Лучшее – на диске
Несмотря на то, что тематика данного
мероприятия преимущественно касалась учебного
проектирования на предметах
социально-гуманитарного цикла, одно из
центральных выступлений пленарного заседания
было посвящено базе данных, собравшей
учительские разработки по всевозможным школьным
дисциплинам.
Интересный опыт столичных педагогов
стекается в лабораторию информационной
поддержки развития образования Московского
института открытого образования. База
формируется по строгим правилам: авторы проектов
должны описывать свою практику, ориентируясь на
определенную схему. Впоследствии это поможет
тем, кто воспользуется опытом коллег, оценить,
насколько тот подходит им, как его можно
адаптировать к конкретной школе.
Судя по списку названий проектов,
учителя не только ищут педагогические ходы,
чтобы дети с интересом восприняли школьные
предметы, но и пытаются выйти за рамки предметных
дисциплин. Так, появились проекты «Памятник
Уроку», «Всё хорошо», «Влияние музыки на
поведение 3-го “М“ класса во время перемен»,
«Почему Винни-Пух из рассказов Милна отличается
от Винни-Пуха из советских мультфильмов,
знакомых нам с детства», «Влияние Луны на
жизнедеятельность растений», «Хлеб – всему
голова», «Геометрия в ювелирном искусстве»,
«Мода пушкинской эпохи»...
Сто лучших разработок уже вошли в диск,
с которым познакомила участников семинара методист
лаборатории, председатель совета
Педагогического сообщества учебного
проектирования Наталия Дмитриева: «Из первого
диска видно, какой широкий список школьных
предметов представлен. И охвачены все возрастные
категории учащихся – с 1-го по 11-й классы. Без
вас, дорогие учителя, мы никогда бы не проделали
такую большую работу: этот диск полностью
состоит из ваших методических изысканий,
которыми вы поделились.
Наша работа продолжается. Сейчас
формируется вторая сотня проектов. Приглашаю
всех поучаствовать в их сборе. На сайте http://schools.keldysh.ru/labmro/ мы
приводим всевозможные шаблоны для заполнения и
проводим консультирование по любым
затруднениям».
Опасность – вернуться
В дальнейших выступлениях участники
обратились непосредственно к тематике семинара.
Общее мнение в своем докладе о значении
гуманитарных проектов для обучения, развития и
воспитания школьников выразила замдиректора
по УВР ГОУ ЦО № 1484, методист лаборатории
информационной поддержки развития образования
МИОО Людмила Пухова.
«Нам с вами очень повезло преподавать
в школе одни из самых интересных предметов, –
обратилась к коллегам Людмила Витальевна. –
Порой бывает обидно, когда мы слышим, что их
называют “легкими” по сравнению с предметами
естественно-научного цикла.
К сожалению, при существующей
традиционной системе обучения весь
образовательный, воспитательный потенциал
используется не в полной мере. В ходе изучения
предметов в рамках обычных уроков крайне редко
используются альтернативные источники
информации. Значит, наши дети порой бывают лишены
возможности критически и самостоятельно
оценивать разные источники.
Так же не часто мы применяем активные
формы обучения, чем перекрываем детям
возможность творчески развиваться.
И в недостаточной степени на занятиях
нам помогают новейшие информационные
технологии. Даже учитывая, что во многих классах
есть компьютеры, доступ в Интернет, они участвуют
в работе от случая к случаю.
Ликвидировать все эти недостатки
традиционного обучения на уроках гуманитарного
цикла позволяют проекты.
Конечно, выполнение с учениками
гуманитарных проектов требует от учителя как
высокого профессионализма и достаточно широкого
кругозора, так и особого мастерства именно в
понимании того, что такое гуманитарное знание и
как его передать детям. Это знание не
приобретается ребятами, а вырабатывается в
процессе осмысления получаемого материала.
Кроме того, оно предполагает живое общение.
Причем подразумевается, что общение не
ограничивается движением от учителя к ученику, а
идет и в других направлениях: от ученика – к
учителю, у детей между собой.
Уровень усвоения гуманитарного знания
определяется не количеством собранной
информации, а качеством работы с ней. Среди ярких
признаков усвоения – умение рассуждать,
анализировать, доказывать и т.д.
И, конечно, преподавателю гуманитарных
предметов необходимо использовать те формы,
приемы обучения, которые позволяют прививать эти
навыки и умения школьникам и систематизировать
мышление.
Благодаря проектам в контексте того
или иного гуманитарного предмета
учебно-познавательная деятельность
трансформируется в учебно-творческую,
насыщенную новыми элементами. Это приводит к
увеличению эффективности работы и личностному
совершенствованию любого ребенка.
На нетрадиционных занятиях, которые мы
с вами проводим по проектной технологии или с
использованием ее элементов, ученик перестает
быть объектом, а становится субъектом, автором
познавательной деятельности.
Правда, есть опасность, что в процессе
работы учитель в какой-то момент может вернуться
на обкатанные рельсы репродуктивного
преподавания. И для того, чтобы этого не
произошло, нам с вами нужно научиться
анализировать любой этап выполнения проекта и
научить учеников самих на каждом этапе выбирать
сценарий дальнейших действий.
Приобщение детей к проектной культуре
– одно из приоритетных направлений деятельности
любой инновационной школы. Пока этот процесс во
многом держится на энтузиазме учителей. Чем
больше времени мы отводим на проектирование, чем
чаще на уроках и после них мы обращаемся к
элементам проектной работы, тем больше у нас
шансов на успех. Для того чтобы это занятие было
максимально успешным, нужно не только
заинтересовать учащихся, но и быть
заинтересованными в нем самим. При работе над
проектом мы вместе должны получать
удовольствие».
Опыт «строительства»
Завершился семинар несколькими
секционными занятиями.
В секции преподавателей словесности
было запланировано обсуждение следующих тем:
«Герменевтика в проектной работе»,
«Использование кейс-метода при проведении
проектных уроков», «Создание ученических
литературных произведений разных жанров как
форма учебного проектирования» и др.
Педагогов, преподающих иностранные
языки, объединили темы «Использование открытых
технологий на уроках английского языка»,
«Пятнадцатилетний опыт проведения совместных
культурологических проектов с немецкими
школами» и др.
Учителям истории, обществознания и
москвоведения были представлены проекты
«Реконструкция истории в ходе археологических
раскопок», «Межличностные отношения» и др.
А учителей, работающих на предмете МХК
и в музейном проектировании, собрали темы
«Проектирование школьного музея народного
быта», «История в камне», «Учебные проекты на
базе музея “Поэзия. Наука. Эпоха“» и др.
В заключение в каждой секции прошли
организационно-деятельностные игры, где
учителям предлагалось поучаствовать в
«строительстве» проектов.
|