Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2010

Проекты и исследования

Мы должны получать удовольствие

Переход школ на проектные технологии набирает силу. Но пока не у всех учителей хватает времени и знаний для подготовки учебных проектов. О том, как помочь этим педагогам и, наоборот, куда обращаться тем, кто желает поделиться опытом, шла речь на городском научно-практическом семинаре, прошедшем в центре образования № 429 г. Москвы.

Лучшее – на диске

Несмотря на то, что тематика данного мероприятия преимущественно касалась учебного проектирования на предметах социально-гуманитарного цикла, одно из центральных выступлений пленарного заседания было посвящено базе данных, собравшей учительские разработки по всевозможным школьным дисциплинам.

Интересный опыт столичных педагогов стекается в лабораторию информационной поддержки развития образования Московского института открытого образования. База формируется по строгим правилам: авторы проектов должны описывать свою практику, ориентируясь на определенную схему. Впоследствии это поможет тем, кто воспользуется опытом коллег, оценить, насколько тот подходит им, как его можно адаптировать к конкретной школе.

Судя по списку названий проектов, учителя не только ищут педагогические ходы, чтобы дети с интересом восприняли школьные предметы, но и пытаются выйти за рамки предметных дисциплин. Так, появились проекты «Памятник Уроку», «Всё хорошо», «Влияние музыки на поведение 3-го “М“ класса во время перемен», «Почему Винни-Пух из рассказов Милна отличается от Винни-Пуха из советских мультфильмов, знакомых нам с детства», «Влияние Луны на жизнедеятельность растений», «Хлеб – всему голова», «Геометрия в ювелирном искусстве», «Мода пушкинской эпохи»...

Сто лучших разработок уже вошли в диск, с которым познакомила участников семинара методист лаборатории, председатель совета Педагогического сообщества учебного проектирования Наталия Дмитриева: «Из первого диска видно, какой широкий список школьных предметов представлен. И охвачены все возрастные категории учащихся – с 1-го по 11-й классы. Без вас, дорогие учителя, мы никогда бы не проделали такую большую работу: этот диск полностью состоит из ваших методических изысканий, которыми вы поделились.

Наша работа продолжается. Сейчас формируется вторая сотня проектов. Приглашаю всех поучаствовать в их сборе. На сайте http://schools.keldysh.ru/labmro/ мы приводим всевозможные шаблоны для заполнения и проводим консультирование по любым затруднениям».

Опасность – вернуться

В дальнейших выступлениях участники обратились непосредственно к тематике семинара. Общее мнение в своем докладе о значении гуманитарных проектов для обучения, развития и воспитания школьников выразила замдиректора по УВР ГОУ ЦО № 1484, методист лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО Людмила Пухова.

«Нам с вами очень повезло преподавать в школе одни из самых интересных предметов, – обратилась к коллегам Людмила Витальевна. – Порой бывает обидно, когда мы слышим, что их называют “легкими” по сравнению с предметами естественно-научного цикла.

К сожалению, при существующей традиционной системе обучения весь образовательный, воспитательный потенциал используется не в полной мере. В ходе изучения предметов в рамках обычных уроков крайне редко используются альтернативные источники информации. Значит, наши дети порой бывают лишены возможности критически и самостоятельно оценивать разные источники.

Так же не часто мы применяем активные формы обучения, чем перекрываем детям возможность творчески развиваться.

И в недостаточной степени на занятиях нам помогают новейшие информационные технологии. Даже учитывая, что во многих классах есть компьютеры, доступ в Интернет, они участвуют в работе от случая к случаю.

Ликвидировать все эти недостатки традиционного обучения на уроках гуманитарного цикла позволяют проекты.

Конечно, выполнение с учениками гуманитарных проектов требует от учителя как высокого профессионализма и достаточно широкого кругозора, так и особого мастерства именно в понимании того, что такое гуманитарное знание и как его передать детям. Это знание не приобретается ребятами, а вырабатывается в процессе осмысления получаемого материала. Кроме того, оно предполагает живое общение. Причем подразумевается, что общение не ограничивается движением от учителя к ученику, а идет и в других направлениях: от ученика – к учителю, у детей между собой.

Уровень усвоения гуманитарного знания определяется не количеством собранной информации, а качеством работы с ней. Среди ярких признаков усвоения – умение рассуждать, анализировать, доказывать и т.д.

И, конечно, преподавателю гуманитарных предметов необходимо использовать те формы, приемы обучения, которые позволяют прививать эти навыки и умения школьникам и систематизировать мышление.

Благодаря проектам в контексте того или иного гуманитарного предмета учебно-познавательная деятельность трансформируется в учебно-творческую, насыщенную новыми элементами. Это приводит к увеличению эффективности работы и личностному совершенствованию любого ребенка.

На нетрадиционных занятиях, которые мы с вами проводим по проектной технологии или с использованием ее элементов, ученик перестает быть объектом, а становится субъектом, автором познавательной деятельности.

Правда, есть опасность, что в процессе работы учитель в какой-то момент может вернуться на обкатанные рельсы репродуктивного преподавания. И для того, чтобы этого не произошло, нам с вами нужно научиться анализировать любой этап выполнения проекта и научить учеников самих на каждом этапе выбирать сценарий дальнейших действий.

Приобщение детей к проектной культуре – одно из приоритетных направлений деятельности любой инновационной школы. Пока этот процесс во многом держится на энтузиазме учителей. Чем больше времени мы отводим на проектирование, чем чаще на уроках и после них мы обращаемся к элементам проектной работы, тем больше у нас шансов на успех. Для того чтобы это занятие было максимально успешным, нужно не только заинтересовать учащихся, но и быть заинтересованными в нем самим. При работе над проектом мы вместе должны получать удовольствие».

Опыт «строительства»

Завершился семинар несколькими секционными занятиями.

В секции преподавателей словесности было запланировано обсуждение следующих тем: «Герменевтика в проектной работе», «Использование кейс-метода при проведении проектных уроков», «Создание ученических литературных произведений разных жанров как форма учебного проектирования» и др.

Педагогов, преподающих иностранные языки, объединили темы «Использование открытых технологий на уроках английского языка», «Пятнадцатилетний опыт проведения совместных культурологических проектов с немецкими школами» и др.

Учителям истории, обществознания и москвоведения были представлены проекты «Реконструкция истории в ходе археологических раскопок», «Межличностные отношения» и др.

А учителей, работающих на предмете МХК и в музейном проектировании, собрали темы «Проектирование школьного музея народного быта», «История в камне», «Учебные проекты на базе музея “Поэзия. Наука. Эпоха“» и др.

В заключение в каждой секции прошли организационно-деятельностные игры, где учителям предлагалось поучаствовать в «строительстве» проектов.

Рейтинг@Mail.ru