Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Наука управлять

«Связанные одной целью»

Через коллективную мыследеятельность – к программе развития

В «УШ» № 1/2010 мы предложили технологию тимбилдинг-игры, целью которой было сплочение педагогического коллектива молодой школы. В данной статье продолжим анализировать вопросы управления педагогическим коллективом, а также рассмотрим некоторые моменты, связанные с разработкой программы развития образовательного учреждения.

Настоящую программу развития может разработать только сам коллектив школы.

А.В. Хуторской

Вспомним о том, что основные стадии жизнедеятельности школы – это режимы становления, функционирования и развития.

Режим становления – нелегкий период. Особенно для молодого педагогического коллектива. Масса затруднений – начиная от взаимодействия со строителями по ликвидации недоделок, налаживания работы коммуникаций, теплоснабжения, обустройства учебных кабинетов и заканчивая становлением педагогического коллектива, адаптацией учащихся, имеющих разный уровень подготовки, – все это требует усилий, специфических знаний и времени.

Режим функционирования характеризуется стабильной работой в установленном формате (общепринятые планы, программы, технологии обучения, структуры организации учебно-воспитательного процесса) и по заданным параметрам (ориентация на цели образования, диктуемые социальным заказом сегодняшнего дня)1.

В режиме функционирования образовательное учреждение может добиться оптимального эффекта своей работы при рациональном расходовании времени, сил и средств. Однако случается и так, что школа, занимаясь воспроизводством известных подходов, программ и технологий, достигает весьма скромных результатов. С одной стороны, стабильность и устойчивость могут привести к стагнации, но с другой – чем к большему успеху придет учебное заведение в стабильном режиме функционирования, тем выше его исходный уровень для дальнейшего развития.

Переход от функционирования к развитию характеризуется принятием управленческого решения о смене режима. Принимая данное решение, директор в первую очередь исходит из того, какие ресурсы (материальные, человеческие и т.д.) находятся в его распоряжении. Именно на этом этапе возникает комплекс задач, связанных с анализом ситуации в школе, определением приоритетных проблем и поиском решений по их ликвидации, разработкой программы развития и т.п.

Управление инновационными процессами и развивающимся образовательным учреждением связано с его переходом из режима функционирования в режим развития. Обратимся к некоторым высказываниям, характеризующим данный этап.

Так, Л.М. Плахова определяет школу, находящуюся в режиме развития, как вероятностную социально-педагогическую систему, обладающую свойствами открытости, активности, инновационной ориентированности, рефлексивности и выполняющую условие непрерывного обновления как основу ее самодвижения и самоорганизации2.

С.А. Смирнов считает значимыми следующие условия перехода ОУ в режим развития:

  • наличие концепции и программы развития;

  • проведение в школе инновационной и экспериментальной работы;

  • наличие сплоченного единой профессиональной целью педагогического коллектива;

  • создание системы ученического самоуправления;

  • организация системы эффективной научно-методической деятельности;

  • достаточная учебно-материальная база;

  • набор альтернативных образовательных услуг, соответствующих потребностям учащихся и родителей3.

Главными задачами инновационного управления ОУ, как отмечает Т.И. Шамова, являются создание условий для развития и самоопределения каждого ученика и выявление сущностных, перспективных требований общества, их анализ и учет при разработке модели развивающейся школы; создание системы комплексных мер для переподготовки и повышения квалификации педагогов с учетом модернизации; создание механизма стимулирования эффективной работы всех участников образовательного процесса4. Одной из важных задач этого режима является сохранение устойчивости и стабильности в ходе преобразований.

