Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Книжная полка

Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2008

Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка.

В.А. Сухомлинский

За последние десятилетия отечественное образование претерпело существенные изменения: начальная школа вновь стала четырехлетней, введены новые учебные предметы (например, основы безопасности жизнедеятельности), появились профильные классы, почти в каждом образовательном учреждении работает психологическая служба. Однако в системе оценивания учебных успехов школьников массовых нововведений пока нет.

Лишь очень небольшое число школ может похвастаться тем, что им удалось привнести в эту систему серьезные усовершенствования. В этих случаях учителя стараются выставлять ученикам дифференцированные отметки, с тем чтобы и сами дети, и их родители имели адекватное представление о том, насколько успешно идет процесс усвоения школьной программы.

Одним из наиболее распространенных способов оценивания, например, в старшей школе является такой, при котором ученик получает баллы по количеству решенных задач. Понятно, что из 20 заданий правильно выполненными могут оказаться 3, 5 или 9 и при действующей пятибалльной (а на деле – четырехбалльной) шкале результат будет одинаковым – двойка, что не совсем точно отражает реальное положение дел. Этот способ весьма уязвим для критики хотя бы потому, что, во-первых, оказывается непригодным при оценивании творческих работ, к которым относится сочинение, и, во-вторых, не отменяет задачи унификации при сравнении школьных успехов детей разных классов, школ и возрастов.

В силу сказанного выход в свет учебно-методического пособия, посвященного анализу современного состояния этой проблемы, является актуальным и своевременным.

Автор справедливо указывает на такие существенные недостатки сложившейся системы оценивания, как отсутствие четких критериев в выборе отметки и конструктивной информации о том, что является причиной низкого или высокого балла, трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки. По мнению автора, реформа в системе школьного оценивания направлена на то, чтобы устранить обозначенные выше недостатки и сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.

В книге речь идет о возможных способах оценивания учебных успехов детей. При этом специальное внимание уделено истории вопроса, а далее рассказывается о некоторых современных реалиях, в том числе рейтинговой и тестовой системах и портфолио.

Правда, возникают вопросы относительно заявленного автором типа издания как учебно-методического. Приведенная информация будет интересна и полезна учителям-предметникам, классным руководителям, школьной администрации, психологам.

В то же время пособие теряет свою специфику как учебное, так как приведенные сведения носят скорее информативный и методический, а не учебный характер. Но это не умаляет важности и полезности данного издания, а лишь уточняет его направленность.

Для получения полного представления о том, какие функции несет в себе отметка, в чем состоит разница между ней и оценкой, как отметка влияет (если влияет) на учебную деятельность, не только желательно, но и необходимо обратиться к данным, накопленным психологией. Они помогли бы педагогам не только наметить возможные пути решения поставленной проблемы, но и не совершать ошибок, которые далеко не всегда можно исправить.

Рейтинг@Mail.ru