Во взаимодействии с молодыми
специалистами должна оптимально сочетаться
аналитико-диагностическая, экспертная,
организационно-методическая и консультативная
работа.
Как показывает практика, даже при
достаточно высоком уровне готовности к
педагогической деятельности вчерашние студенты
испытывают массу трудностей. Как правило, много
проблем вызывают вопросы дисциплины и порядка на
уроке, методические аспекты, оформление школьной
документации, организация взаимодействия с
родителями школьников, осуществление классного
руководства.
У недавно пришедших на работу в школу
учителей достаточно знаний, но недостаточно
умений, так как у них еще не сформированы
профессионально значимые качества. Поэтому
необходимо оказывать им постоянную методическую
помощь.
Организуя такую работу, целесообразно
провести диагностику по различным направлениям:
выявление уровня коммуникабельности;
определение тенденции к стилям
педагогического общения;
уровень педагогического
сотрудничества в процессе обучения;
предрасположенность к конфликтному
поведению; и др.
Примеры диагностик даны в приложении.
Труд учителя – это сложнейшая
психическая деятельность. Она состоит их трех
взаимосвязанных пространств:
Эти три пространства объединены общей
задачей развития личности ученика. Вместе с тем
они не накладываются друг на друга, не
повторяются, не дублируются, а вступают в сложные
диалектические отношения. Весь комплекс проблем,
с которыми сталкивается молодой учитель в своей
работе, касается этих пространств.
Первая трудность связана с правильной,
методически грамотной организацией урока. Мы
предлагаем воспользоваться таблицей 1. Такой
справочный материал будет полезен не только
начинающему специалисту, но и педагогу со стажем
работы.
Таблица 1
Советы молодому учителю при подготовке
к уроку
Учесть |
Сделать |
Помнить |
Учет
особенностей учащихся класса:
– успеваемость (сильный, слабый,
неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
– отношение к предмету;
– темп работы;
– сформированность учебных умений;
– общая подготовленность;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том
числе нестандартным;
– общая дисциплина.
Учет своих индивидуальных особенностей:
– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность при организации учебной
деятельности учащихся;
– управление восприятием нового учебного
материала;
– умение преодолеть плохое настроение;
– уверенность в своих знаниях, умениях;
– наличие умения импровизировать;
– умение пользоваться различными средствами
обучения, в том числе аудио- и видеотехникой,
компьютером и презентационным оборудованием |
1.
Определить место урока в теме, а темы – в
годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме
урока: научные, научно-популярные, методические.
Ознакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать
объяснительную записку, выяснить, что требуется
от учителя в программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника,
отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить
ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в
плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что
должен понять, запомнить ученик в ходе занятия,
знать и уметь после него.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить
ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие
интересные факты, подтверждающие ведущую идею,
узнают на уроке ребята.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его
задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать
наиболее эффективные способы изучения нового
материала, а также формирования новых знаний,
умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход урока в план
занятия и представить его себе как целостное
явление, как процесс, приводящий к осуществлению
задуманного |
1. Надо
быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед
учениками, последовательно вести их к намеченным
целям.
2. Надо быть доброжелательным, не оскорблять
детей, не возмущаться их незнанием или
непониманием. Помнить, что, если большинство
учащихся чего-либо не знают, не понимают, ошибку
надо искать в способах организации их
деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить.
Нечеткий ответ может быть следствием неясного
вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться
ясно, кратко, с обязательным выяснением, как
ребята их поняли.
5. Пристально следить за откликом учеников на
рассказ, задание, требование. Потеря
внимания – сигнал о необходимости изменить
темп, повторить изложенное или включить в ход
урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателями внимания могут быть
активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, начинать и заканчивать урок со
звонком, не допускать длинных сентенций,
«проработок» отдельных учеников.
8. Предъявленное требование следует обязательно
реализовать. Ни одно из них на уроке не нужно
декларировать.
9. Поддерживать интенсивный, но посильный для
большинства темп занятия.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать
инициативу, одобрять их осведомленность |
Вторая трудность в
педагогической деятельности – это дисциплина
и порядок на уроке. Молодой учитель иногда тратит
на это больше сил, чем на подачу материала.
Сначала надо заставить двадцать человек сидеть
по струнке и только затем – что-то
преподавать. Предлагаем несколько правил,
которые должны помочь.
Правило 1. Создать
дисциплину – найти всем работу!
Не орать «работай!!!», когда ученику уже
нечего делать, а загрузить конкретными
заданиями. Вот работа, вот время, не позволяющее
расслабляться, – и вот оценка. Для этого и
существует продуманная модель, схема урока. А
лучший способ «развалить» дисциплину –
незанятое время. Один из возможных путей к такому
исходу – устный опрос. Это, как правило, время
дуракаваляния. Один отвечает у доски, остальные
ничего не делают.
