
раковиной |
3. Иглокожие |
|
4. |
Раки, крабы, креветки |
5. Паукообразные |
|
6. |
Имеют 6 ног |
7. Рыбы |
|
8. |
Часть жизни – на суше, часть
– в воде. Кожа голая, нежная |
9. Пресмыкающиеся |
|
10. |
Тело покрыто перьями |
11. Млекопитающие |
|
Данный прием имеет огромный
дидактический потенциал. Он позволяет развивать
все свойства внимания, все виды памяти,
коммуникационные и организационные навыки, а
также мыслительные процессы: анализ, сравнение,
синтез, логику и вывод.
Разнообразные формы домашнего задания
также обеспечивают необходимую вариативность
учебного процесса, особенно если при его
индивидуализации учитывается уровень развития
мотивационно-потребностной сферы ученика и
значимые для него социальные факторы.
Приведем примеры
различных домашних заданий
1. «Корреспондент».
Поговори с родителями и выясни, что им
известно по данной теме. Сообщи им, что знаешь ты.
Расскажи в классе, что тебе удалось узнать из
расспросов старших.
2. Составь план-схему параграфа
(«шпаргалку»).
План-схема будет служить «шпаргалкой»
при ответе на следующем уроке. Ученику может
достаться «шпаргалка», сделанная другим
ребенком.
3. Составь анаграммы к терминам и
понятиям, изученным на уроке.
4. Составь математические задачи на
тему урока.
5. Составь тест по материалу параграфа
или всей темы.
6. Составь графический или цифровой
диктант. |
|