Вспоминаю первые годы, когда стала
учителем.
У меня пятый, шестой и одиннадцатый
классы. Как увлечь их? Чем заинтересовать?
Младших детей я начала знакомить с литературой
через сказки – Пушкина, Андерсена, русские
народные…
Взрослели ученики, и «взрослела»
литература. Мы открывали для себя творчество
Толстого, Некрасова, Гоголя, Лермонтова,
Шолохова, погружались в чтение Пастернака,
Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Бунина… Как
много интересных часов подарили они нам!
Литература учит понимать жизнь, чувствовать
красоту родного языка. И я счастлива, что
преподаю такой удивительный предмет!
Но вернусь к ученикам. Работая в школе,
довольно быстро осознаешь, что каждый
ребенок – одаренный. Речь не о самородках, тех,
кто самостоятельно добивается всеобщего
признания. Такие таланты единичны.
Задумываясь о потенциале своих
воспитанников, педагоги нашего образовательного
учреждения пришли к выводу, что программа,
которую должны освоить дети в начальной школе,
сложна и без специальной подготовки ее не
осилить. Так у нас появилась студия дошкольного
образования «Чудетство». Она существует с 2008
года.
Девиз студии – «Присоединиться,
помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя идти
своим путем». В «Чудетстве» нет зубрежки
предметов и авторитарных наставлений
преподавателей. Здесь главные герои – дети. А
вокруг них – замечательный мир, полный новых
знаний, интересных игр и друзей.
Наша задача – помочь ребенку
выявить склонность к той или иной сфере
творчества, где он сможет с наибольшей полнотой
раскрыть свое «я». Мы начинаем заниматься с
ребятами с достаточно раннего возраста (с трех
лет). И уже первая программа включает в себя те
предметы, которые необходимы для
разностороннего развития малыша, раскрытия в нем
тех способностей, что заложены природой.
Главная задача – адаптировать
будущие школьные дисциплины, учитывая совсем
юный возраст учащихся. Большинство занятий
проводится в форме игры, когда дети осваивают
материал, не осознавая, что это учеба. При
разработке содержания образовательного
процесса учитывались его доступность,
развивающий и воспитывающий характер,
занимательность, последовательность в
усложнении материала, установление связей и
зависимостей между частями целого.
По каждому предмету с дошколятами
занимаются преподаватели, выработавшие к ним
особый подход (у всех наставников непременно
есть образование учителя начальных классов). Но
мы убеждены в том, что педагог, помимо
профессиональных качеств, должен быть
интересной личностью. В этом случае ребенок
увлечется и предметом, и самим процессом
познания.
Работа «Чудетства» не ограничивается
лишь занятиями в школе. Это еще и совместные
поездки в театр, прогулки на природе,
празднование дней рождения в развлекательных
центрах и парках семейного отдыха. Важный
момент – постоянный контакт педагога с
родителями, которые видят, как развивается их
малыш. Ведь как бы ни были универсальны программы
и замечательны преподаватели, без контакта с
семьей полноценного обучения не получится.
В школе каждый день наблюдаешь за
детьми разных возрастов. И если наши самые
маленькие ученики еще только начинают познавать
мир, то ребята постарше уже ищут ответы на
серьезные вопросы.
Расскажу об одном эпизоде, глубоко
тронувшем меня, после которого я (в который уже
раз!) подумала о том, как счастлива в своей
профессии.
В начале учебного года тысячи учеников
писали сочинения о том, как провели летние
каникулы. Но тема «Лето, которое меня изменило»
заставила подростков подойти к заданию совсем
по-другому.
Сюжет для своей работы ученица 9-го «А»
класса Нурзиля Сафарова выбрала не сразу. К
раскрытию этой темы мы пришли вместе. Сначала
были черновые наброски, затем появился первый
вариант сочинения, который стал скорее выплеском
эмоций.
Вместе мы садились, размышляли и
пробовали передать словами то, что переполняло
душу девушки: «…Это была моя сестра. Она
забралась на мою кровать... Когда я открыла глаза,
малышка посмотрела на меня своими голубыми
мудрыми глазенками и, растянув в улыбке беззубый
рот, пролепетала: “Апай”. По-татарски так
уважительно называют старшую сестру. Это было ее
первое слово! Я стала тормошить и целовать ее, а
она улыбалась и повторяла свое первое слово. Вот
оно – счастье! Я никому не могла рассказать о
том, что пережила за эти два месяца. Но моя
младшая сестренка оказалась мудрее меня! Это
лето изменило меня, мою жизнь. Трудно
отказываться от своих желаний, радостей, но если
ты полезен кому-то – это счастье. Мне стыдно
вспоминать о том, какой я была, но я рада, что
Эльвина помогла мне посмотреть на этот мир
другими глазами».
Работа моей ученицы покорила сердца
жюри Всероссийского конкурса сочинений
«Каникулы, которые меня изменили». О победе мы
узнали из телефонного звонка. «Кинозал – в
награду» – таков был приз для победителя.
Половина нашей школы вместе с Нурзилей
отправились на просмотр фильма в Оренбург, в
кинотеатр «Космос». Там девушку окружили
фотографы и корреспонденты местных изданий. В
одном из своих интервью Нурзиля сказала: «Я
счастлива, что победила, но говорить, что это
только моя победа, неправильно. Это победа моей
школы, моих учителей».
Эти ее слова – самая высокая
награда за мой труд.
|