Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Наука управлять

Пополняем методический портфель

Как написать хорошую статью

Заместитель директора, планируя и организуя научно-методическую работу в школе, руководствуется целым комплексом документов (программ, проектов, положений, методических рекомендаций и разработок), которые в совокупности формируют портфель руководителя. Есть здесь и папка «Обобщение опыта», поскольку данный вид деятельности венчает научно-методическую работу.

Известно много способов обобщения опыта: творческий отчет, мастер-класс, открытый урок, выступление на научно-практической конференции или педагогических чтениях и др. Многие из них уже традиционны, учителя и администраторы в совершенстве ими владеют. Методические материалы, регламентирующие эти формы, имеются в арсенале каждого заместителя директора.

Если есть желание представить опыт действительно широкой общественности профессионалов, то стоит поговорить об оформлении результатов в виде материала для научно-методического издания.

Написать статью непросто. Сделать это надо так, чтобы она заинтересовала редакцию, запомнилась читателям, ведущая идея стала ясной и понятной, а другим педагогам и школам захотелось ее реализовать.

Опираясь на опыт подготовки публикаций, я разработала пакет методических материалов для своего портфолио, куда вошли:

  • Алгоритм подготовки и продвижения статьи (приложение 1), включающий описание содержания деятельности и ее результатов по этапам, один из которых – это, собственно, создание авторского текста.

Продвижение статьи требует правильного выбора научно-методического издания: надо четко знать, какому из них предлагать те или иные материалы. Кроме того, каждое издание регламентирует свой набор сопроводительных материалов. Без их правильного оформления статья не будет принята к рассмотрению.

  • Стратегия написания статьи (приложение 2).

  • Банк информации по научно-методическим изданиям. Он содержит папки, в которых находятся файлы с информацией по отдельным изданиям (адрес и контактные данные, основные рубрики, условия публикации, особые условия и др.), а также шаблоны документов, оформление которых обязательно.

Для подготовки педагогов к написанию статьи я провела в лицее семинар – творческую мастерскую «Автор» (приложение 3). Участвовать в мероприятии можно было по желанию, в учительской вывешивалось объявление с информацией о цели и содержании предстоящей работы. Никакой предварительной подготовки от учителей не требовалось.

Проведение данного семинара позволило мотивировать коллег, сформировать у них понимание последовательности действий при написании статьи, согласовать совместную работу (консультации, экспертиза), определить сроки осуществления данной деятельности. Результатом стало достижение договоренности с учителями о подготовке материалов к публикации.

Приложение 1

Подготовка и продвижение статьи. Алгоритм действий

Этап

Содержание деятельности

Результат деятельности

I. Выявление передового педагогического опыта: находок, интересных идей руководителей, методистов, учителей, воспитателей, педагогического коллектива

1. Посещение уроков, внеклассных мероприятий.
2. Изучение материалов портфолио учителя.
3. Изучение материалов экспериментальной, инновационной деятельности.
4. Изучение программ, проектов, результатов работы по теме самообразования.
5. Собеседование с учителями, завкафедрами.
6. Анализ собственной деятельности учителем, методистом, руководителем.
7. Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации программы развития учреждения.
8. Другое

Определен объект опыта (педагогическая находка), подлежащий описанию. Это могут быть разработка урока, сценарий внеклассного мероприятия, положение о мероприятии, технология, методический прием, подход в воспитании, программа эксперимента, проект или др.

Главное условие – авторский характер материала. Он должен иметь радикальную новизну, не повторять того, что уже описано и напечатано

II. Определение формы обобщения опыта

Оценка различных форм обобщения передового педагогического опыта. Определение наиболее эффективной из них

Принятие решения о написании статьи по результатам обобщения опыта

III. Подготовка материала к описанию, первичная обработка

1. Сбор всех материалов, подлежащих обработке. Например:

  • разработка урока: план, содержание по этапам, дидактические материалы, материалы самоанализа, фотографии и др.;

  • сценарий внеклассного мероприятия: разработка, технология проведения, вспомогательные материалы (выступления команд, предполагаемые ответы), фотографии и др.;

  • деятельность педагогического коллектива: программа, нормативно-правовые документы, ее обеспечивающие, материалы анализа, анкеты, опросники, программа мониторинга, его результаты и др.

Собраны материалы, которые могут быть использованы при написании статьи

2. Определение целесообразности включения того или иного материала в статью. То, что в данный момент показалось лишним, позже может быть востребовано, стоит отложить это в отдельную папку

Оптимально отобран материал, на основе которого будет написана статья.

Главное – это уникальность информации. Если предоставленные вами сведения носят авторский характер, а не являются повторением уже известного, они будут востребованы коллегами!

IV. Создание статьи

1. Разработка плана. Чаще всего он подразумевает:

  • вступление;

  • основную часть, подчасти;

  • заключение (выводы);

  • список литературы

Определена структура

2. Написание статьи. Последовательное изложение содержания. Основные критерии его оценки: научность, новизна, оригинальность; логичность и последовательность изложения; доступность для понимания и др.

