Этот опрос был проведен экспертами
Института развития
государственно-общественного управления
образованием в рамках реализации проекта
«Создание федеральной сети подготовки
участников органов
общественно-государственного управления в
образовательных учреждениях, информационного и
консультационного сопровождения их
деятельности» (по заказу Федерального агентства
по образованию РФ).
В выборке были представлены все
категории членов УС: работники образовательных
учреждений, родители, учащиеся, кооптированные
члены. Ее структура соответствовала
рекомендациям по квотированию численности
различных участников в составе УС. Среди
опрошенных большинство (63%) трудятся в совете от
одного до двух лет, а каждый пятый – новичок. Т.е.
лишь небольшая часть членов совета имеют
относительно большой опыт работы в этих
структурах.
В рамках исследования было получено
848 анкет от членов УС городских и сельских
образовательных учреждений общего образования,
представляющих 14 субъектов 5 федеральных округов
Российской Федерации. Часть из них реализовала
Комплексный проект модернизации образования
(Республика Карелия, Астраханская, Московская,
Калининградская, Саратовская, Тамбовская,
Томская области, Красноярский край, Москва),
часть – развивает данное направление
самостоятельно (Ханты-Мансийский автономный
округ, Архангельская, Иркутская, Омская области,
Республика Марий Эл).
Анализ ответов респондентов на вопрос «Как
бы вы охарактеризовали результаты деятельности
управляющего совета?» показывает, что с
точки зрения половины опрошенных благодаря
работе управляющего совета система принятия
решений в школе стала понятной и открытой,
сформировались более доверительные отношения
между различными участниками образовательного
процесса: администрацией, родительским
сообществом, работниками школы, учащимися (таблица
1).
Таблица 1
Как бы вы охарактеризовали результаты
деятельности управляющего совета?
(До пяти вариантов ответа)
№ п/п |
Варианты
ответа |
Итоги
(%) |
1 |
Стала более
понятной, открытой система принятия решений в
школе |
51,8 |
2 |
Сформировались
более доверительные отношения между различными
участниками образовательного процесса:
администрацией / родительским сообществом /
работниками ОУ / учащимися |
49,6 |
3 |
При принятии
решений по значимым вопросам работы школы в
большей степени стали учитываться интересы
(мнения) родительского сообщества / работников ОУ
/ учащихся |
42 |
4 |
Появился орган,
который может разрешать ряд конфликтов и
проблем, для чего раньше приходилось обращаться
в орган управления образованием, писать жалобы и
т.п. |
36,4 |
5 |
Повысилась
активность родителей/учащихся |
30,5 |
6 |
Появилась
возможность решать значимые вопросы с органами
управления образованием, местной
администрацией, которые один директор
(администрация) не мог решить |
23,6 |
7 |
Удалось привлечь
ресурсы в школу |
19,1 |
8 |
Появилась
возможность для контроля администрации,
например, по использованию бюджетных,
родительских средств |
18,7 |
9 |
В совет пришли
люди, обладающие ценной квалификацией
(компетенцией) для школьных дел: экономисты,
юристы, программисты и др. |
14,9 |
10 |
Улучшились,
стали более продуктивными отношения школы и
местного сообщества |
11,1 |
11 |
Появился
действенный механизм учета общественного заказа
на содержание, качество образования |
10,5 |
12 |
Уменьшилось
число конфликтов учащихся с педагогами |
7,3 |
13 |
Уменьшилось
количество жалоб и обращений родителей |
5,6 |
14 |
Затрудняюсь
ответить |
2,2 |
Теперь при принятии решений по
значимым вопросам работы школы больше внимания
уделяется интересам и мнениям указанных групп.
Более трети опрошенных считают, что появился
орган, способный справляться с рядом конфликтов
и проблем, для решения которых раньше
приходилось обращаться в орган управления
образованием, писать жалобы.
Однако в последнем случае, как мы
видим, речь идет скорее о потенциале совета,
поскольку самих жалоб и конфликтов, по оценкам
опрошенных, меньше не стало.
Результаты проведенного опроса также
свидетельствуют, что наибольший эффект от работы
совета заключается в усилении влияния родителей
на жизнь школы (таблица 2). Значительная доля
опрошенных рассматривает как эффект повышение
качества образования в школе, а четверть –
создание достойных условий для обучения.
Таблица 2
В чем вы видите наибольший эффект от
работы управляющего совета?
