…у человека есть высшее
мужество – мужество страдать.
|
Книги по психологии давно
перестали быть литературой исключительно для
профессионалов. Их читают, чтобы разобраться в
проблемах собственных и своих близких, найти
выход из кажущихся безвыходными ситуаций.
Однако найдется совсем немного особых
по своему влиянию публикаций, к которым
обращаются не один раз. Но именно к таким работам
принадлежит данная книга.
Имя австрийского философа и психолога
Виктора Франкла (1905–1997), с одной стороны, хорошо
известно читателям; с другой – такое
знакомство в большинстве случаев носит
поверхностный характер, так как опирается не на
чтение первоисточников, а на вольный пересказ
положений его теории. Это тоже в известной
степени оправданно, ведь книги по психологии в
подавляющем большинстве случаев пишутся
все-таки для специалистов, и разобраться в них
под силу лишь профессионалу.
Это издание составляет счастливое
исключение по крайней мере по трем причинам.
Во-первых, в нем подняты проблемы, с
необходимостью решения которых человек
неумолимо сталкивается в критические моменты
своей биографии, когда вынужден не только
оценить прошлое и настоящее, но и перестроить
планы на будущее, скорректировав их с учетом
совершенных (равно как и несовершенных)
поступков.
Во-вторых, несмотря на исключительные
обстоятельства, взятые автором в качестве
исходных, поиск смысла жизни и способы его
обретения носят универсальный характер.
И в-третьих, книга написана столь
доступным языком, что читателю нет никакой
необходимости уделять специальное время
ликвидации пробелов в знании психологии.
Правда, заметим, что из книги, о которой
идет речь, совсем не трудно понять основные идеи
логотерапии. Будучи видом экзистенциальной
психотерапии, она направлена на анализ человеком
смысла своего существования, а стремление к
обретению смысла выступает для автора главной
движущей силой развития личности и поведения.
Однако логотерапия этого человека –
не только психологическая теория личности и
психотерапевтическая методология, но и
самостоятельный философский подход. Не случайно
написанное Д.А. Леонтьевым предисловие
ориентировано не на изложение теории Франкла, а
прежде всего на определение ее
мировоззренческого характера, доказанного
опытом выживания в нечеловеческих условиях
фашистских лагерей.
Основная мысль предисловия нашла
отражение в его названии: «Упрямство духа». Д.А.
Леонтьев приводит такой заслуживающий внимания
факт: по результатам общенационального опроса в
США, проведенного с целью выяснить, какие книги
сильнее всего повлияли на жизнь людей,
американское издание «Сказать жизни “да!”
Психолог в концлагере» вошло в первую десятку.
Эта и другие работы Франкла находят
отклик у самых разных читателей, но имеют особое
значение для тех, кому по долгу службы приходится
иметь дело с подрастающим поколением. Они
вынуждены не только сами искать ответы на
трудные жизненные вопросы, но и помогать тем, чей
жизненный опыт еще не позволяет усмотреть в
череде будничных событий их влияние на всю
последующую жизнь.
Именно педагоги сталкиваются с
юношеским максимализмом и нежеланием (или
неумением) считаться с окружающими людьми, с
переживаниями успеха (являющимися не меньшим
испытанием, чем потери) и первыми
разочарованиями, которые созвучны их
собственным мыслям и настроениям. Прежде чем
решиться на беседу с юными, которые легко
распознают фальшивые интонации лживых лозунгов
и беспочвенных обещаний, им самим необходимо
обрести надежные жизненные опоры.
Книга Франкла – одно из немногих изданий,
способствующих постижению смысла жизни не
благодаря, а вопреки происходящему.
Размышления о свободе,
характере и силе духа человека в данном издании
не оставят читателя равнодушным. Говоря о такой
книге, мы сочли логичным процитировать некоторые
ее фрагменты.
В аномальной ситуации именно
аномальная реакция становится нормальной. И
психиатры могли бы подтвердить: чем нормальнее
человек, тем естественнее для него аномальная
реакция, если он попадает в аномальную ситуацию,
к примеру, будучи помещен в психиатрическую
лечебницу. Так и реакция заключенных в
концлагере, взятая сама по себе, являет картину
ненормального, неестественного душевного
состояния, но, рассмотренная в связи с ситуацией,
она предстает как нормальная, естественная и
типичная.
…только любовь есть то конечное и
высшее, что оправдывает наше… существование, что
может нас возвышать и укреплять!.. Человек, у
которого нет уже ничего на этом свете, может
духовно – пусть на мгновение – обладать
самым дорогим для себя – образом того, кого
любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых
ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в
каком действии, когда единственным остается
страдание, – в такой ситуации человек может
осуществить себя через воссоздание и созерцание
образа того, кого он любит.
…юмор – тоже орудие души в борьбе за
самосохранение. Ведь известно, что юмор, как
ничто другое, способен создать для человека
некую дистанцию между ним самим и его ситуацией,
поставить его над ситуацией, пусть… и ненадолго.
…в концлагере можно отнять у человека
все, кроме последнего – человеческой свободы,
свободы отнестись к обстоятельствам или так, или
иначе… И каждый день, каждый час в лагере давал
тысячу возможностей осуществить этот выбор,
отречься или не отречься от того самого
сокровенного, что окружающая действительность
грозила отнять, – от внутренней свободы. А
отречься от свободы и достоинства значило
превратиться в объект воздействия внешних
условий, позволить им вылепить из тебя
«типичного» лагерника.
…погруженность в прошлое обесценивает
настоящее со всеми его ужасами. Но обесценивание
настоящего, окружающей действительности таит в
себе и определенную опасность – человек
перестает видеть хоть какие-то, пусть малейшие,
возможности воздействия на эту
действительность… даже в лагере такие
возможности иногда бывали… самая тяжелая
ситуация как раз и дает человеку возможность
внутренне возвыситься над самим собой.
…большинство людей в лагере полагали,
что все их возможности самоосуществления уже
позади, а между тем они только открывались. Ибо от
самого человека зависело, во что он превратит
лагерную жизнь – в прозябание, как у тысяч, или
в нравственную победу – как у немногих.
…любая попытка психотерапевтической
или даже профилактической коррекции
психологических отклонений, возникавших у
заключенного, должна была быть направлена прежде
всего на то, чтобы вопреки лагерной
действительности снова обратить его к будущему,
к какой-то значимой для него цели в этом будущем.
…каждая попытка духовно восстановить,
«выпрямить» человека снова и снова убеждала, что
это возможно сделать, лишь сориентировав его на
какую-то цель в будущем. Девизом всех
психотерапевтических и психогигиенических
усилий может стать мысль, ярче всего выраженная,
пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть “зачем”,
тот выдержит почти любое “как”». Надо было…
помочь… осознать свое «зачем»… горе тому, кто
больше не видит жизненной цели, чья душа
опустошена, кто утратил смысл жизни, а вместе с
ним – смысл сопротивляться. Такой человек,
утративший внутреннюю стойкость, быстро
разрушается.
Единственность, уникальность, присущие
каждому человеку, определяют и смысл каждой
отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо
то, что именно он может и должен сделать – в
своем труде, в творчестве, в любви… Человек,
осознавший свою ответственность перед другим
человеком или перед делом, именно на него
возложенным, никогда не откажется от жизни. Он
знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе
силы вытерпеть почти любое «как».
|
|