Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Education

Шансы на лучшее будущее

Как в Европе пробуют решать проблемы обучения детей-мигрантов

В № 5/2010 мы рассказывали о социологическом исследовании петербургских ученых, проведенном в школах, где обучаются много детей-мигрантов. Сегодня вся Европа поставлена перед проблемой обучения школьников, не знакомых с языком и культурой принявшей их страны. Есть ли у европейцев готовые решения? Об этом – наш материал.

Изучать предметы на шведском или родном языке?

Второй параграф 1-й главы Конституции Швеции гласит: «Государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека».

С 30-х годов ХХ в. эта страна предоставляет убежище политическим иммигрантам (беженцам от фашистского и советского режимов), людям, покинувшим родину под угрозой смертной казни, а также преследуемым за сексуальную ориентацию. Сегодня Швеция – один из крупнейших доноров Международной организации по миграции и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Статус иммигранта или беженца дает «новым шведам» право на получение ежемесячного пособия на детей до 18 лет, пособий по квартплате и безработице (для этого мигранту нужно проработать не менее полугода, платя взносы в страховую кассу), а также индексированные пенсии по старости.

Шведское общество за последние десятилетия стало мультикультурным и многоконфессиональным.

Судите сами. В пригороде Стокгольма Ринкебю живут выходцы из 104 государств мира, говорящие на 80 языках, а в таких предместьях столицы, как Тексте и Чисте, переселенцы составляют до 60% обитателей.

В стране викингов действует немало мечетей: в Упсале, Гетеборге, Мальме, Трольхеттане. Есть и строящиеся – в Стокгольме, Лунде, Линчепинге и Йенчепинге.

Приблизительно каждый пятый житель из почти девятимиллионного населения Швеции является мигрантом или ребенком, родившимся в браке родителей-иностранцев.

В некоторых образовательных учреждениях Стокгольма учатся от 50 до 90% детей-иммигрантов. И зачастую родители – этнические шведы вынуждены забирать своих детей из мультинациональных школ, потому что учителя в них недостаточно требовательны к ученикам.

В 1998 г. в Швеции был создан государственный департамент интеграции, призванный обеспечивать равные права и возможности для иммигрантов, вести борьбу с проявлениями ксенофобии, расизма и дискриминации и отслеживать интеграционные процессы в обществе.

Шведская концепция мультикультурного развития предполагает существование в обществе различных этнических групп с их культурными традициями и языками. Однако сегрегация по этническому признаку, как это осознают сегодня в Швеции, не помогает решать проблемы интеграции переселенцев, но лишь приводит к тому, что иммигранты замыкаются внутри своих национальных общин.

Сегодня беженцам и переселенцам предлагается трехгодичная программа интеграции: она включает обучение взрослых шведскому языку (240 часов в оплаченное рабочее время) и помощь в трудоустройстве. Шведское правительство субсидирует публикации на языках этнических меньшинств, финансирует закупки иностранной литературы шведскими публичными библиотеками, поддерживает общественные организации иммигрантов.

Коммунальные власти оплачивают услуги переводчиков, оказывающих помощь беженцам при посещении различных учреждений (например, больниц). В Швеции открыты 130 так называемых высших народных школ, где взрослые иммигранты могут изучить шведский язык и получить специальность. Функционирует система коммунальных учебных заведений, дающих возможность «новым шведам» получить шведское среднее образование.

Но наибольшее внимание правительство уделяет проектам в сфере школьного образования. Детям, не знающим шведского языка, гарантируется обучение ему начиная с детского сада и до окончания гимназии. Кроме того, в стране действует программа преподавания некоторых школьных предметов на родном языке (даже если для этого приходится выписывать учителей из-за границы). Например, в начальной школе дети-иммигранты имеют законодательно закрепленное право изучать математику не на шведском языке.

Так, согласно данным Национального агентства по образованию, в 2007 г. более 18 000 учеников начальной шведской школы слушали курс математики на арабском языке. Вторым по распространенности языком обучения был испанский (5 000 учащихся), затем шли албанский, боснийский, сомали и персидский. Около четырех тысяч школьников посещали уроки математики на английском языке, который стоит в данной иерархии на седьмом месте. Такой принцип преподавания вызывает в шведском обществе бурные споры.

