Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2010

Партнерство

Модель взаимодействия семьи и школы

Окончание. Начало в № 4/2010

Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия (продолжение)

Функции органов государственного управления в части организации социального партнерства семьи и школы.

Администрация ОУ:

  • выступает инициатором привлечения общественности к управлению образовательным процессом;

  • обеспечивает необходимые условия для функционирования общественных организаций;

  • организует научно-методическое обеспечение общественного аудита образовательного процесса;

  • способствует изучению образовательных потребностей характерных групп населения;

  • организует выполнение общественного заказа на образование;

  • обеспечивает психолого-педагогическое и правовое консультирование и обучение членов общественных советов и организаций, действующих в поле интересов семьи и школы;

  • организует фронтальное и дифференцированное психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • периодически отчитывается перед общественностью о работе коллектива по выполнению государственного и общественного заказа на образование (на школьной конференции и совете школы).

Педагогический совет:

  • обсуждает научно-методические аспекты социально-педагогического партнерства семьи и школы;

  • заслушивает отчеты творческих групп о ходе и результатах изучения образовательных потребностей различных групп населения;

  • анализирует и утверждает авторские программы психолого-педагогической подготовки родителей.

МО классных руководителей:

  • обсуждает и обобщает опыт работы классных руководителей с семьями различных социальных категорий;

  • инициирует исследования в системе «семья – школа – общество»;

  • инициирует организацию новых групп дифференцированной психолого-педагогической подготовки семьи (родителей и учащихся).

Общественный штаб педобуча (инновационная форма):

  • обеспечивает в научно-методическом отношении изучение потребностей различных групп родителей в психолого-педагогических знаниях и умениях, включая аспекты семейного воспитания;

  • ведет разработку соответствующих программ и пособий;

  • осуществляет подбор лекторов для системы родительского педобуча;

  • планирует фронтальный и дифференцированный педобуч по потокам, группам и секциям;

  • анализирует, оценивает и обобщает опыт работы с различными группами родителей;

  • докладывает на педагогическом совете, общественном совете школы и в администрации о результатах, возникающих проблемах и предлагает потенциально возможные решения.

Временные научно-исследовательские коллективы (инновационная форма) работают в рамках действующих положений целевой областной программы развития инновационных процессов (РИП) в учреждениях образования.

Редакция раздела школьного сайта «Административный вестник» (инновационная форма) выполняет функцию организации и обеспечения взаимодействия семьи и школы в виртуальном пространстве.

Методические рекомендации по вовлечению общественности в процесс аттестации сотрудников ОУ

Педагогическая теория по установившейся традиции считает основными участниками образовательного процесса учащихся, их родителей и педагогов. В случаях, когда речь идет о более широком процессе социализации подрастающего поколения, к этой триаде присоединяются представители непосредственно окружающей школу социальной среды (спортивных организаций, учреждений культуры, групп общения и т.д.) и так называемой макросреды (СМИ, Интернета, национально-культурных сообществ и т.д.).

В последнее время много говорится о значении и желательности привлечения различного рода общественности к активному участию в процессе воспитания. Однако конкретные механизмы, формы и методы такого сотрудничества практически не разработаны, а сложившаяся практика взаимоотношений школы и общественности предусматривает одностороннее влияние образовательного учреждения на родителей и другое социальное окружение, а также не зависящее от мнения общественности разрешение педагогической средой своих внутренних проблем.

Ярким примером этого является узаконенный на сегодняшний день порядок аттестации педагогов и руководителей ОУ, не предусматривающий какое-либо участие общественности в этом вопросе. Иначе говоря, нынешняя практика аттестации исключает оценочные позиции большой группы активных участников образовательного процесса, снижая тем самым ее качество.

Такого рода практика имела обоснование в те времена, когда уровень образования населения был на порядок ниже, чем у учителей. Сегодня основная часть родителей учащихся имеет среднее и высшее образование, вполне достаточное для вынесения субъективных оценок хода и результатов школьного обучения собственных детей. Эти субъективные оценки, сложенные вместе, могут оказаться довольно объективным критерием оценки педагогического процесса в целом и профессиональной деятельности педагогов в частности.