Правило 2. Учитель –
хозяин территории!
Учитель обязан быть хозяином в классе.
Это не имеет отношения к демократизму: хороший
хирург не советуется с больным, хороший механик
не слушает мнений хозяина сломанной машины. Без
результата нет никакой демократии. Здесь –
класс, работа. Педагог занят своим делом и обязан
получить результат. Он должен понимать, что плод
его усилий – работа учеников, хотят они этого
или нет. Дети ценят умение научить и заставить
учиться, если нужно. Но если учитель не умеет
учить, его не примут всерьез.
Правило 3. Сказал –
сделал!
Если учитель хочет уважения от
детей, то он должен уважать себя. А это
значит – отвечать за то, что сказал. Проблем с
дисциплиной не будет, если педагог говорит
только то, что делает. И делает, что говорит! Если
он сказал: «Выгоню!» – то ученик должен выйти
из класса. Да, за это можно получить замечание или
даже выговор от завуча или директора, но это
потом. Если сказал: «Всем – два!» – то нужно
брать журнал или дневники и ставить всем, что
обещал. Через определенное время учитель
научится не болтать лишнего.
Правило 4. Администрации
жаловаться нельзя!
Педагог, знающий себе цену, не пойдет
жаловаться. Он будет решать проблемы дисциплины
сам. Пусть он применит самые жесткие меры, но его
зауважают. Ведь честный человек справляется с
трудностями напрямую, без посредников. А если
учитель все же приведет на урок директора или
завуча, то ребята его не примут всерьез, для них
он окажется слабаком – и проблемы с дисциплиной
будут всегда!
Следующая группа проблем связана с
психолого-педагогическим общением, то есть
взаимодействием учителя и учащегося. Для этого
педагогу необходимы соответствующие знания,
умения и навыки. Основными компонентами здесь
являются: обмен информацией – коммуникация;
обмен действиями – интерактивный компонент;
восприятие и понимание другого человека –
перцептивный компонент.
Детей учат не наставления педагога, а
стиль взаимодействия. Личность педагога, его
профессиональное общение, успех служат ключом к
результатам обучения и воспитания детей. А
отношения, строящиеся на основе взаимного
уважения, равенства, соучастия, веры в
способности, дают возможность самореализации и
личностного развития каждого из участников.
Приведем правила педагогического
общения:
Не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только дурные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не
допускайте даже малейшей некомпетентности в
преподавании своего предмета.
Ребята склонны охотнее выполнять
распоряжения учителей при опосредованном
способе воздействия.
Совместная деятельность сближает
людей.
Предусмотрительность и корректность
поведения учителя снижают напряжение в общении.
Предлагаем рекомендации для молодых
специалистов по эффективному взаимодействию
учителя и учащихся:
1. Ваше появление в классе должно быть
бодрым, уверенным, энергичным.
2. Наличие коммуникативного настроения: ярко
выраженная готовность к общению.
3. Энергичное проявление коммуникативной
инициативы, эмоциональная настроенность на
деятельность, стремление передать это состояние
классу.
4. Создание на уроке необходимого эмоционального
настроя.
5. Органичное управление собственным
самочувствием в ходе урока и общения с детьми
(ровное эмоциональное состояние, способность к
управлению самочувствием, несмотря на
складывающиеся обстоятельства, сбои в
настроении).
6. Продуктивность общения.
7. Управление общением: оперативность, гибкость,
ощущение собственного стиля ведения диалога,
умение организовать единство коммуникаций и
метода воздействий.
8. Речь – яркая, образная, эмоционально
насыщенная, высококультурная.
9. Мимика – энергичная, яркая, педагогически
целесообразная.
10. Движения – выразительные, адекватная
жестикуляция, пластическая образность,
эмоциональная насыщенность жестов.
В заключение хочется отметить, что, как
бы ни были важны для молодого учителя в
профессиональном и человеческом плане проблемы,
с которыми он сталкивается в процессе своей
работы, ему важно помнить, что основным объектом
его труда являются ученики.
Приложение
Тест «Коммуникабельность»
(Автор – В.Ф. Ряховский)
Ответьте «да», «нет» или «иногда».
1. Вам предстоит ординарная или деловая
встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до
последнего момента?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие
поручение выступать с докладом, сообщением,
информацией на каком-либо совещании, собрании
или подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город,
где вы никогда не бывали. Приложите ли вы
максимум усилий, чтобы избежать этой
командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с
кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на
улице обратится к вам с просьбой (показать
дорогу, назвать время)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и
детей» и что людям разных поколений трудно
понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он
забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял
несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно
недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы,
лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым
человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете
тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где
бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе
кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от
своего намерения?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо
комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные
критерии оценки произведений литературы,
искусства, культуры, и никаких чужих мнений на
этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание
явно ошибочной точки зрения по хорошо известному
вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не
вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба
помочь разобраться в том или ином служебном
вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения
(мнение, оценку) в письменной форме, а не в устной?