«Мы скептически настроены по отношению к эксперименту, когда математику детям преподают, например, на арабском языке, – заявляет Кристер Нюландер, глава рабочей группы Либеральной партии Швеции. – Риск подобного подхода состоит в том, что это негативно влияет на освоение детьми шведского языка и впоследствии на интеграцию в шведское сообщество».

Позиция Либеральной партии вызвала резкую критику в шведском обществе. «Обучение детей-мигрантов на их родном языке эффективно не только для такого предмета, как математика, но и для уроков шведского языка», – возражает Мария Веттерстранд, спикер от Партии зеленых.

Карла Йонссон, исследователь из Научно-иследовательского центра билингвизма при Стокгольмском университете, отмечает: «Цель должна состоять в том, чтобы дети оканчивали начальную школу с удовлетворительными оценками по математике, шведскому и английскому языкам. Нет никаких рациональных оснований запрещать детям изучать эти предметы на их родном языке».

Споры продолжаются...

Нидерланды без иллюзий

Долгое время Королевство Нидерланды имело репутацию «гуманитарной гавани» – страны, открытой для тех, кто нуждается в защите. После 1685 г. здесь приняли около 75 тыс. французских гугенотов, в первой половине XX в. – десятки тысяч евреев, бежавших из Германии и Восточной Европы, в 60??–??70-е годы XX в. – тысячи политических иммигрантов из Турции, Чили, Вьетнама… В начале 50-х годов сотни тысяч иммигрантов прибыли в Страну тюльпанов из освободившихся колоний – нидерландской Индии (Индонезии) и нидерландской Гвианы (Суринама).

Суринамцы (теперь они составляют около 2% населения Нидерландов) даже определили лицо одного из пригородов Амстердама – Бэйлмермэйра.

Сегодня в Нидерландах, где проживают чуть более 16 млн человек (это самая плотнонаселенная страна в Европе), насчитывается 20% иностранцев.

Иммигрантов делят здесь на «западных» и «незападных». «Незападные» (около 54%) прибывают сюда из Турции, Африки, Азии и Латинской Америки, «западные» (около 46%) – из США, Канады и стран ЕС, так называют и приезжих смешанного нидерландско-индонезийского и нидерландско-японского происхождения. Считается, что индонезийцы (исповедующие ислам) дают наилучшие примеры интеграции в нидерландское общество.

Сегодня примерно 33% населения крупнейших городов – Амстердама, Роттердама и Гааги – уже составляют иммигранты из неевропейских стран. Свыше 50% школьников Амстердама и Роттердама – «новые голландцы».

И хотя по доле ВВП на душу населения Нидерланды входят в элиту современного мира, около 250 000 школьников (по другим подсчетам – около 625 000), что составляет соответственно 8% либо 16% от всех детей и подростков страны, растут в иммигрантских семьях, с трудом сводящих концы с концами.

Несмотря на заявления национальной прессы, что «средняя голландская семья купается в чистом счастье», или на исследование британской группы по борьбе с детской бедностью из Йоркского университета, которая в 2008 г. сделала вывод, что «самые счастливые дети живут в Нидерландах и Скандинавии», голландские социологи иначе оценивают масштабы бедности.

Они указывают на то, что главной причиной миграции для «новых голландцев» были шансы на лучшее будущее для детей. Однако начинается оно с образования. А здесь счет такой. Тaриф оплаты за детский сад базируется на доходах средней (но не бедной) голландской семьи. В школах иммигрантам приходится наравне с другими платить за учебники, внеклассные мероприятия и многое другое. Ежедневно видя чужое богатство, приезжие всю жизнь остаются бедными. Так формируется культура гетто, которая противостоит официальной культуре страны.

С начала XXI в. раздается все больше голосов с требованием закрыть страну и начать более интенсивную интеграцию приезжих в голландское общество.

