Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

С чего начать?

Этапы внедрения педагогической технологии ИСУД в школе

Разрабатывая рекомендации к этапам внедрения педагогической технологии ИСУД в школе, мы постарались учесть уже имеющийся опыт по ее применению разными образовательными учреждениями.

Основным условием эффективности использования данной технологии всегда было присутствие в коллективе школы учителей – носителей высокого уровня психолого-педагогической компетентности, в некотором роде пионеров, освоивших основные принципы и способы ее реализации либо самостоятельно (по книгам), либо на курсах повышения квалификации. Именно эти люди выполняли мотивирующую роль, выступая на этапе знакомства образовательного учреждения с инновацией, демонстрируя не только новое качество уроков, но главное – ее результативность в виде роста уровня обученности и обучаемости учащихся.

Можно организовать специальные семинары, мастер-классы, на которых представители коллективов школ, активно использующих технологию ИСУД, демонстрируют результаты для своих коллег, реализующих первый этап – знакомство с инновацией.

Так, например, учителя Рязанской школы-интерната посещали мастер-классы в ГОУ ЦО № 1272 в Москве. При этом ярко проявилось важное свойство технологии ИСУД – ее пригодность для любого контингента учащихся. Педагоги, осуществляющие коррекционный образовательный процесс, знакомились с инновацией через опыт учителей школы, где учатся дети, способные результативно изучать четыре иностранных языка! Прошло два года, в Рязани успешно осваивают и применяют технологию ИСУД более десяти учителей, а одним из продуктов эксперимента в школе-интернате стала рукопись новой книги «100 приемов для учебного успеха ученика на уроках русского языка».

Предлагаемый алгоритм организации второго этапа – апробации элементов технологии – в достаточной мере условен. Так, в нескольких школах ОЦ ОАО «Газпром», ГОУ СОШ № 59 – он успешно начался с микроисследования по мотивации ученика к изучению предметов. Поэтому обязательно подключайте к эксперименту психологическую службу. Тогда будет реализована еще одна функция технологии – интегрированная деятельность учителя и психолога в едином пространстве изучения, учета и развития психофизиологических составляющих ресурсов учебного успеха ученика.

И, наконец, только на этапе введения технологии в режим функционирования можно рекомендовать включение специальных требований в оценку качества урока, кабинета, добавление позиций в мониторинг качества результатов образовательного процесса и уровня профессиональной компетентности учителя.

Этапы внедрения педагогической технологии ИСУД в школе

Этап

Деятельность в рамках опытно-экспериментальной работы (ОЭР) или научно-методической работы (НМР) в школе

Деятельность завучей и председателей МО

Знакомство коллектива педагогов с технологией ИСУД

Педагогические чтения «Ресурсы учебного успеха ученика».

Диагностика актуального уровня готовности педагогов к использованию технологии ИСУД.

Научно-практический семинар с деловой игрой «Развивающее обучение: дидактический потенциал учебных заданий».

Выступление практиков перед педагогами, владеющими технологией ИСУД

При проведении ВШК уроков нужно обращать внимание на наличие в практике учителя индивидуального подхода в обучении

Апробация элементов технологии ИСУД

Организация микроисследования «Обучаемость как характеристика зоны ближайшего развития ученика, его учебно-познавательных возможностей».

1. Проектирование учителями контрольно-методических срезов на обучаемость по предметам, обсуждение их валидности в МО

Анализ структуры и содержания итоговых контрольных/зачетных работ по предметам

 

2. Диагностика с использованием этих контрольно-методических срезов.

3. Анализ результатов диагностики и рекомендации для работы учителей по разноуровневой итоговой диагностике по темам

 

Организация микроисследования «Работа учителя по развитию мыслительных навыков учащихся».

1. Проектирование контрольно-методических срезов по предметам, обсуждение их валидности в МО.

2. Проведение диагностики с использованием этих контрольно-методических срезов.

3. Анализ результатов диагностики и рекомендации для учителей по развитию мыслительных навыков учащихся в учебной работе

При проведении ВШК уроков обратить внимание на грамотное использование учителями формулировок учебных вопросов, требующих от ученика реализации разных мыслительных навыков

Микроисследование «Мотивация как главный ресурс учебного успеха ученика» для выяснения соответствия педагогического воздействия уровню и вектору мотивации каждого ребенка

При анализе уроков обращать внимание на то, как учитель мотивирует класс и отдельных учащихся на деятельность и результат

Научно-методический семинар с деловой игрой «Психофизические составляющие ресурсов учебного успеха ученика» (память, внимание, функциональное доминирование полушарий, ведущий канал приема информации – модальность).

Совместно с психологической службой

 

Организация микроисследований «Работа учителя по развитию информационных (коммуникативных, организационных) навыков учащихся».

1. Проведение заседаний МО для уточнения смысла и технологий педагогической диагностики выбранных параметров ИСУД.

2. Педагогическая диагностика выбранных параметров.

3. Анализ результатов диагностики и рекомендации учителям по развитию выбранных общеучебных навыков учащихся в учебной работе

При проведении ВШК уроков обратить внимание на работу учителя над развитием общеучебных навыков

Заключительный этап освоения технологии ИСУД и введение ее в режим функционирования в образовательном пространстве школы

Проведение творческого семинара «Портрет моих учеников в дидактическом интерьере».

(Опыт апробации учителями педагогической диагностики особенностей индивидуального стиля учебной деятельности как основы для целенаправленного управления развитием внутренних ресурсов учебного успеха ученика).

Педсовет, на котором принимаются решения:

– о введении в требования к уроку и внеурочной деятельности обязательной работы учителя, связанной с индивидуализацией по определенным параметрам успеха ребенка (на выбор школы);

– о ведении индивидуального мониторинга учебного успеха ученика по матрице ИСУД как составляющей части его портфолио;

– о введении в критерии оценки деятельности учителя «динамики положительных изменений по матрице учебного успеха ученика» для успешно реализующих технологию ИСУД

Внесение соответствующих изменений в мониторинг «по учителю» и «по ученику», а также в мониторинг качества уроков и внеурочной деятельности по предмету

Рейтинг@Mail.ru