В новых стандартах уделено внимание
таким принципиально важным вопросам, как
качество и уровень образования,
системно-деятельностный подход к организации
образовательного процесса, критерии оценивания
результатов образовательной деятельности
учащихся и педагогов, самого ОУ. В целом в проект
заложен принцип вариативности образования,
предполагающий «создание “личных пространств” для принятия самостоятельных решений
различными участниками образовательного
процесса: учениками и педагогами,
профессиональными и национальными
сообществами», что, значительно расширяя
возможности учебных заведений, в то же время
повышает и их ответственность за результаты
обучения.
Однако многие ОУ, не дожидаясь
указания «сверху», давно самостоятельно ищут
возможные пути и способы изменения тех
негативных тенденций, которые на протяжении ряда
лет довольно явственно ощущаются в школе. Не стал
исключением в этом плане и
экономико-математический лицей № 29 города
Ижевска, в котором за последние десять лет был
разработан и успешно внедрен в повседневную
практику целый ряд педагогических технологий,
таких, как:
использование элементов системы
развивающего обучения Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова в среднем звене (начальная школа
работает по ней полностью);
многоуровневая оценка учебной
деятельности (критериальный подход к оцениванию
результатов);
системное формирование общеучебных
навыков в среднем звене;
формирование ключевых
компетентностей учащихся (через расширение
деятельностного компонента образования и с
опорой на общеучебные навыки);
технология интегрированного
модульного обучения (технологические карты,
модульные уроки, модулирование предметов,
триместровая система);
индивидуальные учебные планы на III ступени обучения (самостоятельный
выбор детьми своей образовательной траектории).
Все эти технологии непосредственно
перекликаются с вопросами, рассматриваемыми в
качестве первоочередных в стандартах второго
поколения, и, следовательно, отражают наиболее
перспективные направления развития
отечественного образования.
Каким же образом коллективу лицея
удалось «сработать на опережение»?
Цепочка технологий
Немаловажную роль сыграл статус
образовательного учреждения – лицей,
предполагающий высокий уровень знаний. Кроме
того, серьезным фактором оказалась
мотивированность учеников на успех в учебных
достижениях. А это, в свою очередь, потребовало от
педагогов насыщения учебного процесса новыми
формами, методами, приемами образовательной
деятельности.
Так возникла потребность в
разработке методически грамотных, современных и,
самое главное, применимых на практике
педагогических технологий. После этого
оставалось понять лишь одно: любая из них будет
полезной при определенных условиях – ее
системном использовании и возможности
интеграции с другими методами, поскольку таковые
не замедлят появиться в условиях стремительно
развивающегося современного общества.
В результате осознания данных
факторов в лицее сложилась практика
комплексного применения педагогических
технологий и инноваций, системообразующим
элементом которой стала необходимость развития
у учащихся интегративно-деятельностных качеств,
под которыми подразумевается совокупность
знаний, навыков и компетентностей,
самостоятельно применяемых учащимися в урочной
деятельности и рассматриваемых как результат
современного образования.
Чем был обусловлен выбор той или иной
технологии для ее реализации в лицее? Во-первых,
потенциальными возможностями для создания таких
образовательных условий, в которых будет
обеспечено всестороннее развитие учащегося как
субъекта образовательной деятельности.
Во-вторых, способностью педагогического
коллектива к освоению технологии на данном
этапе. В-третьих, необходимостью продолжения
работы по уже освоенным технологиям.
Так, использование многоуровневой
оценки учебной деятельности учащихся (МОУД),
имеющей две составляющие – уровень
мыслительной деятельности и критерии
оценивания, – позволило выйти на систему
общеучебных навыков (ОУН), для формирования
которых нужны точные и понятные критерии. В свою
очередь, освоение школьниками общеучебных
навыков помогло активизировать межпредметную
интеграцию, расширило деятельностный компонент
в образовании, что стало хорошей основой для
формирования ключевых компетентностей учащихся
(ККУ) и внедрения компетентностного подхода.
