Номер, который вы держите в руках,
необычный.
Во-первых, мы долго обсуждали, каким он
должен быть. И в силу разных обстоятельств этот
процесс занял довольно много времени.
Во-вторых, уже очень давно мы не
посвящали весь выпуск газеты рассказу о какой-то
одной педагогической технологии. Такое
случалось гораздо чаще на заре существования
нашего издания. Но тогда инновации только
входили в моду, педагогические коллективы порой
придумывали невероятные вещи и передавали друг
другу из рук в руки размноженные на ксероксе
методики, технологии, разработки.
Время шло, опыт использования
различных подходов в обучении детей множился.
Что-то ушло в прошлое, что-то перешло на новый
виток развития.
Но думаем, что педагогические
коллективы всегда так или иначе пытались решать
одну и ту же задачу. А именно: как в условиях
классно-урочной системы обеспечить
индивидуальный подход к каждому ученику,
помочь ему развить свои таланты, способности,
умения?
Есть разные варианты решения этой
задачи. И одному из них посвящен этот выпуск
газеты.
Технология индивидуального стиля
учебной деятельности – сокращенно ИСУД
– вещь с одной стороны, простая, практичная и
доступная в использовании, а с другой
стороны – уникальная, хрупкая, требующая
вдумчивого, аккуратного отношения, некоторой
сноровки и педагогического мастерства.
Наверняка кто-то из вас слышал об ИСУД,
а, возможно, и применял ее на практике. Ну а тот,
кто узнает о ней впервые, думаем, почерпнет
немало полезной для себя информации.
Вкратце представим структуру
номера.На первых страницах вы найдете информацию
о том, как появилась технология ИСУД, какие
задачи она может решить, а также алгоритм ее
«запуска» в школе, составленный уже на основе ее
применения в разных ОУ.
Затем вы познакомитесь с тем, как
помогает эта технология в работе учителям
начальной школы и преподавателям-предметникам
(на примере уроков русского языка).
В середину газеты (страницы 21–28) мы
поместили специальную памятку «Рекомендации
по использованию диагностических данных об
особенностях ИСУД обучающихся в практической
работе учителя-предметника». Вытащите эти
страницы и сложите их специальным образом. Вы
получите мини-книжечку, которая станет вашей
шпаргалкой в ежедневной работе.
Далее вы найдете материалы, где речь
пойдет о мотивации как ключевом внутреннем
ресурсе учащихся и о психологическом
сопровождении освоения учителями технологии
ИСУД в учебном процессе.
Завершает номер рассказ о
дистанционной экспериментальной площадке по
технологии ИСУД.
Мы понимаем, что наш круг читателей –
это в первую очередь руководители
образовательных учреждений и их заместители. А
материалы в номере на первый взгляд адресованы
учителям-предметникам. Тем не менее убеждены, что
представленные разработки необходимы всей
управленческой команде образовательного
учреждения.
Во-первых, использование данной
технологии обеспечивает реализацию учителями
управленческих функций в образовательной
системе «учитель-ученик». Во-вторых, завучам
будет полезно изучить технологию ИСУД с точки
зрения индивидуализации методической помощи
педагогам в плане роста их профессиональной
компетентности, а также повышения качества
образовательного процесса и достижения школой
значимых результатов в деле обучения детей.
И, наконец, в третьих, матрица
параметров индивидуального стиля учебной
деятельности ребенка, отражая совокупность
внутренних ресурсов учебно-познавательной
деятельности ученика, предоставляет возможность
завучам и методистам школы использовать данные
матрицы для оценки динамики развития ученика
средствами конкретного предмета. Такие данные
также могут быть использованы как показатели
качества деятельности учителя при реализации
принципов критериального оценивания в новой
системе оплаты труда (см. «Управление школой»,
№2/2009. Оценка качества профессиональной
деятельности учителя. Рекомендации по
разработке системы показателей).
Помимо того, что мы выпускаем столь
необычный номер, мы впервые сопровождаем его
поддержкой в виде диска. На нем вы найдете
материалы, отражающие опыт использования и
реализации не только дидактического, но и
управленческого потенциала технологии ИСУД в
школах Москвы и России.
И последнее. Этот номер никогда бы не
состоялся без активного участия Натальи Львовны
ГАЛЕЕВОЙ – автора технологии ИСУД и ее горячего
пропагандиста. За что ей огромное спасибо!
Надеемся, что этот выпуск газеты
будет полезен вам в работе.