Мы предлагаем методические рекомендации в качестве конкретного инструмента социально-педагогического партнерства школы и общественности. Материалы носят авторский и экспериментальный характер.

  • Методика общественной экспертизы деловых и личностных качеств аттестуемого педагога

Общественная экспертиза призвана обеспечить учет независимых оценок деловых и личностных качеств аттестуемого определенной группой людей, имеющих постоянную и достоверную информацию о различных аспектах профессионально значимой деятельности учителя, и тем самым повысить объективность аттестации.

Участники общественной экспертизы и нормы представительства.

К участию в общественной экспертизе могут быть привлечены:

  • представители родительской общественности (члены родительских комитетов классов, в которых преподает данный учитель) (представительство по числу классов);

  • родители учащихся того класса, где данный учитель является классным руководителем (не менее трети от общего числа семей учащихся);

  • представители классного и школьного ученического самоуправления (по решению ребят);

  • учащиеся класса, где данный учитель является классным руководителем (не менее половины класса);

  • представители учительского коллектива (участники МО учителей-предметников и классных руководителей (по решению МО));

  • представители творческих объединений и союзов учителей района или города (по решению объединений);

  • представители попечительского или управляющего совета школы (по решению совета).

Условия и способы оценивания.

Деловые и личностные качества учителя оцениваются:

  • представителями МО – во время посещения открытых уроков и других мероприятий, подготовленных и проведенных учителем;

  • представителями творческих объединений – по материалам и результатам творческой деятельности педагога;

  • родителями и учащимися – по общим впечатлениям от профессиональной деятельности учителя.

Способ оценивания – анкеты закрытого типа для каждой категории опрашиваемых.

Требования к проведению общественной экспертизы.

Общественная экспертиза предполагает оценку работы профессионала:

а) людьми, не являющимися специалистами в сфере педагогики;
б) специалистами, в т.ч. коллегами по работе.

Неспециалисты способны дать оценку работе учителя, лишь сравнивая свои общие впечатления с некоторым предлагаемым образцом-ориентиром. Такой понятный для неспециалистов образец и должен быть заложен в вопросы анкет.

Коллеги способны на более детальные, глубокие и мотивированные оценки, но обработка таких анкет оказывается сложной, длительной и весьма трудоемкой. Поэтому в реальных условиях целесообразно предложить им оценить ограниченное количество параметров педагогической деятельности учителя, затрагивающих наиболее важные стороны его работы и личности с позиций современных требований. При организации экспертизы рекомендуется прибегать к случайной выборке респондентов, исключать какое-либо давление на них до и во время опроса, анкеты делать, как правило, анонимными, оглашать лишь конечный результат в виде суммы баллов.

Анкеты, методика обобщения результатов. Предлагается использовать семь видов анкет. Рекомендации по их обработке предложены в таблице и дополняющем ее тексте.

Анкета 1

Опрос представителей родительской общественности по оценке учителя

Оцените деловые качества учителя (ФИО) ___________________ с позиций родительского комитета в баллах.

1. Участие в мероприятиях, организуемых родительской общественностью (собраниях, смотрах, рейдах, заседаниях и т.п.):

  • во всех мероприятиях и постоянно – 5;

  • довольно часто – 4;

  • эпизодически – 3;

  • имели место единичные случаи участия – 2;

  • участия не принимал – 1.

2. Степень включенности в подготовку и проведение мероприятий:

  • проявляет заинтересованность и инициативу – 5;

  • является надежным исполнителем поручений – 4;

  • включается в работу только под давлением – 3;

  • по возможности уклоняется от участия – 2;

  • контактов с комитетом не наблюдалось – 1.

Анкета 2

Опрос родителей учащихся по оценке работы классного руководителя

Выскажите мнение вашей семьи о деловых и личностных качествах классного руководителя (ФИО) _______________________________________________________________________________.

