Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Книжная полка

Грин Р.В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. М.: Теревинф, 2010

Одни дети поздно начинают говорить, другие никогда не добиваются выдающихся спортивных результатов. А есть дети, которые отстают в сфере адаптивности и самоконтроля.

Книга с таким названием наверняка привлечет внимание не только педагогических коллективов, но и родителей, испытывающих трудности при воспитании неуправляемых, излишне возбудимых детей. Автор начинает повествование с утверждения, что разработанный им метод помогает научиться справляться со вспышками гнева и мирно разрешать споры и разногласия. Сказанное нуждается в существенном уточнении: метод помогает не только и не столько детям, сколько взрослым, так как именно от их установок зависят поведение и эмоциональное благополучие ребенка.

К сожалению, подобные издания редко попадают в руки учителей по причине сложившегося представления о разделении обязанностей школы и семьи: школа обучает, семья воспитывает. Но было бы очень хорошо, если бы эту и другие книги по проблемам воспитания прочитали не только мамы и папы, бабушки и дедушки, но и педагоги, классные руководители, а также завучи по воспитательной работе. Для этого можно привести как минимум три основания.

Первое. Вряд ли найдется хотя бы один учитель, которому не приходилось бы общаться с так называемыми трудными детьми. Такие учащиеся на уроках разговаривают, выкрикивают с места, на переменах носятся по коридору и порой затевают драки. Их родители, как правило, расписываются в собственном бессилии и не скрывают желания переложить решение имеющихся проблем на школу.

В книге говорится о том, что гиперактивные дети устраивают скандалы и впадают в истерики не потому, что им так хочется, а потому, что по-другому не могут. Это положение вряд ли покажется принципиально новым, но выводы из него могут быть сделаны разные. Автор старается убедить читателя (и, надо отдать ему должное, весьма успешно) в том, что отсутствующие у взрывных детей навыки поведения не появляются в результате привычных наказаний или поощрений.

Второе. Если педагогическая вера в успех воспитания кнутом и пряником не приводит к ожидаемому результату, то необходимы другие методы воздействия. Какие? Основное внимание в книге уделено объяснению того, каким образом следует общаться с гиперактивными детьми. В специальном разделе, посвященном их пребыванию в школе, говорится о продуктивности такого подхода, который предполагает, что к разным ученикам допустимы разные воспитательные воздействия.

Любой ребенок, и взрывной не составляет в данном случае исключения, нуждается в справедливом к себе отношении, но справедливо – не значит одинаково. Однако, по наблюдениям автора, этот принцип готовы принять дети, но он вызывает возражения у взрослых.

Третье. В педагогической среде весьма широко распространено мнение, что учитель всегда (или почти всегда) прав. Эта уверенность в собственной правоте выражается в нежелании что-либо менять в своих профессиональных установках и способах общения с учениками.

Что касается трудных детей, то в книге проводится мысль о том, что добиться от них желаемого поведения можно только при условии готовности взрослых, в том числе и педагогов, пересмотреть сложившиеся представления о воспитании. В частности, иногда от учителя требуется смириться с невыполненным домашним заданием или непослушанием на уроке – возможно, у ребенка есть на то свои причины.

Издание украшают несколько эпиграфов, в том числе и слова американской журналистки Нэнси Гиббс: «Иллюзии – это истины, которыми мы живем, пока не поумнеем». Чтобы поумнеть, совсем не обязательно учиться на своих ошибках, их можно постараться не допускать. Иногда для этого можно прочитать достойные книги.

Рейтинг@Mail.ru