Написан черновой вариант

3. Вычитывание статьи. Контроль логики изложения, ясности и полноты раскрытия идеи. Правка и переписывание могут происходить несколько раз, пока не будет написан оптимальный вариант

Написан окончательный вариант

4. Оформление статьи в соответствии с техническими требованиями

Статья оформлена и напечатана

5. Написание сопроводительного письма. В нем необходимо показать место данного урока, внеклассного мероприятия в системе работы учителя, классного руководителя; место программы или проекта в реализации программы развития учреждения и т.д.

Написано сопроводительное письмо

V. Продвижение статьи

Анализ ресурсов для публикации, изучение области интересов издания. Оформление сопроводительных материалов (карточка автора, лицензионный договор, копия подписного купона на издание (если необходимо) или др.). Оформление сведений об авторе (авторах)

Определено издание, которому будет предложена статья. Оформлены и подписаны необходимые для публикации документы. Подготовлена электронная версия всех материалов (CD-диск).

Все готово к отправке статьи в издание!

 

Приложение 2

Стратегия написания текста статьи

1. Напишите на отдельном листе основополагающую идею статьи. Возможно, впоследствии вы будете ее уточнять – детализировать или генерализировать.
2. Составьте план, последовательное раскрытие пунктов которого позволит дать полное описание вашей идеи.
3. Работайте над черновиком. Начните раскрывать каждый пункт плана отдельно, лучше это делать на разных листах, что позволит легко менять их местами, если вы сочтете необходимым изменить структуру. Начать раскрывать отдельные части статьи вы можете с любой из них. Начните с той, которая вам кажется проще, легче в изложении содержания, просто нравится.
4. Расписывайте содержание подробно, описывайте деятельность всех участников (учителей и учеников, организаторов и ведущих, администрации и коллектива), указывайте дидактические материалы, описывайте технологии, приемы, методы работы. Пишите простым, понятным языком, не стремитесь «умничать». Не злоупотребляйте специальными понятиями и терминами, их употребление должно быть обосновано, а понимание автором – однозначно. Если термин имеет несколько значений, принятых в педагогике, следует сделать ссылку на то, которым оперируете вы.  Если необходимо, включите в статью схемы, диаграммы, таблицы. Их содержание должно раскрыть основные позиции, представленные в статье. Объемные изображения и большие дополнительные тексты лучше перенести в приложение.
5. Соедините отдельные части статьи, выстраивая между ними логические связи. Работа над черновиком (первичным текстом) закончена.
6. Редакторская правка: композиционное построение и стиль изложения соотносятся с целью статьи, вносятся изменения для достижения большей точности, последовательности и ясности. Прочитайте написанный текст вслух, оцените его с позиции стороннего человека, посмотрите на него чужими глазами. Это позволит выявить шероховатости, неувязки и разрывы в логике изложения, а также места, требующие дополнительных разъяснений, сложные для восприятия части и т.п.  Подумайте: какие вопросы могут возникнуть у читателя? Что привлечет внимание? Что покажется прописной истиной? Подумайте: как можно улучшить статью? Таким образом, вы осуществите «внутреннюю экспертизу» своего материала.
7. Перепишите исправленный текст и еще раз прочтите его вслух. Хорошо, если у вас будут слушатели – члены администрации, коллеги. Они смогут указать недостатки, дадут рекомендации по их исправлению. Внесите необходимые изменения. Перечитывайте и переделывайте статью до тех пор, пока не достигнете желаемого результата.
8. Перепечатайте статью начисто, соблюдая все технические требования к оформлению. Проверьте текст на отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок, если встречаются повторы, замените их синонимами. Объем определяется прежде всего полнотой, завершенностью изложения идеи (если нет ограничений в объеме со стороны редакции!). Если материал получился громоздким, подумайте: может быть, стоит его сократить за счет сокращения некоторых частей?
9. Дайте вашей статье название, в котором отражается описываемая вами идея. Не стоит делать его слишком длинным, оно должно запоминаться, быть узнаваемым. Подберите фотографии, иллюстрации, которые дополняют и раскрывают то, что описано в статье, если в этом есть необходимость.
10. Дайте оценку своему материалу. Помните: статья должна отличаться радикальной новизной. (Если вы обнаружили, что вами описано то, что уже давно известно, только своими словами, не стоит предлагать это произведение для публикации!)
11. Оправьте статью в редакцию выбранного вами издания. Будьте готовы к внесению изменений по рекомендации редакции.

Приложение 3

Творческая мастерская «Автор»

Участники семинара: учителя школы.

Ведущий мастерской: заместитель директора по УВР.

Для работы в мастерской каждый педагог получает лист-шаблон, на котором имеются следующие разделы:

Идеи _________________________________________________________________

Материалы _________________________________________________________________

Часть целого _________________________________________________________________

Ценность для других ________________________________________________________________

Люди и дело _________________________________________________________________

Время _________________________________________________________________

Выгоды _________________________________________________________________

1. Мотивация.