М.М. Поташник перечисляет следующие изменения в процессе перехода школы в режим развития:

  • продвижение к созданию образовательного учреждения нового типа;

  • объектом управления становится инновационный процесс;

  • рост потенциала школ;

  • освоение и разработка современных форм, методов, средств обучения с ориентацией на требования социального заказа завтрашнего дня;

  • освоение актуальных систем организации учебно-воспитательного процесса;

  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров для обеспечения нового содержания образования;

  • разработка свежих учебных планов, модифицированных учебных программ, освоение экспериментальных учебников и соответствующих им технологий обучения;

  • создание материальной базы учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей деятельность развивающейся школы;

  • специальная работа по изучению мотивов, ценностей, потребностей и устремлений всех участников образовательного процесса;

  • разработка с учетом специфики развивающейся школы пакета нормативно-правовых документов, в том числе концепции и программы развития школы, концепции и программы эксперимента и др.5

Несмотря на обилие задач, которые нужно решать в период развития школы, это интересный промежуток жизни образовательного учреждения. Особенно если управленческая команда определяет перспективы с привлечением всего коллектива, проводя тимбилдинг-тренинги, основанные на коллективной мыследеятельности.

Коллективная мыследеятельность – путь к успеху

Командообразование, тимбилдинг, корпоративные тренинги – эти понятия все прочнее входят в жизнь трудовых коллективов. Ведь профессиональная и сплоченная команда – залог успеха любой организации. Слаженные и согласованные действия сотрудников, направленные на единую цель, порой дают самые удивительные результаты.

Напомним, что еще в середине 50-х годов в Москве на междисциплинарных методологических семинарах разрабатывалась одна из форм интеллектуальных методологических игр, которая в конце 70-х годов была преобразована в иной вид и стала называться организационно-деятельностной игрой.

Одним из видов управления процессом сплочения коллектива, под которым мы понимаем специальную деятельность по повышению степени устойчивости и надежности деловых и иных связей между членами коллектива, является тимбилдинг – комплекс игр и упражнений, основанных на коллективной мыследеятельности.

Чтобы подобные мероприятия приносили педагогическому коллективу реальную пользу, важно понимать несколько исходных позиций. Обратимся к мнению известного методолога Г.П. Щедровицкого. Он отмечал, что, как и все виды мыследеятельности, организационно-деятельностная игра предполагает три этапа.

Во-первых, подготовка: разрабатываются замысел и концепция игры, формулируются основные рабочие цели, которые должны быть достигнуты с ее помощью, создаются оргпроекты, программы и планы, возможно также, сценарии самых существенных моментов; формируются команды организаторов.

Во-вторых, основной этап: осуществляются предварительно спроектированные и спрограммированные рабочие процессы, производящие и порождающие продукты и результаты, соответствующие целям различных участников; в форме установочных докладов излагаются замысел, основная концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, а затем ее программа и регламент; прорабатываются рабочие и игровые цели, организация, соорганизация и самоорганизация игровых групп; предусматривается время для активной разрядки и активного отдыха.

В-третьих, выход из игры и обобщение опыта: проектируется и прогнозируется организаторами. Это этап целенаправленного и сознательного рефлексивного анализа опыта проведения игры и фиксации его результатов. Во всех случаях выход из игры как для методологов и организаторов, так и для любых других участников является по-человечески крайне трудным и поэтому должен тщательно исследоваться6.

Программа развития школы – Что это?

Теперь обратимся к программе развития образовательного учреждения. Е.В. Воронина отмечает, что это проект, определяющий развитие школы в рамках образовательной программы либо при переходе от завершения реализации образовательной программы к формированию новой7.

По мнению А.М. Моисеева, программа развития – разновидность целевой программы, которую можно определить как интегративное представление исходных проблем, целей, ресурсов, а также действий по достижению целей. Она направлена на решение актуальных проблем, требующих изменения, совершенствования жизнедеятельности образовательного учреждения.

В Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) были разработаны методические рекомендации по созданию программы развития школы8, в которых подчеркивается, что она должна определять:

  • проблемы, на решение которых она ориентирована;

  • новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;

  • образ (проект) желаемого будущего школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему учебного заведения;

  • стратегию осуществления изменений;

  • цели – ожидаемые и желаемые результаты изменений;

  • план действий;

  • инновационные проекты осуществления частных изменений;

  • ресурсное обеспечение программы;

  • кадровое обеспечение программы.

