Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

События

Время удачных находок

Ежегодная международная конференция «Тенденции развития образования»* в нынешнем году проходила в седьмой раз и избрала для обсуждения тему интересную, многоаспектную и непростую – «Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе». Около 300 экспертов, руководителей школ, психологов, социологов в течение двух дней участвовали в круглых столах и пленумах, семинарах и дискуссиях.

Несколько лет назад в одной вполне успешной столичной школе в районе-новостройке мы с ее директором обсуждали проблему, с которой они тогда только-только столкнулись. Он рассказывал мне, что логопед, работающий в штате его учреждения, буквально днем и ночью занимается с теми ребятишками начальной школы, которые слабо владеют русским языком. Тогда мы не задумывались о том, насколько быстро эта проблема примет гигантские масштабы. А сегодня данный аспект школьного обучения уже стал предметом конференции.

Аргументы от лица организаторов встречи озвучил в своем приветственном слове ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак: «Тема настоящей конференции звучит для подавляющего большинства граждан сегодняшней России как минимум вызывающе. Это мы поняли уже на этапе ее формулировки. Наши коллеги, услышав замысел, советовали отказаться от затеи, подкрепляя свою позицию народной мудростью: “Не тронь лихо, пока оно тихо“. Мы же хотели поговорить о простых, но важных проблемах, в разрешении которых не существует, как нам видится, никакой ясности, причем не только в странах бывшего СССР.

Именно по этой причине нам представляется важным начать искать хотя бы подходы к ответам на вопросы относительно возможных форм образовательных стандартов в условиях многонационального государства. Ведь речь идет о документе, который не только обеспечивает единство системы, определяет цели, задачи и содержание образования, но и способствует социальному равенству жителей страны и как следствие – решает проблему обеспечения равного доступа к качественному образованию представителей всех уровней разных этносов, культурных слоев.

Не менее содержательными, мы надеемся, станут дискуссии относительно ситуации в российской школе, связанной с появлением детей из семей мигрантов. Понятно, что это явление требует пересмотра существующих подходов к изучению русского языка, быть может – истории и литературы.

Среди выступающих на конференции – представители 12 стран. И это лишний раз подтверждает, что с темой мы попали в яблочко».

Задуматься над тем, что происходит в России сегодня, призвал собравшихся Владимир Малахов, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. «Мы стали страной, в которую постоянно приезжают мигранты, – подчеркнул он. – Пора признать, что эти люди не только нанимаются здесь на работу, но и пускают корни, остаются жить».

А это означает, что дети мигрантов идут учиться – и школа сталкивается с необходимостью решения нестандартных для нее вопросов. В самом деле: какими технологиями обладает нынче педагогический коллектив, чтобы помочь ребенку, пока еще слабо говорящему по-русски, интегрироваться в коллектив детей? Что должен уметь и знать учитель, в классе у которого зашел шумный детский спор о том, традиции чьих народов древнее – азербайджанцев, армян или татар?

Выступивший на пленарном заседании проректор ГУ–ВШЭ, советник по вопросам образования Всемирного банка Исак Фрумин поставил вопрос еще шире: «Действительно ли существует образовательная политика относительно проблем поликультурного образования? Есть ли специальные задачи, направленные на его развитие? Я убежден, что государственная образовательная политика всегда является заложником большой политики... Даже если идеи типа гуманизации и поликультурализации и выдвигаются какими-то людьми, их реализация зависит только от последней».

Пока же в распоряжении педагогических коллективов находятся, по сути, лишь программы духовно-нравственного воспитания. Причем по большей части давно и безнадежно устаревшие. «Такие бумаги не есть инструмент для учителя, – подчеркнул Исак Давидович. – Многие образовательные учреждения находят продуктивные идеи и используют интересные варианты работы в сфере поликультурного образования».

Кто и как отслеживает эти находки? Видимо, пока сами педагоги на конференциях, семинарах и неформальных встречах.

Глобальные тезисы, озвученные на пленарном заседании, стали в некотором смысле маяками для работы малых пленумов и круглых столов. Участники встречи обсуждали компетентности педагога, работающего в поликультурной среде, вопросы религии и образования и то, как должен выглядеть курс истории в школе поликультурного общества. Отдельное внимание было уделено международному опыту, с которым мы частично вас знакомим в этом номере.

В русле главной темы конференции состоялась и дискуссия на круглом столе, участники которой попытались ответить на вопрос «Может ли школа быть катализатором необходимых изменений в обществе?».

Шумное и увлекательное обсуждение захватило всех. Проблематику вопроса очертил директор Института психологии и педагогики развития Борис Хасан: «Школа – это место встречи поколений. Как школа ее организует? Эта встреча насыщенна, нескучна? Интересен ли учитель ребенку? Если эта встреча организована грамотно, то школа вполне может стать катализатором перемен в обществе».

Представители системы образования Украины выразили сомнение в том, что нынешние школы могут способствовать каким-либо преобразованиям в обществе, так как в их стенах «учат вчерашнему дню, а не современным технологиям обучения». По их словам, ученики все чаще задают педагогам вопрос: «Зачем мне это?».

Более категоричен был Ефим Коган, научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, заявивший, что «школа не может быть катализатором перемен, так как меняют что-либо кардинально в обществе только люди, а не институты, особенно такие, как школа. А ее задача сегодня – подготовить ребенка к жизни в той стране, которая будет через 10–12 лет. И поскольку образовательные учреждения лишились привлекательности в качестве источника академических знаний, они должны искать новые элементы, притягивающие детей, а не заниматься несвойственными им функциями».

Мнений было высказано много, но, конечно, за полтора часа дискуссии отыскать однозначный и практический ответ на столь масштабный вопрос весьма непросто.

Очевидно одно: школа сегодня волей-неволей оказывается вовлеченной во все процессы, происходящие в обществе. И потому осознавать активную роль и находить свое место в точке пересечения межэтнических отношений ей придется. А это значит, что возникнет необходимость менять уклад школьной жизни, взгляды учителей, подходы в преподавании, выводить на иной уровень отношения с семьями детей-мигрантов.

Словом, времени на отдых нет. Есть очередной период поиска, сомнений, обсуждений и... удачных находок!

_____________

* Организаторы и партнеры конференции: Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Министерство образования и науки РФ, Государственный университет – Высшая школа экономики, Центр международного сотрудничества по развитию образования, издательская фирма «Сентябрь».

Рейтинг@Mail.ru