Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Разберемся со смыслами

В настоящее время педагогика находится в состоянии поиска таких моделей обучения, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Такие модели обучения требуют учителя, который объединяет свои усилия с усилиями специалистов – психологов, социальных педагогов, валеологов, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию.

При описании и анализе проблем учебного успеха ученика нами были выявлены и сопоставлены смысловые поля двух понятий – «внутренние ресурсы учебного успеха ученика», чаще используемые в педагогической литературе, и «стиль учебной деятельности», обычно встречающийся в психологических исследованиях. Мы определяем, что понятия «ресурсы учебного успеха ученика» и «внутренние образовательные ресурсы ученика» соотносятся как родовое и видовое. Первое из них интегрирует и внутренние ресурсы, сущностно принадлежащие ребенку как субъекту обучения, и внешние ресурсы, составляющие условия обучения.

Формулировка «индивидуальный стиль учебной деятельности» используется нами как характеристика проявления внутренних образовательных ресурсов в реальном образовательном процессе. Это не противоречит сущности данного понятия в психологических исследованиях, но позволяет осмыслить его в педагогическом аспекте для целенаправленной работы учителя по развитию внутренних образовательных ресурсов ученика. Необходимо и достаточно отражая внутренние ресурсы учебного успеха ребенка, оно обладает интегрированным содержанием, на основе которого могут быть выстроены и непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета, и деятельность методических объединений по повышению профессиональной компетентности преподавателей начальной школы.

Местом рождения технологии ИСУД, несомненно, следует считать опытно-экспериментальную работу под руководством Н.Л. Галеевой в московской школе № 196 в период с 1998 по 2002 год. В этом образовательном учреждении многие учителя-предметники с тех пор используют эту технологию как средство управления развитием ученика на своих уроках. Здесь на всех уровнях управления качеством образовательного процесса совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ребенка принята как критерий оценки результативности работы педагога и методического объединения по решению задач индивидуализации обучения, оценки результатов педагогической деятельности учителей одного класса и параллели.

Технология ИСУД (согласно классификации А.А. Гузеева) может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели. Если эмпирические образовательные технологии основывались на обобщении опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так», а жестко детерминированные технологии диктовали алгоритмы деятельности учителя и учеников: «делай всегда так», то проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников позволило перейти к настоящему управлению по принципу субъект-субъектного взаимодействия: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так…».

Перечисляя признаки интегральной технологии как педагогической технологии с вероятностными алгоритмами управления деятельностью учеников, А.А. Гузеев считает ее необходимыми составляющими:

  • модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения;

  • модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения;

  • средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы;

  • набор моделей обучения;

  • критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для данных конкретных условий обучения;

  • механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

Анализ содержания технологии ИСУД показывает, что она отвечает этим требованиям:

  • матрица ИСУД как отражение внутренних ресурсов учебного успеха может рассматриваться в качестве модели свойств учащегося, существенных для процесса обучения;

  • эта же матрица позволяет спроектировать мониторинг параметров учебного успеха ученика;

  • картотеки форм и приемов учебной работы, систематизированные по тем же основаниям, что и матрица внутренних ресурсов учебного успеха ученика, можно рассматривать как ресурс для проектирования моделей обучения;

  • критерием для выбора модели обучения становится сопоставление матрицы ИСУД ученика с картотекой учебных приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика практически это и есть наше know how.

Сама же матрица индивидуального стиля учебной деятельности, отражающая совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, спроектирована как открытая система (она может как использоваться в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости в учебных учреждениях разного типа).

За последние годы педагогическая технология ИСУД транслирована в педагогический социум в статьях и методических пособиях серии «100 приемов для учебного успеха ученика» (для учителей биологии, географии и начальной школы), где каждый из ста приемов, видов и форм учебной деятельности ученика охарактеризован по дидактическому, развивающему потенциалу. Появилась возможность на основании отзывов педагогов различных регионов России оценить востребованность и первые результаты массовой апробации технологии ИСУД.

ЧТО ГОВОРЯТ?

Нас очень заинтересовала книга Н.Л. Галеевой «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии». Изучив ее, решили попробовать внедрить технологию ИСУД в своей школе. Огромная просьба: подскажите, с чего начать; какие предметы, кроме биологии, вы еще апробировали в своей лаборатории. Будем признательны Вам за рекомендации, методическую помощь.

Администрация МОУ СОШ № 5 им. В. Хомяковой, г. Энгельс, Саратовская обл.

Прочитала Вашу книгу «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» и выражаю Вам глубокую признательность за технологию ИСУД. Самым трудным звеном в экспериментальном проекте нашей школы «Гимназическое образование без ущерба для здоровья» является именно то, что Вы излагаете с очаровательной простотой. Поистине все гениальное просто. Я долго искала вариант технологии, которая, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, ведет его по собственной траектории к достижению успеха.

Татьяна Витальевна Дядюн, учитель биологии, гимназия № 177, г. Екатеринбург

Ко мне в руки попала книга «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе». Она стала для меня открытием, хотя мой стаж работы свыше 30 лет. Более 10 лет я использовала систему Л.Занкова, в прошлом году выпустила первых ласточек по программе «Перспективная начальная школа» и снова взяла малышей. Ребята настолько разные и по уровню подготовки к школе, и по развитию интеллекта. И книга пришлась как нельзя вовремя.
Матрица параметров учебного успеха ученика, составленная мною на каждого ребенка, позволила мне целенаправленно корректировать управление качеством результатов и ресурсов обучения. Картотека учебных форм и видов учебной работы учащихся на уроках вдохновила. Наличие матрицы дидактического потенциала приемов удивило четким контролем за применением приемов, форм и видов деятельности ученика…

Елена Александровна Баранова,   учитель начальных классов,  г. Буй, Костромская обл.

Наш лицей создан в 2003 году. В 2006 году мы стали победителями конкурсного отбора ОУ в рамках ПНПО. Мы добились определенных успехов, но есть и проблемы, которые стараемся решить. Думаем, что экспериментальная работа по внедрению технологии ИСУД поможет в этом.
В настоящее время психолог лицея Юлия Васильевна Савватеева вместе с учителями ведет работу по изучению особенностей индивидуального стиля учебной деятельности учащихся выбранных классов.

Лариса Анатольевна Болтнева, замдиректора по УВР, лицей, г. Рассказово, Тамбовская обл.

 

Фото предоставлено  автором
Рейтинг@Mail.ru