Посмотрим на рекомендуемую структуру программы развития школы – участницы конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в рамках ПНПО (структура разработана в отделе стратегии развития ОУ Южного округа г. Москвы). Данные рекомендации содержат следующие требования к структуре9:

1. Миссия школы – краткое изложение назначения ОУ, его особенностей и стратегического видения конечного результата.
2. Проблемно ориентированный анализ (в динамике за 3 года).
3. Концептуальное обоснование стратегии развития, ожидаемый результат.
4. Цели, задачи программы, этапы.
5. Основные направления программы и механизмы ее реализации.
6. Ресурсное обеспечение10 (административный, кадровый, материально-технический, финансово-экономический, организационный ресурсы и др.).
7. Мониторинг эффективности программы (циклограмма мониторинга по направлениям развития).
8. Программа должна содержать от 20 до 40 страниц.

Тимбилдинг-игра «Наша новая школа»

Создать документ, определяющий стратегию развития любого учреждения, в том числе и школы, непросто. Однако если попробовать подойти к этому процессу творчески, то нудная работа может превратиться в увлекательное занятие, которое к тому же продемонстрирует директору, насколько учителя заинтересованы в успехе учебного заведения и сколько усилий они готовы приложить для достижения этого успеха.

Ниже мы предлагаем вам игру, рассчитанную на 4 академических часа в условиях школы. Однако время можно и увеличить, особенно если у педагогического коллектива есть возможность выехать на тренинг за пределы образовательного учреждения (в пансионат, санаторий) и находиться в неофициальной обстановке. Игра состоит из нескольких упражнений. Условимся, что в ней принимает участие педколлектив из 30 человек (хотя можно и больше).

Цели игры: командообразование; повышение уровня сплоченности коллектива молодой школы; приобретение навыков разработки программы развития; определение потенциала педагогического ресурса; мотивация к работе в режиме инновационного образовательного учреждения.

Необходимый раздаточный материал:

1. Ватман – 3 шт.
2. Фломастеры – 3 набора.
3. Три набора фотографий (по две в каждом наборе) с названиями трех стран – США, Норвегия, Япония (готовятся заранее).
4. Информация о ключевых особенностях системы образования США, Норвегии, Японии (мы выбираем именно эти страны, так как в них принципиально по-разному организована система образования. – Прим. авт.).
5. Алгоритм содержания программы развития школы (готовится заранее)11.
6. Текст Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»12.
7. Другие стратегические документы.
8. Ноутбуки – 3 шт.

Упражнение-разминка  «В какой стране я окажусь»

(Направлено на командообразование)

Ведущий заранее готовит три набора карточек (фотографий) формата А4 (по две в каждом). В первый входят 2 одинаковых изображения Америки с надписью «США», во второй – «Норвегия», в третий – «Япония».

Ведущий сначала раскладывает по одной карточке на три стола, а затем разрезает каждую так, чтобы получилось 30 фрагментов (по числу игроков) и смешивает их. После этого он просит участников разобрать эти фрагменты.

Задача упражнения состоит в том, чтобы восстановить картинки. Ориентир – целая фотография.

После того как все будет собрано, у каждого стола окажутся по десять участников. На этом этапе ведущий приглашает получившиеся группы сесть каждую вокруг своего стола.

Цель: сформировать три команды для проведения тимбилдинг-игры.

Упражнение «Я для страны построю школу: США, Норвегия, Япония»

(Направлено на выявление претендентов для рабочих групп по созданию программы развития школы)

Ведущий, обращаясь к участникам, говорит о том, что они оказались представителями образовательных учреждений из разных стран. И сейчас каждой команде предлагается нарисовать на ватмане школу, в которой участники работают (американскую, норвежскую или японскую), обозначить ее особенности, проблемы и недостатки, но сказать и о достоинствах, охарактеризовать имеющиеся ресурсы и т.п.

