Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

События

Индийские сюрпризы

Конференции из серии «Тенденции развития образования» уже зарекомендовали себя как мероприятия, в которых всегда принимают участие иностранные гости, вносящие разнообразие в обсуждение сугубо российских проблем. Сверяясь с зарубежным опытом, мы находим схожие черты или учимся новому.

Скажем, Тони Орджи из Великобритании, эксперт в области оценки качества образования, на примере проведенных исследований доказал, что при разнообразном этническом составе требуется изучать по отдельности все категории населения страны, не объединяя всех некоренных жителей в одну.

Но для начала он схематично изобразил устройство системы образования, действующей в Великобритании.

Подавляющее большинство детей (порядка 94%) учится в государственных школах. Различия в организации образовательного процесса могут быть следующими. Начальную школу посещают ребята от 5 до 11 лет. Но для некоторых из них этот этап разбит на два: от 5 до 7 и от 7 до 11 лет. Далее они попадают в старшую школу и там овладевают знаниями либо до 16, либо до 18 лет.

Около 20 лет назад была введена единая национальная школьная программа, разделившая образование на четыре ключевые ступени: с 5 до 7 лет, с 7 до 11, с 11 до 14, с 14 до 16 лет (сейчас период обучения с 16 до 18 лет нередко называют пятой ключевой ступенью).

Одновременно с этим нововведением появилась система оценивания образовательных результатов учащихся по окончании каждой ключевой ступени. Оценивание происходит в двух формах – одни оценки выставляются учителем, а другие – в ходе внешнего независимого экзамена.

Для всех предметных областей и отдельных дисциплин установлены уровни образовательных результатов – от единицы до десяти. И на национальном уровне существует своего рода прогноз, чего именно должны добиться учащиеся.

Например, ожидается, что к концу первой ступени обучения ребенок достигнет второго уровня по данной системе оценки. По окончании второй ступени – четвертого. А по результатам экзаменов в 14-летнем возрасте, то есть после третьей ступени, дети должны доходить до 5–6-го уровня знаний.

По результатам четвертой ключевой ступени обучения все учащиеся сдают экзамены на свидетельство об общем среднем образовании.

Несколько лет назад была введена и ступень для детишек в возрасте от 3 до 5 лет. К пяти годам появляются сведения о том, какого уровня достиг малыш. Цель процедуры оценивания заключается в том, чтобы более эффективно планировать образовательную траекторию в зависимости от стартовых возможностей ребенка. Также стартовый уровень станет точкой отсчета прогресса конкретного ученика.

Тони Орджи представил таблицу результатов, показанных в недавнем исследовании детьми различных этнических групп на ступени раннего возраста. Отсюда видно, какой процент из них достигает к пятилетнему возрасту того, что здесь называют «хорошим уровнем развития».

Население Великобритании, составляющее больше 50 млн человек, имеет следующий этнический состав: «белые» британцы, «белые» ирландцы, азиаты и британцы азиатского происхождения, африканцы, афробританцы и т.д. Интересно, что у школьников индийского происхождения более высокие результаты, чем у «белых» британцев. Есть этнические группы, где хороший уровень был достигнут небольшим количеством детей. Скромные показатели знаний продемонстрировали выходцы из Пакистана и Бангладеш.

То есть если бы ввели смешанную категорию, куда включили пакистанцев, бангладешцев и индийцев, то это дало бы некорректную картину.

Интересным выводом стало и то, что девочки существенно опережают мальчиков во всех этнических группах.

А год назад был опубликован доклад об итогах экзаменов, которые ребята сдают в 16 лет, где, в частности, прозвучал вывод о том, что представители некоторых этнических групп достигают большего на четвертой ключевой ступени по сравнению с показателями предыдущих стадий обучения.

Так, благодаря итоговой проверке знаний на третьей ступени стало ясно, что и пакистанцы, и бангладешцы, и уроженцы Карибов в возрасте 14 лет учатся значительно хуже британцев. Но два года спустя пакистанцы почти догнали англичан; результаты бангладешцев практически не отличались от тех, что показали «белые» британцы; последняя же группа продолжала существенно отставать. В то же время 14-летние индийцы лишь немного опережали своих британских ровесников, а к концу четвертой ступени ушли далеко в отрыв.

Рейтинг@Mail.ru