В ответ на это 6 мая 2002 г. был убит политик Пим Фортэйн, выступивший с заявлением: «Нидерланды уже переполнены: наша страна небольшая, и 16 миллионов нидерландцев для нее вполне достаточно». А 4 ноября 2004 г. 25-летний марокканец, имеющий нидерландское гражданство, убил кинорежиссера Тео ван Гога, которого приговорил к смерти один из имамов Голландии.

Сегодня около миллиона жителей Нидерландов исповедуют ислам. И то, что все имамы мечетей должны говорить только на голландском языке и их не допускают к должности без соответствующего экзамена, не смягчает напряженности между двумя культурами.

46% голландцев в возрасте от 18 до 30 лет заявили, что хотели бы ограничения иммиграции из стран мусульманского мира.

По новому закону в течение шести недель с момента разрешения на пребывание в стране иммигранты обязаны заявить о своем участии в программе интеграции, которая включает курсы изучения голландского языка, культуры и законов Нидерландов. Если раньше за обучение платило государство (около 6600 евро), то теперь это должны делать сами приезжающие.

Сегодня Нидерланды активно проводят политику экстрадиции. Так, из страны выдворили 18-летнюю школьницу Тайду Пласич, уроженку Косово, не дав ей даже окончить среднюю школу. Девушку обвинили в подделке документов для получения вида на жительство.

Экспертам остается только гадать, какую политику по отношению к иммигрантам выберет будущий король – принц Виллем-Александр. Ведь наследник престола женат на «незападной» иммигрантке, аргентинке Максиме Соррегьете…

В Германии надежды на интеграцию детей-мигрантов в общество возлагают на учителей

Германия занимает сегодня второе место в мире по приему иммигрантов. В стране Шиллера и Гете насчитывается не менее двух миллионов выходцев из Турции, за ними следуют крупные общины уроженцев Азии, Балкан, Восточной Европы и республик бывшего СССР. Неудивительно, что более четверти молодых (в возрасте до 25 лет) жителей объединенной Германии уже не являются этническими немцами.

Недавно исследователь образования Райнер Леманн указал на то, что в 12% школ Германии более половины учащихся составляют дети иммигрантов. В шести городах, в том числе Нюрнберге, Франкфурте, Дюссельдорфе и Штутгарте, численность детей-мигрантов дошкольного возраста уже превышает 60%. И некоторые немецкие исследователи считают ситуацию критической.

По их мнению, главными составляющими школьного успеха являются: образование родителей, среднее количество книг в доме, уровень безработицы, а также наличие иммигрантов в непосредственном окружении ребенка. Чем больше подобных людей вокруг школьника, тем меньше у него шансов на хорошее образование и успешную жизненную карьеру.

Именно поэтому дети переселенцев второго поколения, выросшие в национальных гетто, менее успешны в учебе, чем те, кто приехал в страну вместе с родителями.

Сегодня в Германии вынуждены признать: система образования в немецких землях оказалась не слишком хорошо подготовлена к интеграции юных иностранцев.

В первом международном сравнительном исследовании «О положении детей в промышленно развитых странах», проведенном ЮНИСЕФ в 2008 г., исследователи констатировали: образовательные возможности ребенка в Германии более, чем в других странах Западной Европы, зависят от его происхождения, языка родителей и места жительства.

Этому способствует принятая здесь трехступенчатая модель образования, согласно которой по окончании начальной школы учащиеся распределяются учителями либо в гимназию, либо в реальную или основную школу. Министр образования и научных исследований Германии Аннетт Шаван считает, что это позволяет на раннем этапе выявить и развить способности детей, а немецкий еженедельник «Фокус» высказывает другое мнение: «Преждевременная селекция школьников на будущих автомехаников и главврачей является главной причиной того, что Германия движется в сторону экономического банкротства».

«Утвердившаяся в стране иерархическая школьная модель не обеспечивает всеобщего права на образование и создает предпосылки для социального неравенства», – убежден эксперт ООН по вопросам образования Вернор Муньос.