(До трех вариантов ответа)
№ п/п |
Варианты
ответа |
Итоги
(%) |
1 |
Усиление влияния
родителей на жизнь школы |
59,8 |
2 |
Защита прав и
интересов участников образовательного процесса |
53,2 |
3 |
Повышение
качества образования в школе |
45 |
4 |
Повышение
эффективности расходования внебюджетных
средств |
30 |
5 |
Создание
качественных условий для обучения |
26,7 |
6 |
Повышение
эффективности расходования бюджетных средств |
21,6 |
7 |
Укрепление
ресурсной базы образовательного учреждения |
16,5 |
8 |
Усиление роли
школы в местном социуме |
4,5 |
9 |
Усиление
ориентации содержания образования на
потребности учащихся и родителей |
1,8 |
10 |
Затрудняюсь
ответить |
1,5 |
11 |
Другое |
0,5 |
Также высоко оценивается роль
советов в защите прав и интересов участников
образовательного процесса. Следует отметить
достаточно большую долю ответов, выделяющих
повышение эффективности расходования
внебюджетных и бюджетных средств. Однако обратим
внимание, что влияние пока недостаточно
проявилось в вопросах ориентации содержания
образования на потребности учащихся и родителей
и в изменении отношений школы с местным
сообществом.
Опрошенные члены советов крайне редко
выделяют негативные последствия создания и
работы УС. Среди названных: напряженное
отношение со стороны учителей, не входящих в
совет; злоупотребление властью некоторых членов
совета и др.
Свои отношения с администрацией
общественные управляющие характеризуют как
доверительные, основанные на взаимоуважении и
сотрудничестве.
Они указывают на то, что иногда
напряжение возникает, но конфликты происходят
редко:
доверительные отношения – 80%;
бывает напряжение – 14%;
затрудняюсь ответить – 4%;
бывают конфликты – 1%;
отношения недоверия – 1%.
Достаточно конструктивными являются
отношения между общественными управляющими и педагогическим
коллективом школ.
По мнению респондентов, большинство
педагогов испытывают по отношению к советам
доверие и уважение, реже – любопытство. В то же
время отмечаются элементы критического
отношения к новому органу соуправления:
доверие и уважение – 65%;
любопытство – 10%;
затруднились ответить – 9%;
критическое отношение – 9%;
настороженность – 4%;
равнодушие – 3%.
Следует отметить, что в группе
родителей (по мнению общественных управляющих)
больше тех (по сравнению с другими категориями
опрошенных респондентов), кто равнодушен к
деятельности советов, есть и такие, кто относится
к ним с настороженностью. При этом доминирующими
являются отношения доверия и уважения:
Для повышения эффективности работы
совета нужно прежде всего уделить внимание
отбору – собрать не случайных, а действительно
активных людей (таблица 3). Требуется более
ответственное отношение к своей работе. Важно,
что сами общественные управляющие указывают на
то, что они нуждаются в обучении.
Таблица 3
Что необходимо для повышения
эффективности работы советов?
(До трех вариантов ответа)
№ п/п |
Варианты
ответа |
Итоги
(%) |
1 |
Собрать в совете
не случайных, а действительно активных,
ответственных людей |
59,6 |
2 |
Обучение членов
совета – школьных управляющих |
41,8 |
3 |
Более активное и
ответственное отношение членов совета к своей
работе |
40,9 |
4 |
Время:
общественные управляющие постепенно освоят
полномочия, научатся принимать решения |
38 |
5 |
Время для
формирования отношений доверия и сотрудничества
между членами совета – директором, родителями,
работниками школы, учениками |
22 |
6 |
Расширить
полномочия совета |
15,6 |
7 |
Изменить позицию
директора. Он должен увидеть в совете партнера по
управлению, поделиться полномочиями |
12,9 |
8 |
Затрудняюсь
ответить |
2,7 |
9 |
Ничего
невозможно изменить |
0,5 |
10 |
Другое |
0,4 |
Данные опроса позволяют
охарактеризовать доминирующее отношение
общественных управляющих к перспективам
повышения эффективности работы советов как
сдержанный оптимизм. Глубокий пессимизм («Ничего
невозможно изменить») выразила крайне
незначительная часть опрошенных.
Быстрых результатов опрошенные не
ждут, справедливо полагая, что компетентность
общественных управляющих и продуктивность
работы органов государственно-общественного
управления будут возрастать, однако этот процесс
требует времени.
Результаты проведенного опроса
показывают, что государственно-общественное
управление образованием находится в стадии
становления. Общественные управляющие нуждаются
в поддержке. С одной стороны, им необходимы
знания и навыки для реализации полномочий совета
(прежде всего стратегических – утверждения
программы развития, согласования
образовательной программы, планирования
бюджета), с другой – принятие субъектами
школьного и местного сообщества.
В первом случае особую актуальность
имеет разворачивание программ обучения и
консультационного сопровождения членов органов
государственно-общественного управления.
Во втором – необходимы усилия управляющего
совета по разъяснению задач, представлению
результатов своей деятельности, организации
обратной связи – продуктивных коммуникаций с
педагогической и родительской общественностью,
местным сообществом.
|