Наша творческая мастерская собрала сегодня самых креативных, инициативных, ищущих педагогов, чьи поиски и деятельность увенчались созданием авторского продукта. Каждый из вас в творческих муках на протяжении многих часов, а иногда дней и недель рождает идею, вынашивает разработку урока, сценарий мероприятия, программу, положение, выступление, набор карточек, тестов и много-много других авторских материалов.

И как часто, однажды реализованные, они остаются лежать в темноте папок, файлов, коробок, тумбочек, шкафов, а то и пропадают в безднах мусорных корзин. Так давайте вытащим их на свет!

Эпиграфом к нашей мастерской я взяла слова П.Бауста: «Много мыслей, которые находили блестящими, побледнели при ярком свете печати». И он мне совершенно не нравится. Давайте этими словами «поиграем» так, чтобы они задали положительный настрой на работу. Предложите вариант эпиграфа, мотивирующего коллег к тому, чтобы открыть доступ к своей педагогической кухне таким же ищущим педагогам.

  • Индивидуальная работа. Заполнение листа-шаблона.

  • Презентация представленных выражений.

  • Запись своего эпиграфа и эпиграфа коллег.

Возможные варианты:

– К несчастью, много блестящих мыслей (идей) так и не увидели света.

– Яркий свет печати не затмит блеск наших мыслей.

– Наши блестящие мысли – находка для печати!

2. Проектирование и оформление замысла.

Мы начинаем работу по актуализации и разработке идей для создания статьи.

  • Запишите в шаблоне те мысли, которыми вы бы хотели (могли) поделится с коллегами. Зафиксируйте на бумаге все, что приходит вам в голову, не останавливайтесь, не критикуйте себя, не сомневайтесь. Пишите, даже если вам это кажется несовершенным.

  • Давайте произнесем вслух все, что вы записали. По мере того как коллеги будут называть свои варианты, вы можете дописывать новые идеи, которые у вас возникают.

  • Внимательно прочитайте полученный список. Подчеркните, выделите в нем то, что для вас представляет особую ценность: долго над этим думали, собрали уникальный материал, нигде такого не встречали, подготовили и успешно реализовали, очень понравилось ученикам, подтвердило эффективность и т.д. (Далее вы будете продолжать работу с тем, что выделили.)

  • Идея у вас есть. Она очень хорошая, замечательная! Какой материал наполнит ее, сделает понятной, подробный, яркой? Запишите все, что будет входить в ваш рабочий вариант. (Давайте обменяемся информацией. Можно по ходу выступлений дописывать.)

  • Если вы изначально описывали несколько интересных идей, то выберите из них одну, которая кажется вам наиболее прогрессивной, инновационной, современной. Если вы работали с одной идеей, подумайте, является ли она частью какой-то системы деятельности, можно ли ее увязать с другими элементами вашего опыта. Заполните в шаблоне раздел «Часть целого». (Давайте обсудим, как вам удалось справиться с задачей.)

  • Подумайте и запишите, чем ваша идея, находка, разработка будет интересна другим. Чем она привлекательна? Что нового можно в ней для себя найти? (Давайте поделимся мыслями.)

  • Вы готовы к написанию статьи. У вас есть авторский материал, вы видите и осознаете его уникальность, знаете, чем наполнить содержание, понимаете, чем он будет полезен другим, завидуете тем, кому посчастливится увидеть его на страницах печати. Нужны ли вам помощь, поддержка, консультация?

Укажите не меньше двух и не больше пяти человек, сотрудничество с которыми может быть вам полезным. Начните с того, кому вы доверяете, кто точно поддержит вашу творческую идею. Затем запишите имя того человека, чьи критические высказывания и оценки помогут сделать работу еще лучше. Закончите этот список тем, кто может дать экспертное заключение, подвести черту, похвалить.

  • Следующий шаг. Определите для себя предельный срок окончательного оформления материала. Укажите эту дату! (Если в течение первой недели вы переговорите с первым человеком в вашем списке о том, что вы сейчас задумали, статья обязательно удастся.)

  • Остается последнее – ответить на вопрос «Зачем мне это надо?». Запишите не меньше трех и не больше пяти мотивов, чтобы определенно можно было сказать: «Я точно знаю, зачем мне это нужно!», «Это выгодно!». (Давайте обменяемся информацией!)

3. Знакомство со стратегией написания статьи.

Написание текста статьи – самый трудный этап в работе. Как следует действовать? (Представление стратегии написания статьи.)

4. Завершение.

Возможности продвижения:

1. Научно-методические издания (журналы, газеты).
2. Интернет (школьный сайт, личный сайт учителя, сайты интернет-изданий и др.).
3. Конкурсы методических разработок (городские, российские).

Продвижение каждой статьи – это индивидуальная работа. Вы обращаетесь – предлагаете идею, продукт, а мы находим для вас методическую площадку!

Администрация школы окажет вам методическую, информационную и техническую поддержку. Мы готовы к сотрудничеству. Вы уже многое умеете! Вы можете научиться писать статьи!

Рейтинг@Mail.ru