Скажем, Тони Орджи из
Великобритании, эксперт в области оценки
качества образования, на примере проведенных
исследований доказал, что при разнообразном
этническом составе требуется изучать по
отдельности все категории населения страны, не
объединяя всех некоренных жителей в одну.
Но для начала он схематично изобразил
устройство системы образования, действующей в
Великобритании.
Подавляющее большинство детей
(порядка 94%) учится в государственных школах.
Различия в организации образовательного
процесса могут быть следующими. Начальную школу
посещают ребята от 5 до 11 лет. Но для некоторых из
них этот этап разбит на два: от 5 до 7 и от 7 до 11 лет.
Далее они попадают в старшую школу и там
овладевают знаниями либо до 16, либо до 18 лет.
Около 20 лет назад была введена единая
национальная школьная программа, разделившая
образование на четыре ключевые ступени: с 5 до 7
лет, с 7 до 11, с 11 до 14, с 14 до 16 лет (сейчас период
обучения с 16 до 18 лет нередко называют пятой
ключевой ступенью).
Одновременно с этим нововведением
появилась система оценивания образовательных
результатов учащихся по окончании каждой
ключевой ступени. Оценивание происходит в двух
формах – одни оценки выставляются учителем, а
другие – в ходе внешнего независимого
экзамена.
Для всех предметных областей и
отдельных дисциплин установлены уровни
образовательных результатов – от единицы до
десяти. И на национальном уровне существует
своего рода прогноз, чего именно должны добиться
учащиеся.
Например, ожидается, что к концу первой
ступени обучения ребенок достигнет второго
уровня по данной системе оценки. По окончании
второй ступени – четвертого. А по результатам
экзаменов в 14-летнем возрасте, то есть после
третьей ступени, дети должны доходить до 5–6-го
уровня знаний.
По результатам четвертой ключевой
ступени обучения все учащиеся сдают экзамены на
свидетельство об общем среднем образовании.
Несколько лет назад была введена и
ступень для детишек в возрасте от 3 до 5 лет. К пяти
годам появляются сведения о том, какого уровня
достиг малыш. Цель процедуры оценивания
заключается в том, чтобы более эффективно
планировать образовательную траекторию в
зависимости от стартовых возможностей ребенка.
Также стартовый уровень станет точкой отсчета
прогресса конкретного ученика.
Тони Орджи представил таблицу
результатов, показанных в недавнем исследовании
детьми различных этнических групп на ступени
раннего возраста. Отсюда видно, какой процент из
них достигает к пятилетнему возрасту того, что
здесь называют «хорошим уровнем развития».
Население Великобритании,
составляющее больше 50 млн человек, имеет
следующий этнический состав: «белые» британцы,
«белые» ирландцы, азиаты и британцы азиатского
происхождения, африканцы, афробританцы и т.д.
Интересно, что у школьников индийского
происхождения более высокие результаты, чем у
«белых» британцев. Есть этнические группы, где
хороший уровень был достигнут небольшим
количеством детей. Скромные показатели знаний
продемонстрировали выходцы из Пакистана и
Бангладеш.
То есть если бы ввели смешанную
категорию, куда включили пакистанцев,
бангладешцев и индийцев, то это дало бы
некорректную картину.
Интересным выводом стало и то, что
девочки существенно опережают мальчиков во всех
этнических группах.
А год назад был опубликован доклад об
итогах экзаменов, которые ребята сдают в 16 лет,
где, в частности, прозвучал вывод о том, что
представители некоторых этнических групп
достигают большего на четвертой ключевой
ступени по сравнению с показателями предыдущих
стадий обучения.
Так, благодаря итоговой проверке
знаний на третьей ступени стало ясно, что и
пакистанцы, и бангладешцы, и уроженцы Карибов в
возрасте 14 лет учатся значительно хуже
британцев. Но два года спустя пакистанцы почти
догнали англичан; результаты бангладешцев
практически не отличались от тех, что показали
«белые» британцы; последняя же группа продолжала
существенно отставать. В то же время 14-летние
индийцы лишь немного опережали своих британских
ровесников, а к концу четвертой ступени ушли
далеко в отрыв.