Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2010

Школа и власть

Исключить педагогический брак

Тема первого в этом году заседания Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ звучала так: «Как учить учителей?». Актуальность вопроса обусловлена объявленным Годом учителя и инициативой «Наша новая школа». В тексте последнего документа, кстати, впервые заявлено, что учитель должен понимать психологию развития ребенка.

С первым докладом на совете выступил ректор Московского городского психолого-педагогического университета, академик РАО Виталий Рубцов. По его мнению, учитель новой школы обязан не только быть специалистом-предметником, но и обладать определенными навыками психолого-педагогической работы.

Что касается конкретных предложений, то Виталий Владимирович озвучил идею создания на базе вузов – разработчиков стандартов крупных базовых центров подготовки педагогических кадров. «Их отличие от традиционных педвузов будет состоять в том, что они станут выполнять роль ресурсных центров, имеющих свои базовые школы, в которых студенты смогут проходить практику», – пояснил В.Рубцов.

Выступления остальных членов Общественного совета носили дискуссионный, а не докладной характер.

В частности, президент образовательного холдинга «Наследник», член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Любовь Духанина отметила, что нам необходим ценз допуска к работе учителем. «Человека с дисграфией, дислексией нельзя допускать к педагогической деятельности, особенно в начальной школе, – убеждена она. – Если такое случается, то страдают дети. Но мы никогда не обсуждаем риски плохой работы учителя». По ее словам, нынешних студентов – будущих педагогов в первую очередь необходимо учить работе в команде, навыкам социального проектирования, повышать их общекультурный уровень.

Ее позицию поддержал член Общественного совета, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. По его словам, пытаясь говорить сегодня об учителе будущего, мы делаем это, находясь в прошлом веке. «Информационная революция сделала профессию педагога принципиально другой, – подчеркнул он. – Какую новую профессию через пятнадцать лет мы будем называть профессией учителя? Как сегодня можно измерить качество педагогического образования? Кто и откуда приходит работать в школу? Сколько вузов выпускает педагогический брак?»

Присутствовавшие попытались отыскать ответы на ворох вопросов, поставленных А.Венедиктовым.

Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян заявил, что качество школьного образования упало, потому что педагогические вузы не дают достойного образования. По этой причине он считает целесообразным отказаться от системы педвузов и ввести педагогические факультеты на базе классических университетов.

Ректор Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил создать педагогические магистратуры в классических университетах, которые будут обучать как студентов, так и действующих учителей. «Учителей в стране больше миллиона. С таким количеством людей невозможно работать точечно и сделать качественный рывок в один момент, – заявил он. – Педвузы сегодня принимают выпускников, сдавших ЕГЭ далеко не на 100 баллов. И именно часть таких людей впоследствии идут работать в образовательные учреждения. Поэтому нужно думать о повышении уровня подготовки учителей, срочно вводя педагогические магистратуры. Например, наш вуз в нынешнем году примет в свою педагогическую магистратуру около 70 человек».

Итог встречи подвел Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Мы уже согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов, – заметил он. – Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям, а если он им не удовлетворяет, то не имеет права работать в школе». Он также подчеркнул, что сегодня учитель – это в первую очередь модератор.

Андрей Александрович убежден, что нужно добиваться адекватной общественной оценки труда педагога. Преодолеть стереотип, прочно укоренившийся в общественном сознании, который представляет учителя низкооплачиваемым, несчастным человеком, – цель, к достижению которой нужно стремиться. По мнению министра, без этого никакие шаги по созданию образа учителя XXI века не могут быть продуктивными.

Рейтинг@Mail.ru