Благодаря школьной селекции особенно трудной становится жизнь учеников-иммигрантов. Около 17% молодых людей из иммигрантских семей не справляются с общеобразовательными программами и вынуждены оставить учебу, не окончив школу.

В Баден-Вюртемберге таких «отказников» более 30%, в Гамбурге и Берлине – до 25%.

Четверть детей-иммигрантов (которых в учебное заведение принимают на два класса ниже) в состоянии доучиться только до девятого класса.

Не более 6% иммигрантов попадают в гимназию и сдают сложный выпускной экзамен «Абитур», который дает возможность поступить в немецкие вузы (для сравнения: «Абитур» выдерживают около 23% этнических немцев).

В итоге 40% проживающих в Германии иммигрантов не получают никакого профессионального образования. Поэтому и уровень бедности иммигрантских семей возрастает с каждым годом.

Если в 1990-е годы бедными считались от 7 до 9% всех детей, проживающих в стране, то к 2004 г. таковыми признаны уже 13,3% (1,7 млн детей и подростков). Уже упомянутое выше исследование показало, что Германия находится лишь на 11-м месте среди 21 страны в рейтинге «Создание достойных жизненных условий для детей и подростков». В докладе по результатам этого исследования подчеркивается: федерация и муниципалитеты должны сделать благополучие подрастающего поколения сутью своей политики. Но как?

Эксперты предлагают в первую очередь изменить структуру дошкольного образования и начать как можно раньше обучать языку детей-иммигрантов. Для этого нужны программы, ориентированные на конкретную языковую и культурную среду. Между тем лишь некоторые федеральные земли и местные органы власти готовы к подобным инвестициям в детские сады.

И хотя Германия поставила своей целью предоставить к 2013 г. (на общенациональной основе) место в дошкольных учреждениях каждому третьему ребенку в возрасте до трех лет, финансированием программ для неблагополучных дошкольников продолжают заниматься муниципалитеты.

В 2007 г. было предложено финансировать немецкие детсады иначе: путем введения ваучеров для их посещения. Ваучерный вариант, который до сих пор обсуждается в Германии, мог бы гарантировать детским дошкольным учреждениям целевое финансирование, а родителям – возможность отдать ребенка в муниципальный детский сад или выбрать альтернативную форму дошкольного образования (детсад на дому и т.п.).

Свой вклад в решение проблемы иммигрантов сегодня делают частные фонды, специализирующиеся на выдаче стипендий способным школьникам.

16-летняя турчанка Шакине Йылмыз с трудом переходила из класса в класс немецкой школы. Когда она начала посещать интеграционные курсы на стипендию фонда Hertie, ее жизнь изменилась. «Нас учили не только языку, – рассказывает она. – Нам читали лекции по истории Германии, мы изучали литературу этой страны. У нас были специальные практические семинары: как вести дискуссии, как писать резюме, как организовывать свой рабочий день».

Сейчас Шакине не только отлично учится, но и собирается поступать в университет.

В Германии немало примеров успешной интеграции детей-иммигрантов. Руководители образования земли Бранденбург, например, отмечают, что успеваемость таких школьников в ряде образовательных учреждений даже выше, чем у этнических немцев. «У нас три процента учащихся из иммигрантских семей, которые бросают школу, а среди местных школьников этот показатель составляет девять процентов», – с гордостью рассказывают они.

А председатель турецкой общины Германии Кенан Колат подчеркивает: решающую роль в жизни детей-мигрантов обычно играет их учитель. «Недавно мы провели опрос, целью которого было выяснить, как детям из семей иммигрантов удалось получить немецкий аттестат зрелости и право на поступление в вузы, – рассказывает Кенан Колат. – И выяснилось, что главным импульсом к получению среднего образования стало для них влияние школьных педагогов».

«Разноцветные» итальянские классы

Вплоть до 90-х годов ХХ в. Италия не считалась привлекательной для иммиграции. Невысокий (по сравнению с другими странами ЕС) уровень жизни, социальное обеспечение, которое оставляет желать лучшего, и политическая нестабильность приводили к тому, что большинство иммиграционных потоков шли через Апеннины (на север Европы или в США), почти не оседая в стране. Традиционной с 50-х годов ХХ в. оставалась внутренняя миграция населения – с сельскохозяйственного юга на промышленный север Италии.