Оцените ответы
За каждое «да» – 2 очка;
«иногда» – 1 очко; «нет» – 0. Затем общее
число очков суммируется и по классификатору
определяется, к какой категории людей вы
относитесь.
30–32 очка. Вы явно
некоммуникабельный, и это ваша беда, так как
страдаете от этого больше всего вы сами. Но и
близким вам людям нелегко. На вас трудно
положиться в деле, которое требует групповых
усилий. Старайтесь стать общительнее,
контролируйте себя.
25–29 очков. Вы замкнуты,
неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и
поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа
и необходимость свежих контактов если и не
ввергает вас в панику, то надолго выводит из
равновесия. Вы знаете эту особенность своего
характера и бываете недовольны собой. Но не
ограничивайтесь только таким недовольством –
в вашей власти переломить эти особенности
характера. Разве не бывает, что при какой-либо
сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг»
полную коммуникабельность? Стоит только
встряхнуться.
19–24 очка. Вы в известной
степени общительный и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы
вас не пугают. И все же с незнакомыми людьми вы
сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах
участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой
слишком много сарказма без всякого на то
основания. Эти недостатки исправимы.
14–18 очков. У вас нормальная
коммуникабельность. Вы любознательны, охотно
слушаете интересного собеседника, достаточно
терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою
точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных
переживаний идете на встречу с новыми людьми. В
то же время не любите шумных компаний;
экстравагантные выходы и многословие вызывают у
вас раздражение.
9–13 очков. Вы весьма
общительны (порой, быть может, даже сверх нормы).
Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по
разным вопросам, что, бывает, вызывает
раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с
новыми людьми. Любите бывать в центре внимания,
никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда
можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро
отходите. Чего вам недостает – так это
усидчивости, терпения и отваги при столкновении
с серьезными проблемами. При желании, однако, вы
сможете себя заставить не отступать.
4–8 очков. Вы, должно быть,
«рубаха-парень». Общительность бьет из вас
ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите
принимать участие в любых дискуссиях, хотя
серьезные темы могут вызывать у вас мигрень и
даже хандру. Охотно берете слово по любому
вопросу, даже если имеете о нем поверхностное
представление. Всюду чувствуете себя в своей
тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не
всегда можете успешно довести его до конца. По
этой самой причине руководители и коллеги
относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.
Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша
коммуникабельность носит болезненный характер.
Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела,
которые не имеют к вам никакого отношения.
Беретесь судить о проблемах, в которых
совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы
часто бываете причиной разного рода конфликтов в
вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко
бываете необъективны. Серьезная работа не для
вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще
повсюду – трудно с вами. Да, вам бы поработать
над собой и своим характером. Прежде всего
воспитайте в себе терпеливость и сдержанность,
уважительнее относитесь к людям; наконец,
подумайте и о своем здоровье – такой «стиль»
жизни не проходит бесследно.
Тест на выявление тенденций
к стилям педагогического общения
(Авторы: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов,
Г.М. Мануйлов)
Просматривая каждый из вопросов теста,
отмечайте его символом «+», если ваш ответ
положительный, и символом «–», если
отрицательный. От объективности ответов зависит
и степень достоверности результатов
тестирования.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной
подготовке урока даже по неоднократно
пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения
эмоциональному рассказу?
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом
к лицу с классом?
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения
учебного материала находиться за учительским
столом?
5. Часто ли вы используете методические приемы,
которые успешно применялись вами ранее и давали
положительные результаты?
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной
схемы урока?
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него
только что пришедшие в голову примеры,
иллюстрируете сказанное свежим случаем,
свидетелем которого были сами?
8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока
учащихся?
9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по
теме, невзирая на лица слушателей?
10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе
урока?
11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного
материала, не отрываясь от своих записей?
12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная
реакция аудитории (шум, гул, оживление)?
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном
времени (5–8 мин.), чтобы установить нарушенный
контакт и вновь привлечь к себе внимание
учащихся?
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если
почувствуете невнимание учащихся?
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос,
самостоятельно на него ответить?
16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения
нового материала задавали вопросы учащиеся?
17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас
слушает?
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся
в классе два-три лица и следить за их
эмоциональными реакциями?
19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки
учащихся?
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в
настроении учащихся?
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с
вами во время объяснения темы урока?
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учеников?
23. Используете ли вы одни и те же жесты для
подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам
не хватает отведенного по плану урока времени?
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшим
настолько, что не в состоянии повторить их в этот
же день еще раз?
