Разрабатывая рекомендации к этапам
внедрения педагогической технологии ИСУД в
школе, мы постарались учесть уже имеющийся опыт
по ее применению разными образовательными
учреждениями.
Основным условием эффективности
использования данной технологии всегда было
присутствие в коллективе школы учителей –
носителей высокого уровня
психолого-педагогической компетентности, в
некотором роде пионеров, освоивших основные
принципы и способы ее реализации либо
самостоятельно (по книгам), либо на курсах
повышения квалификации. Именно эти люди
выполняли мотивирующую роль, выступая на этапе
знакомства образовательного учреждения с
инновацией, демонстрируя не только новое
качество уроков, но главное – ее
результативность в виде роста уровня
обученности и обучаемости учащихся.
Можно организовать специальные
семинары, мастер-классы, на которых
представители коллективов школ, активно
использующих технологию ИСУД, демонстрируют
результаты для своих коллег, реализующих первый
этап – знакомство с инновацией.
Так, например, учителя Рязанской
школы-интерната посещали мастер-классы в ГОУ ЦО
№ 1272 в Москве. При этом ярко проявилось важное
свойство технологии ИСУД – ее пригодность для
любого контингента учащихся. Педагоги,
осуществляющие коррекционный образовательный
процесс, знакомились с инновацией через опыт
учителей школы, где учатся дети, способные
результативно изучать четыре иностранных языка!
Прошло два года, в Рязани успешно осваивают и
применяют технологию ИСУД более десяти учителей,
а одним из продуктов эксперимента в
школе-интернате стала рукопись новой книги «100
приемов для учебного успеха ученика на уроках
русского языка».
Предлагаемый алгоритм организации
второго этапа – апробации элементов
технологии – в достаточной мере условен. Так,
в нескольких школах ОЦ ОАО «Газпром», ГОУ СОШ
№ 59 – он успешно начался с
микроисследования по мотивации ученика к
изучению предметов. Поэтому обязательно
подключайте к эксперименту психологическую
службу. Тогда будет реализована еще одна функция
технологии – интегрированная деятельность
учителя и психолога в едином пространстве
изучения, учета и развития психофизиологических
составляющих ресурсов учебного успеха ученика.
И, наконец, только на этапе введения технологии
в режим функционирования можно рекомендовать
включение специальных требований в оценку
качества урока, кабинета, добавление позиций в
мониторинг качества результатов
образовательного процесса и уровня
профессиональной компетентности учителя.
Этапы внедрения педагогической
технологии ИСУД в школе
Этап |
Деятельность
в рамках опытно-экспериментальной работы (ОЭР)
или научно-методической работы (НМР) в школе |
Деятельность
завучей и председателей МО |
Знакомство
коллектива педагогов с технологией ИСУД |
Педагогические
чтения «Ресурсы учебного успеха ученика».
Диагностика актуального уровня
готовности педагогов к использованию технологии
ИСУД.
Научно-практический семинар с деловой
игрой «Развивающее обучение: дидактический
потенциал учебных заданий».
Выступление практиков перед
педагогами, владеющими технологией ИСУД |
При проведении
ВШК уроков нужно обращать внимание на наличие в
практике учителя индивидуального подхода в
обучении |
Апробация
элементов технологии ИСУД |
Организация
микроисследования «Обучаемость как
характеристика зоны ближайшего развития
ученика, его учебно-познавательных
возможностей».
1. Проектирование учителями
контрольно-методических срезов на обучаемость
по предметам, обсуждение их валидности в МО |
Анализ структуры
и содержания итоговых контрольных/зачетных
работ по предметам |
|
2. Диагностика
с использованием этих контрольно-методических
срезов.
3. Анализ результатов диагностики и
рекомендации для работы учителей по
разноуровневой итоговой диагностике по темам |
|
Организация
микроисследования «Работа учителя по развитию
мыслительных навыков учащихся».
1. Проектирование
контрольно-методических срезов по предметам,
обсуждение их валидности в МО.
2. Проведение диагностики с
использованием этих контрольно-методических
срезов.
3. Анализ результатов диагностики и
рекомендации для учителей по развитию
мыслительных навыков учащихся в учебной работе |
При проведении
ВШК уроков обратить внимание на грамотное
использование учителями формулировок учебных
вопросов, требующих от ученика реализации разных
мыслительных навыков |
Микроисследование
«Мотивация как главный ресурс учебного успеха
ученика» для выяснения соответствия
педагогического воздействия уровню и вектору
мотивации каждого ребенка |
При анализе
уроков обращать внимание на то, как учитель
мотивирует класс и отдельных учащихся на
деятельность и результат |
Научно-методический
семинар с деловой игрой «Психофизические
составляющие ресурсов учебного успеха ученика» (память,
внимание, функциональное доминирование
полушарий, ведущий канал приема информации –
модальность).
Совместно с психологической службой |
|
Организация
микроисследований «Работа учителя по развитию
информационных (коммуникативных,
организационных) навыков учащихся».
1. Проведение заседаний МО для
уточнения смысла и технологий педагогической
диагностики выбранных параметров ИСУД.
2. Педагогическая диагностика
выбранных параметров.
3. Анализ результатов диагностики и
рекомендации учителям по развитию выбранных
общеучебных навыков учащихся в учебной работе |
При проведении
ВШК уроков обратить внимание на работу учителя
над развитием общеучебных навыков |
Заключительный
этап освоения технологии ИСУД и введение ее в
режим функционирования в образовательном
пространстве школы |
Проведение
творческого семинара «Портрет моих учеников в
дидактическом интерьере».
(Опыт апробации учителями
педагогической диагностики особенностей
индивидуального стиля учебной деятельности как
основы для целенаправленного управления
развитием внутренних ресурсов учебного успеха
ученика).
Педсовет, на котором принимаются
решения:
– о введении в требования к уроку и
внеурочной деятельности обязательной работы
учителя, связанной с индивидуализацией по
определенным параметрам успеха ребенка (на выбор
школы);
– о ведении индивидуального
мониторинга учебного успеха ученика по матрице
ИСУД как составляющей части его портфолио;
– о введении в критерии оценки
деятельности учителя «динамики положительных
изменений по матрице учебного успеха ученика»
для успешно реализующих технологию ИСУД |
Внесение
соответствующих изменений в мониторинг «по
учителю» и «по ученику», а также в мониторинг
качества уроков и внеурочной деятельности по
предмету |
|