После того как каждая команда нарисует и затем представит «свою» школу, ведущий предлагает разработать для нее мини-программу развития по образцу (шаблону), который заранее приготовлен на бумажном носителе и в виде файла на ноутбуке. При этом игрокам напоминают, что приветствуются творческий подход, неординарность и креативность мышления.

По завершении этой работы проходит защита программ развития с коллективным обсуждением.

В конце упражнения ведущий просит участников каждой группы ответить на вопрос, почему именно в той школе, программу развития которой они разрабатывали, они хотят работать.

Цель: выявить претендентов для рабочих групп по созданию программы развития школы.

После того как ведущий и директор определят самых активных, креативных, заинтересованных, увлеченных этой идеей участников в каждой группе, они предлагают им сесть за стол в центре зала, а остальным разместиться вокруг.

Упражнение «Российская школа будущего»

(Направлено на подготовку рабочих групп по созданию программы)

Отобранной команде предлагается разработать мини-программу развития «Российской школы будущего» (можно по алгоритму) с учетом всех требований, выдвигаемых к программе развития.

Каждому игроку нужно ответить на вопрос о том, в какой школе он хотел бы работать, а также дать характеристику этого ОУ. После того как программа развития составлена, вся команда защищает свой проект. Все участники упражнения вправе задавать вопросы на уточнение, вносить свои поправки и подавать реплики.

Цель: подготовка рабочих групп по разработке программы развития школы; организация коллективной творческой деятельности внутри команд; развитие диалоговых взаимоотношений в коллективе; формирование в нем распределенной ответственности; определение своей роли; уяснение того, что общие интересы важнее личных.

Упражнение «Хочу работать в нашей школе»

(Направлено на рефлексию и закрепление положительных результатов тренинга)

Завершающим, самым сложным и самым важным этапом игры является рефлексия. Членам педагогического коллектива предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какие актуальные проблемы есть в вашей школе?
2. Чем они вызваны?
3. Как можно исправить ситуацию?
4. Какой вы хотите видеть свою школу в будущем?
5. Как вы считаете: если приложить усилия, можно будет создать именно такое ОУ?
6. Хотите ли вы работать именно в нем?
7. Что было для вас самым сложным в написании программы развития?

Цели:

  • закрепить результаты, полученные в ходе игры;

  • определить проблемное поле для разработки программы развития;

  • выявить потенциал педагогов школы;

  • выяснить, в каком образовательном учреждении видят себя члены коллектива в будущем;

  • определить мотивационное поле участников.

_________________

1 Что означает понятие о режимах жизнедеятельности школы? // Академия социального управления: Дистанционная поддержка повышения квалификации [Электронный ресурс]. Адрес: http://forum.asoudppk.ru/index.php?/topic

2 Плахова Л.М. Технология управления школой в условиях развития: Дисс. канд. пед. наук. МПГУ, 1997. С. 25.

3 Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и средн. учебн. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. С. 512.

4 Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. С. 192.

5 Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. С. 464.

6 Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/49

7 Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном национальном проекте «Образование» / Авт.-сост. Е.В. Воронина. М.: 5 за знания, 2008. С. 73.

8 Методические рекомендации по разработке программы развития школы [Электронный ресурс]. Адрес: http://pnpo.apkpro.ru/content/view/27/3/

9 Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном национальном проекте «Образование» / Авт.-сост. Е.В. Воронина. М.: 5 за знания, 2008. С. 75.

10 Плахова Л.М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. Вып. 1, 2.

11 Этот материал (описание теоретических аспектов проблемы, основных этапов разработки программы развития и ожидаемых результатов) можно найти в № 24/2009 и № 2/2010 газеты «Управление школой».

12 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Адрес: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

Рейтинг@Mail.ru