Таблица 2
Ключ теста
Модели
общения |
Да |
Нет |
Дикторская
(«Монблан») |
4, 6, 11, 15, 17, 23 |
1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18,
19, 20, 21, 22, 24 |
Неконтактная
(«Китайская стена») |
9, 11, 13, 14, 15 |
1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21 |
Дифференцированное
внимание («Локатор») |
10, 14, 18, 20, 21 |
2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 |
Гипорефлексивная
(«Тетерев») |
9,11, 15, 17, 23, 24 |
8, 12, 16, 19, 20, 21, 22 |
Гиперрефлексивная
(«Гамлет») |
3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25 |
2, 5, 6, 11, 13, 23 |
Негибкого
реагирования («Робот») |
1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 |
7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 |
Авторитарная («Я
сам») |
5, 10, 14, 15, 18, 24 |
2, 8, 16, 21 |
Активного
взаимодействия («Союз») |
7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 |
1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23 |
Подсчитайте число
совпадений плюсов и минусов в соответствии с
приведенным ключом и определите тенденцию. Если
общая сумма совпадений составит 80% от всех
пунктов по одной модели общения, можете считать
выявленную склонность стойкой.
Интерпретация результатов
теста.
Модель дикторская («Монблан»).
Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит
над ними, находясь в царстве знаний. Никакого
личностного взаимодействия. Педагогические
функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие
психологического контакта, безынициативность и
пассивность обучаемых.
Модель неконтактная («Китайская
стена») очень близка по своему содержанию к
первой. Разница в том, что между педагогом и
обучаемым существует слабая обратная связь
ввиду произвольно и непреднамеренно
возведенного барьера общения. В роли такого
барьера могут выступать отсутствие желания к
сотрудничеству с какой-либо стороны,
информационный, а не диалоговый характер
занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом
своего статуса, снисходительное отношение к
учащимся.
Следствие: слабое взаимодействие с
детьми, а с их стороны – равнодушное отношение
к педагогу.
Модель дифференцированного
внимания («Локатор») основана на
избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог
ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь
на часть, допустим, на талантливых, слабых,
лидеров или аутсайдеров. В общении учитель
концентрирует на них свое внимание.
Следствие: нарушается целостность
акта взаимодействия в системе «педагог –
коллектив», она подменяется фрагментарностью
ситуативных контактов.
Модель гипорефлексивная
(«Тетерев») заключается в том, что педагог в
общении как бы замкнут в себе: его речь большей
частью монологична. Он слышит только самого себя
и никак не реагирует на слушателей. Такой учитель
проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически
отсутствует взаимодействие между обучаемым и
обучающим, а вокруг последнего образуется поле
психологического вакуума. Стороны процесса
общения существуют изолированно друг от друга,
учебно-воспитательное взаимодействие
поставлено формально.
Модель гиперрефлексивная («Гамлет»)
противоположна по психологической канве
предыдущей. Педагог озабочен не столько
содержательной стороной взаимодействия, сколько
тем, как он воспринимается окружающими.
Межличностные отношения приобретают для него
доминирующее значение. Он остро реагирует на
нюансы психологической атмосферы в среде
обучаемых, принимая их на свой счет. Такой
учитель подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная
социально-психологическая чувствительность
педагога, приводящая его к неадекватным реакциям
на реплики и действия аудитории. В такой модели
бразды правления могут оказаться в руках
обучаемых, а учитель займет ведомую позицию.
Модель негибкого реагирования («Робот»).
Взаимоотношения педагога с учащимися строятся
по жесткой программе, где четко выдерживаются
цели и задачи занятия, дидактически оправданы
методические приемы, имеют место безупречная
логика изложения и аргументация фактов, но
учитель не обладает чувством постоянно
меняющейся ситуации общения. Им не учитываются
педагогическая действительность, состав и
психологическое состояние обучаемых, их
возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект
социального взаимодействия.
Модель авторитарная («Я сам»).
Учебный процесс целиком фокусируется на
педагоге. Он – главное и единственное
действующее лицо. От него исходят вопросы и
ответы, суждения и аргументы. Практически
отсутствует творческое взаимодействие между ним
и аудиторией. Личная инициатива со стороны детей
подавляется.
Следствие: воспитывается
безынициативность, теряется творческий характер
обучения, искажается мотивационная сфера
познавательной активности.
Модель активного взаимодействия («Союз»).
Педагог постоянно находится в диалоге с
обучаемыми, держит их в мажорном настроении,
поощряет инициативу, легко схватывает изменения
в психологическом климате коллектива и гибко
реагирует на них. Преобладает стиль дружеского
взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Возникающие учебные, организационные, этические
и другие проблемы творчески решаются
совместными усилиями. Такая модель наиболее
продуктивна.
|