Одни дети поздно начинают
говорить, другие никогда не добиваются
выдающихся спортивных результатов. А есть дети,
которые отстают в сфере адаптивности и
самоконтроля.
|
Книга с таким названием
наверняка привлечет внимание не только
педагогических коллективов, но и родителей,
испытывающих трудности при воспитании
неуправляемых, излишне возбудимых детей. Автор
начинает повествование с утверждения, что
разработанный им метод помогает научиться
справляться со вспышками гнева и мирно разрешать
споры и разногласия. Сказанное нуждается в
существенном уточнении: метод помогает не только
и не столько детям, сколько взрослым, так как
именно от их установок зависят поведение и
эмоциональное благополучие ребенка.
К сожалению, подобные издания редко
попадают в руки учителей по причине сложившегося
представления о разделении обязанностей школы и
семьи: школа обучает, семья воспитывает. Но было
бы очень хорошо, если бы эту и другие книги по
проблемам воспитания прочитали не только мамы и
папы, бабушки и дедушки, но и педагоги, классные
руководители, а также завучи по воспитательной
работе. Для этого можно привести как минимум три
основания.
Первое. Вряд ли найдется хотя бы один
учитель, которому не приходилось бы общаться с
так называемыми трудными детьми. Такие учащиеся
на уроках разговаривают, выкрикивают с места, на
переменах носятся по коридору и порой затевают
драки. Их родители, как правило, расписываются в
собственном бессилии и не скрывают желания
переложить решение имеющихся проблем на школу.
В книге говорится о том, что
гиперактивные дети устраивают скандалы и
впадают в истерики не потому, что им так хочется,
а потому, что по-другому не могут. Это положение
вряд ли покажется принципиально новым, но выводы
из него могут быть сделаны разные. Автор
старается убедить читателя (и, надо отдать ему
должное, весьма успешно) в том, что отсутствующие
у взрывных детей навыки поведения не появляются
в результате привычных наказаний или поощрений.
Второе. Если педагогическая вера в
успех воспитания кнутом и пряником не приводит к
ожидаемому результату, то необходимы другие
методы воздействия. Какие? Основное внимание в
книге уделено объяснению того, каким образом
следует общаться с гиперактивными детьми. В
специальном разделе, посвященном их пребыванию в
школе, говорится о продуктивности такого
подхода, который предполагает, что к разным
ученикам допустимы разные воспитательные
воздействия.
Любой ребенок, и взрывной не составляет
в данном случае исключения, нуждается в
справедливом к себе отношении, но справедливо –
не значит одинаково. Однако, по наблюдениям
автора, этот принцип готовы принять дети, но он
вызывает возражения у взрослых.
Третье. В педагогической среде
весьма широко распространено мнение, что учитель
всегда (или почти всегда) прав. Эта уверенность в
собственной правоте выражается в нежелании
что-либо менять в своих профессиональных
установках и способах общения с учениками.
Что касается трудных детей, то в книге
проводится мысль о том, что добиться от них
желаемого поведения можно только при условии
готовности взрослых, в том числе и педагогов,
пересмотреть сложившиеся представления о
воспитании. В частности, иногда от учителя
требуется смириться с невыполненным домашним
заданием или непослушанием на уроке – возможно,
у ребенка есть на то свои причины.
Издание украшают несколько эпиграфов, в
том числе и слова американской журналистки Нэнси
Гиббс: «Иллюзии – это истины, которыми мы живем,
пока не поумнеем». Чтобы поумнеть, совсем не
обязательно учиться на своих ошибках, их можно
постараться не допускать. Иногда для этого можно
прочитать достойные книги.