1. Оцените в баллах степень интереса педагога к жизни вашей семьи:

  • интерес проявляется постоянно и направлен на помощь семье и развитие ребенка – 5;

  • обращается только в случаях, когда требуется помощь родителей в вопросах учебы или поведения ребенка – 4;

  • общение только на родительских собраниях – 3;

  • общение сведено к вызовам в школу по поводу детских проступков и сбора спонсорской помощи – 2;

  • фактически не общаемся – 1.

2. Оцените в баллах отношение вашего ребенка к воспитательным мероприятиям, организуемым классным руководителем:

  • стремится непременно принять участие во всех делах – 5;

  • активно участвует в отдельных мероприятиях класса – 4;

  • относится по принципу «как все, так и я!» – 3;

  • по возможности уклоняется – 2;

  • участвовать не любит и не желает – 1.

Анкета 3

Опрос представителей классного и школьного ученического самоуправления

Выскажите ваше мнение об учителе и классном руководителе (ФИО) _____________________

с позиций представителя ученического самоуправления.

Оцените в баллах, как педагог относится к ученическому самоуправлению:

  • мы считаем себя хозяевами жизни класса (школы) – 5;

  • мы являемся активными помощниками педагога – 4;

  • с нашим мнением считаются – 3;

  • работаем, когда нас заставляют – 2;

  • самоуправление существует лишь на бумаге – 1.

Анкета 4

Оценка учащимися классного руководителя

Выскажите ваше мнение о вашем классном руководителе (ФИО) ________________________.

Оцените в баллах, насколько содержательно ваше общение с классным руководителем:

  • наш классный – самый классный! Нам повезло! – 5;

  • он постоянно руководит нашей жизнью – 4;

  • в других классах лучше – 3;

  • это не руководитель, а надзиратель – 2;

  • лучше бы с ним вообще не общаться! – 1.

Анкета 5

Опрос представителей учительского коллектива

Выскажите свое мнение о коллеге (ФИО)______________________________________________.

1. Оцените профессионализм педагога в баллах по следующей шкале:

  • у него многому может поучиться даже опытный педагог – 5;

  • отдельные моменты его профессиональной деятельности вызывают мой непосредственный интерес – 4;

  • хороший мастер, старательно делающий свое дело, – 3;

  • на его занятиях скучно и детям, и коллегам – 2;

  • для педагогической работы он мало пригоден – 1.

2. Дайте обобщенную оценку личностных качеств коллеги в баллах по следующей шкале:

  • его личностные качества, на мой взгляд, идеально подходят для педагогической деятельности – 5;

  • как личность мой коллега вполне совместим с педагогической профессией – 4;

  • для педагогической профессии его личностные качества представляются терпимыми (допустимыми, хотя и не всегда желательными) – 3;

  • с ним трудно и детям, и родителям, и коллегам – 2;

  • на мой взгляд, педагогическая деятельность ему явно противопоказана – 1.

Анкета 6

Опрос представителей творческих объединений и союзов

Ваша оценка войдет в итоги общественной аттестации как поощрительный балл. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе участие педагога школы (ФИО) _______________________ в работе творческих объединений.

Обведите нужное: 1 2 3 4 5

Анкета 7

Опрос представителей попечительского или управляющего совета школы

Ваша оценка войдет в итоги общественной аттестации как поощрительный балл. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе работу педагога школы (ФИО) ______________________.

Обведите нужное: 1 2 3 4 5

Таблица

Форма для обработки анкет

№ анкеты

№ вопроса

Баллы, выставленные каждым респондентом по каждому вопросу

Сумма баллов по вопросу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

...

1

                         
                           

2

                         
                           

3

                         

И т.д.

                         
                 

Общая сумма баллов:

 
                 

Общая сумма ответов:

 
                 

Общий средний балл:

 

 

Рекомендации по обработке анкет

1. Общий средний балл получается в результате деления общей суммы баллов на общую сумму ответов.

К полученной сумме могут быть добавлены поощрительные баллы от представителей общественных объединений и союзов, а также попечительского совета.