На основе этого и были определены
принципы отбора внедряемых технологий, которые:
позволяют развивать теоретическое
мышление школьников;
обеспечивают расширение
деятельностно-практической составляющей
образовательного процесса;
обладают возможностью интеграции с
уже применяемыми технологиями;
позволяют создать методологическую
базу для освоения на практике;
допускают осуществление
мониторинга.
Разработкой технологий,
соответствующих данным принципам, занимается
лаборатория педагогической диагностики,
являющаяся структурным подразделением лицея.
Управляют этим процессом заместитель директора
по научно-методической работе и методический
совет лицея, в который входят руководители всех
структурных подразделений.
Формируем навыки
Каким же образом осуществляются
разработка и внедрение педагогических
технологий в рамках образовательного
учреждения? Обязательным условием является
очередность следующих этапов:
1. Теоретический – изучение
имеющихся материалов, подходов и разработок по
интересующему направлению.
2. Экспериментальный – создание инициативной
группы учителей, работающих в режиме
эксперимента, разработка и апробация
соответствующих методик.
3. Практический – внедрение технологии в
практику работы педагогов лицея, осуществление
корректирующей деятельности.
Не акцентируя внимание на этих этапах,
покажем логику создания технологии на примере
разработки системы формирования общеучебных
навыков учащихся.
То, что данное направление
деятельности являлось (и является до сих пор)
актуальным, доказывать не нужно. Об ОУН говорится
во всех официальных источниках, имеющих
отношение к образованию. Тем не менее сегодня нет
какой-либо четкой методики, позволяющей их
формировать систематически и повсеместно.
Реализуемая нами система создана для
предметов гуманитарного и естественно-научного
циклов.
При ее разработке поочередно решались
следующие задачи:
1) систематизация общеучебных навыков;
2) выделение приоритетных ОУН для каждого
предмета;
3) координация работы преподавателей по их
формированию;
4) разработка методики формирования ОУН;
5) создание условий для самостоятельного
применения учащимися ОУН в практической
деятельности.
На первоначальном этапе были
определены общеучебные навыки для каждой
параллели с 5-го по 9-й класс с учетом возрастных
особенностей учащихся и требований к содержанию
образования. Их систематизация позволила
преподавателям выявить наиболее значимые,
приоритетные для своего предмета ОУН, на
основании чего были разработаны сводные таблицы
предметных и общеучебных навыков с учетом их
преемственности, постепенного усложнения и
углубления.
Благодаря таким таблицам появилась
возможность координации деятельности учителей
по формированию ОУН, что позволило в дальнейшем
решить еще одну проблему – высвобождения
времени, поскольку теперь определенные навыки
закладывались на конкретных предметах, а
использовать их на своих уроках могли все
преподаватели.
Далее предстоял более сложный
этап – разработка методики формирования
общеучебных навыков, – который потребовал от
учителей последовательного решения ряда задач:
определения тем учебного предмета,
наилучшим образом подходящих для формирования
того или иного навыка;
подбора дополнительной информации,
позволяющей закреплять и развивать формируемые
навыки;
создания алгоритмов и рекомендаций
для учащихся по осуществлению различных видов
учебной деятельности.
В результате были разработаны
методические приемы по формированию общеучебных
навыков, причем каждый из них создавался
специалистом в той или иной предметной области.
Следующий шаг был направлен на то,
чтобы все учителя, работающие в одной параллели,
ознакомились с результатами своих коллег. В
итоге были сформулированы единые требования,
предъявляемые к применению учащимися
общеучебных навыков. Благодаря этому возникло
единое образовательное пространство, в котором
лицеисты могли легко переносить знания и опыт из
одной предметной области в другую.
В этих условиях стало гораздо проще
осуществлять межпредметную деятельность:
проводить интегрированные уроки и межпредметные
работы, выполнять проекты, решать проектные
задачи.
Серьезные изменения были внесены и в
составление учебных программ, поскольку, помимо
традиционных разделов, в них обязательно
включались формируемые ОУН, а также различного
рода задания, выполнение которых требовало
применения общеучебных и предметных навыков.