Ситуация изменилась с падением «железного занавеса». В 90-е годы на Апеннинский полуостров хлынули граждане из бывших социалистических стран. И если в конце 1981 г. легальных иммигрантов из стран бывшего соцлагеря в Италии насчитывалось 120 000, то к 2004 г. – 1 950 000.

Сегодня самая крупная национальная община здесь – румынская (239 000 человек), далее идут албанская (234 000) и марокканская (228 000), значительны украинская (113 000), китайская (100 000), филиппинская (74 000), польская (66 000) и тунисская (61 000) общины.

По прогнозам, в ряде регионов (таких, как расположенная на юге Италии Калабрия) к 2010–2011 гг. каждый четвертый житель может оказаться иммигрантом из Африки. Не случайно герой телевизионного курса итальянского языка, транслируемого по учебному каналу RAI EDU-1, – чернокожий молодой человек, который приехал в Италию к родственникам (уже легализовавшимся). Он дружит с итальянской девушкой – социальным работником и прилежно изучает язык и культуру страны, чтобы получить вид на жительство.

В целом легальные мигранты составляют здесь сегодня около 4,5% населения. Нелегальных никто пересчитать не в состоянии; впрочем, сам за себя говорит тот факт, что самые популярные персонажи современной итальянской детективной литературы и кино – русские, албанские и хорватские бандиты, русские, украинские и румынские проститутки.

Согласно Конституции Итальянской Республики дети нелегальных иммигрантов имеют право получать образование и аттестат зрелости в итальянских школах. Хотя образовательная статистика в разных регионах различна, в целом более половины учащихся этих учебных заведений уже не говорят по-итальянски.

Как определила газета «Ла Стампа» в 2009 г., итальянские классы сделались «разноцветными»: 32% детей-иммигрантов происходят из Албании и бывшей Югославии, 19% – из Румынии, Польши и Восточной Европы, 17% – африканцы, 16% – латиноамериканцы, 13% – из стран Азии, насчитывается даже 0,1% австралийцев.

Несколько лет назад разгорелась дискуссия о том, не разумнее ли создавать отдельные классы для детей, не говорящих по-итальянски. В 2009 г. точку в споре поставил циркуляр министерства образования за подписью министра Марии Стеллы Джельмини: согласно этому документу запрещается создавать особые коррекционные классы, которые могут превратиться в резервации для детей-иностранцев. Классы должны формироваться так, чтобы в них было не более 30% детей, не говорящих по-итальянски.

К такой пестроте национального состава оказались не готовы в первую очередь учителя: они вынуждены признавать, что их самих готовили для «другой школы». В последние месяцы газеты сообщают о том, что в школьных коридорах то тут, то там вспыхивают конфликты на национальной почве. Дети-иммигранты не чувствуют себя в классе как дома, а юные итальянцы порой забывают о традиционной итальянской толерантности.

Не лучший пример подают детям-переселенцам их родители. Если раньше немногочисленные приезжие стремились как можно быстрее интегрироваться в новую культуру, то теперь они предпочитают замкнуться в своем окружении.

Осенью 2009 г. тележурналист Франка Леозини посвятила передачу «Окаянные истории» на канале RAI-3 одной из иммигрантских драм, превратившейся в трагедию: отец, исповедующий ислам, убил свою семнадцатилетнюю дочь за то, что она отвергла единоверца и захотела выйти замуж за итальянского сверстника...

Использованы материалы из книги М.Б. Денисенко,  О.А. Хараевой,  О.С. Чудиновских

«Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада»,  Москва, 2003,  и материалы информационных агентств:

www.coe.int;

www.magazine-deutschland.de;

www.demoscope.ru;

www.islamnews.ru;

www.netherlander.org;

www.lastampa.it;

www.rai.it;

и др.

Рейтинг@Mail.ru