Отсутствие оценки для
ребенка несравненно большая беда, чем двойка.
В.А. Сухомлинский |
За последние десятилетия
отечественное образование претерпело
существенные изменения: начальная школа вновь
стала четырехлетней, введены новые учебные
предметы (например, основы безопасности
жизнедеятельности), появились профильные классы,
почти в каждом образовательном учреждении
работает психологическая служба. Однако в
системе оценивания учебных успехов школьников
массовых нововведений пока нет.
Лишь очень небольшое число школ может
похвастаться тем, что им удалось привнести в эту
систему серьезные усовершенствования. В этих
случаях учителя стараются выставлять ученикам
дифференцированные отметки, с тем чтобы и сами
дети, и их родители имели адекватное
представление о том, насколько успешно идет
процесс усвоения школьной программы.
Одним из наиболее распространенных
способов оценивания, например, в старшей школе
является такой, при котором ученик получает
баллы по количеству решенных задач. Понятно, что
из 20 заданий правильно выполненными могут
оказаться 3, 5 или 9 и при действующей пятибалльной
(а на деле – четырехбалльной) шкале результат
будет одинаковым – двойка, что не совсем точно
отражает реальное положение дел. Этот способ
весьма уязвим для критики хотя бы потому, что,
во-первых, оказывается непригодным при
оценивании творческих работ, к которым относится
сочинение, и, во-вторых, не отменяет задачи
унификации при сравнении школьных успехов детей
разных классов, школ и возрастов.
В силу сказанного выход в свет
учебно-методического пособия, посвященного
анализу современного состояния этой проблемы,
является актуальным и своевременным.
Автор справедливо указывает на такие
существенные недостатки сложившейся системы
оценивания, как отсутствие четких критериев в
выборе отметки и конструктивной информации о
том, что является причиной низкого или высокого
балла, трудность ранжирования результатов
средствами пятибалльной оценки. По мнению
автора, реформа в системе школьного оценивания
направлена на то, чтобы устранить обозначенные
выше недостатки и сделать оценку более
содержательной, объективной и
дифференцированной.
В книге речь идет о возможных способах
оценивания учебных успехов детей. При этом
специальное внимание уделено истории вопроса, а
далее рассказывается о некоторых современных
реалиях, в том числе рейтинговой и тестовой
системах и портфолио.
Правда, возникают вопросы относительно
заявленного автором типа издания как
учебно-методического. Приведенная информация
будет интересна и полезна учителям-предметникам,
классным руководителям, школьной администрации,
психологам.
В то же время пособие теряет свою
специфику как учебное, так как приведенные
сведения носят скорее информативный и
методический, а не учебный характер. Но это не
умаляет важности и полезности данного издания, а
лишь уточняет его направленность.
Для получения полного представления о том,
какие функции несет в себе отметка, в чем состоит
разница между ней и оценкой, как отметка влияет
(если влияет) на учебную деятельность, не только
желательно, но и необходимо обратиться к данным,
накопленным психологией. Они помогли бы
педагогам не только наметить возможные пути
решения поставленной проблемы, но и не совершать
ошибок, которые далеко не всегда можно исправить.