2. Результат учитывается при аттестации следующим образом:

  • рекомендуется аттестовать с отличием, если средний балл ближе к 5;

  • рекомендуется аттестовать – средний балл около 4;

  • аттестовать с замечаниями – средний балл не ниже 3,2;

  • аттестовать не рекомендуется (рекомендуется организовать внешний аудит) – средний балл ниже 3,2.

Примечание. Комиссия исходя из обстоятельств может принять решение об отмене некоторых анкет или вопросов и изменении аттестационных показателей в общем среднем балле, а также об учете или отмене поощрительных баллов.

  • Методика общественной экспертизы руководителя образовательного учреждения

Участники экспертизы.

К участию в общественной экспертизе профессиональной деятельности руководителя ОУ могут быть привлечены представители:

  • попечительского или управляющего советов;

  • родительской общественности (члены родительского комитета ОУ);

  • ученического самоуправления (для школ, СПТУ);

  • педагогического коллектива;

  • творческих объединений и союзов педагогов и руководителей ОУ района;

  • комиссии по делам несовершеннолетних при администрации района.

Способ оценивания.

Деловые и личностные качества руководителя оцениваются с использованием анонимных анкет закрытого типа.

Требования к проведению общественной экспертизы.

Экспертиза предполагает оценку работы руководителя образовательного учреждения снизу (учащиеся, учителя, родители учащихся), по горизонтали (советом директоров), сверху (творческие объединения, комиссии).

При организации экспертизы рекомендуется прибегать к случайной выборке респондентов, исключать какое-либо давление на них до и во время опроса, анкеты делать, как правило, анонимными, оглашать лишь конечный результат в виде среднего балла.

Аттестационная комиссия создается по просьбе аттестуемого или по инициативе отдела образования из представителей различных групп общественности их совместным решением.

Анкеты, методика обобщения результатов. Предлагается использовать шесть видов анкет.

Анкета 1

Опрос представителей попечительского или управляющего совета

Оцените в баллах деловые и личностные качества руководителя (ФИО, название ОУ) __________________________________________________ с позиций его взаимодействия с попечительским (управляющим) советом.

1. Уровень взаимодействия:

  • выступают командой единомышленников – 5;

  • умеют договариваться – 4;

  • решают отдельные вопросы – 3;

  • взаимодействуют на формальном уровне – 2;

  • взаимодействия фактически нет – 1.

2. Личностные качества руководителя:

  • с ним всегда интересно работать и общаться – 5;

  • деловые контакты хорошие – 4;

  • бывает сложно, но с ним можно иметь дело – 3;

  • контакты часто вызывают напряжение – 2;

  • контакты с ним неприятны, их хочется избегать – 1.

Анкета 2

Опрос родительской общественности (членов родительского комитета ОУ)

Оцените в баллах деловые и личностные качества руководителя (ФИО, название ОУ)_____________________________________________________________________________________________.

1. Отношение к родительским проблемам:

  • хорошо знает проблемы семей различных типов и отдельных родителей – 5;

  • всегда старается разобраться в родительских проблемах, когда к нему обращаются, – 4;

  • внимательно выслушивает и поручает разобраться в родительских проблемах своим подчиненным – 3;

  • вступает в контакты с родителями только по поводу конфликтов с их детьми либо за спонсорской помощью – 2;

  • не считает нужным заниматься родительскими проблемами – 1.

2. Отношения с родительским комитетом:

  • всегда в курсе дел и замыслов родительского комитета, постоянно помогает проводить их в жизнь – 5;

  • следит за тем, как работают с родительским комитетом его заместители, при необходимости корректирует их работу – 4;

  • реагирует только на прямые обращения комитета – 3;

  • отношения ограничены заслушиванием отчетов о работе родительского комитета – 2;

  • контактов с родительским комитетом избегает – 1.

3. Личностные качества руководителя:

  • с ним всегда интересно работать и общаться – 5;

  • деловые контакты хорошие – 4;

  • бывает сложно, но с ним можно иметь дело – 3;

  • контакты часто вызывают напряжение – 2;

  • контакты с ним неприятны, их лучше избегать – 1.