Такое планирование позволило учителю легко
определять, над каким из них следует вести
работу, когда и какие необходимо проверять, на
что опираться в своей деятельности на уроке. То
есть он получил возможность последовательно и
целенаправленно работать над формированием ОУН.
Логическим продолжением работы над
навыками явилось создание системы контроля за
уровнем их освоения учащимися. С этой целью были
продуманы различные виды контроля, а также
диагностические таблицы, которые позволяли
отследить не только знания детей, но и степень
сформированности у них того или иного навыка.
Понятно, что все это обусловило
предъявление четких требований к результатам
деятельности учащихся, что было обеспечено за
счет уже существовавшей в лицее на тот момент
системы многоуровневой оценки. Благодаря
фиксируемым в таблицах критериям оценивания и
полученным результатам учитель определял, над
каким навыком необходимо продолжить работу, а
ученик осуществлял рефлексию, позволяющую
понять причины допущенных ошибок и спланировать
свое дальнейшее развитие.
Таким образом, ознакомившись лишь с
ключевыми моментами разработки технологии
формирования общеучебных навыков, мы не избежали
вопроса о необходимости ее соотношения с
индивидуальным подходом к обучению,
межпредметной деятельностью, критериальным
подходом к оцениванию достижений учащихся, что
лишний раз доказывает необходимость
комплексного использования современных
педагогических технологий.
Залог успеха –
в последовательном движении
Что же может обеспечить успешное
функционирование педагогической интегративной
деятельности? В первую очередь осознание ее
специфики:
используемые технологии должны иметь
некие общие области и в то же время дополнять
друг друга;
применяемые технологии должны
подразумевать необходимость и возможность
сочетания различных педагогических методик;
внедряемые технологии должны быть
направлены на развитие мыслительных
способностей учащихся и создание условий для их
разнонаправленной деятельности.
Кроме того, необходимо четкое
понимание структуры интеграционного процесса,
которая должна включать в себя следующие
обязательные элементы:
1) постановка целей интеграции –
внешней (организация образовательного процесса)
и внутренней (позитивные изменения в духовном
мире личности);
2) выбор объектов интегрирования – в нашем
случае это современные педагогические
технологии и инновационные методики;
3) определение системообразующего фактора –
он должен объединить в одно целое компоненты
системы, направить их, сохраняя при этом
определенную степень свободы компонентов, и
стимулировать самостоятельное развитие системы;
таким фактором для нас является необходимость
развития у учащихся интегративно-деятельностных
качеств и интегративно-целостного мышления;
4) разработка методических приемов и способов для
практической реализации технологии –
принципов применения, средств осуществления,
видов и форм организации урочной деятельности,
обладающих, как правило, сенситивным характером;
5) корректировка и регулирование текущих
результатов интегративного процесса –
использование метода обратных связей, метода
соотнесения текущих результатов с основной
целью;
6) обеспечение возможности проверки
эффективности технологии – осуществление
различных форм контроля и проведение
мониторинговых исследований.
В ходе реализации этих элементов (при
условии понимания важности каждого из них и их
тщательной проработки) возникает так называемая
«технологическая цепочка», благодаря которой и
становится возможным достижение конечного
результата – создание новой педагогической
технологии.
Немаловажную роль в этом процессе
играет и соблюдение необходимых требований,
предъявляемых к рассмотренным элементам
«технологической цепочки»:
приоритет человеческого фактора:
интеграция должна иметь «человеконаправленный»
характер;
учет всего многообразия существующих
технологий и инноваций и недопустимость их
ранжирования по принципу «важности/неважности»;
соблюдение последовательности
этапов осуществления технологии при условии
гибкого подхода к содержанию каждого из них.
***
В заключение хотелось бы сказать, что
все используемые нами технологии соответствуют
перечисленным выше требованиям. Они содержат
основные элементы технологической цепочки,
прошли необходимые этапы внедрения и успешно
применяются педагогическим коллективом в
течение 3–7 лет (в зависимости от
последовательности их освоения).
По сути, можно утверждать, что в лицее
создан образовательный управленческий проект,
представляющий собой систему внедрения в
школьную практику дополняющих друг друга
педагогических технологий.
|