Анкета 3

Опрос ученического самоуправления (для школ, СПТУ)

Выскажите мнение о руководителе вашего образовательного учреждения (ФИО)_________________________________________ с позиций представителя ученического самоуправления.

Оцените в баллах, как руководитель относится к ученическому самоуправлению:

  • мы считаем себя хозяевами жизни школы (училища) – 5;

  • мы являемся активными помощниками директора и его заместителей – 4;

  • с нашим мнением считаются – 3;

  • работаем как можем, но с директором не встречаемся – 2;

  • ученическое самоуправление у нас вообще существует лишь на бумаге – 1.

Анкета 4

Опрос педагогического коллектива

Выскажите мнение о вашем руководителе (ФИО)______________________________________.

1. Оцените в баллах, насколько содержательно ваше общение с руководителем:

  • с директором нам повезло во всех отношениях – 5;

  • это волевой, знающий и умный руководитель, умеющий при случае защитить подчиненных, – 4;

  • с ним можно работать – 3;

  • не столько сам руководит, сколько исполняет распоряжения сверху – 2;

  • лучше бы с ним вообще не общаться – 1.

2. Оцените в баллах его деловые качества:

  • это современный педагогический менеджер, способный организовать работу коллектива даже в кризисных ситуациях, – 5;

  • хороший педагог, но слабый хозяйственник – 4;

  • хороший хозяйственник, но с педагогическими проблемами справляется не лучшим образом – 3;

  • старательный работник, но слабый педагог и слабый хозяйственник – 2;

  • человек явно находится не на своем месте – 1.

Анкета 5

Опрос представителей творческих объединений и союзов педагогов и руководителей образовательных учреждений

Выскажите свое мнение о коллеге (руководителе) (ФИО, название ОУ) __________________.

1. Оцените в баллах профессионализм руководителя по следующей шкале:

  • у него многому может поучиться даже опытный руководитель – 5;

  • отдельные моменты его профессиональной деятельности вызывают мой непосредственный интерес – 4;

  • он старательно делает свое дело, но у других результаты лучше – 3;

  • ни системы в работе, ни старания не заметно – 2;

  • в педагогические менеджеры явно не пригоден – 1.

2. Дайте обобщенную оценку в баллах личностных качеств коллеги по следующей шкале:

  • его личностные качества, на мой взгляд, идеально подходят для педагогического менеджмента – 5;

  • как личность он в основном подходит для роли педагогического менеджера – 4;

  • для педагогического менеджера его личностные качества представляются терпимыми (допустимыми, хотя и не всегда желательными) – 3;

  • с ним трудно и детям, и родителям, и коллегам – 2;

  • на мой взгляд, эта роль ему явно противопоказана – 1.

Анкета 6

Опрос представителей КДН при администрации района

Выскажите, пожалуйста, свое мнение о руководителе (ФИО, название ОУ) ______________________________________________ по результатам ваших контактов в части совместной работы с подростками с девиантным поведением.

Оцените в баллах эффективность руководства по следующим показателям:

  • за последние годы на учет в комиссии по делам несовершеннолетних из этого образовательного учреждения не поставлен ни один подросток – 5;

  • количество состоящих на учете подростков сокращается – 4;

  • оно стабильно – 3;

  • оно возрастает – 2;

  • по приросту поставленных на учет подростков это образовательное учреждение в районе явно лидирует – 1.

Рекомендации по обработке анкет

Для обработки предлагается форма, представленная в таблице.

1. Общий средний балл получается в результате деления общей суммы баллов на общую сумму ответов.

2. Результат учитывается при аттестации следующим образом:

  • рекомендуется аттестовать с отличием, если средний балл ближе к 5;

  • рекомендуется аттестовать – средний балл около 4;

  • аттестовать с замечаниями – средний балл не ниже 3,2;

  • аттестовать не рекомендуется (рекомендуется организовать внешний аудит) – средний балл ниже 3,2.

Примечание. Комиссия исходя из обстоятельств может принять решение об отмене некоторых анкет и изменении аттестационных показателей в общем среднем балле.

 

Рейтинг@Mail.ru