Пробы – один из оптимальных способов
организации профессионального самоопределения
детей. Они являются моделью работы по конкретной
специальности, из которой дети получают сведения
о деятельности различных специалистов,
знакомятся с профессией изнутри. При этом
ученики узнают о своих качествах и способностях,
а главное, могут сами соотнести свой потенциал с
требованиями конкретной практической
деятельности в различных сферах труда.
Приобретенный социальный опыт поможет ребятам
легче определиться с теми направлениями, которые
им нравятся и в которых они смогут быть наиболее
успешны и конкурентоспособны.
Программа опирается на работы
профессора, члена-корреспондента РАО, доктора
педагогических наук С.Н. Чистяковой, которая
подчеркивает, что «проба обеспечивает
проявление внутренней активности личности в
самоопределении, высокий потенциал, который
позволяет учащемуся достичь значительных
успехов в практической деятельности. А
эффективная реализация системы
профессиональных проб возможна только при
наличии полноценного внимания к школе со стороны
государства и производства».
Непременные условия организации
профессиональных проб – их логическое вплетение
в целостный учебно-воспитательный процесс, с
одной стороны, и максимальная приближенность к
реальному производству – с другой.
Механизм реализации программы:
1. Организация работы
кабинета-лаборатории по тьюторскому
сопровождению деятельности учащихся.
2. Организация в гимназии работы клубов
по интересам, в которых ребята смогут
участвовать в профессиональных пробах:
3. Организация сотрудничества гимназии
с социальными партнерами (таблица 1).
Таблица 1
Сотрудничество ОУ с социальными
партнерами
Социальные партнеры |
Формы сотрудничества |
Факультет
журналистики КГУ им. Некрасова |
Консультации,
совместные проекты, экскурсии, встречи с
учащимися |
Факультет
филологии КГУ им. Некрасова |
Консультации,
совместные проекты, экскурсии, встречи с
учащимися |
Эколого-биологический
центр «Следово» |
Прохождение
учащимися летней практики, участие педагогов в
семинарах |
ГИБДД УВД по
Костромской области |
Консультации,
совместные проекты, встречи с учащимися,
организация конкурсов |
ОМОН УВД по
Костромской области |
Экскурсии, встречи
с учащимися |
Юридический
институт КГТУ |
Консультации,
предоставление возможности работы в библиотеке
института |
Областная станция
юных натуралистов |
Консультации,
совместные проекты, организация конкурсов |
Заволжский дом
ветеранов и Заволжский дом инвалидов |
Встречи с
учащимися, предоставление детям возможности
оказать реальную помощь жителям этих домов |
Редакция газеты
«Молодежная линия» |
Освещение
проектов учащихся гимназии, информационная
поддержка |
Романовская
библиотека |
Методическая и
информационная поддержка проектов учащихся |
4. Разработка технологии
организации и проведения профессиональных проб
учащихся.
5. Формирование творческой группы педагогов
(проведение методических занятий, диагностика
учителей, организация методической выставки,
индивидуальных консультаций).
6. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ)
в кабинетах гимназии с выходом в Интернет (к
концу прошлого года в образовательном
учреждении имелись 2 ресурсных центра, 44
компьютера, объединенных в локальную сеть, 12 АРМ).
Ресурсное обеспечение программы:
Создание в гимназии локального акта
– Положения об организации проб.
Профессиональная подготовка
педагога-тьютора на курсах КОИРО, через систему
самообразования; формирование творческой группы
учителей гимназии, участников программы, их
диагностика и методическое сопровождение
деятельности.
Создание и внедрение подпрограмм
(программ элективных курсов, факультативов,
клубов, в рамках которых учащиеся получат
возможность проходить профессиональные пробы).
Изучение и внедрение способов
организации проб.
Разработка и проведение отдельных
акций по организации профессиональных проб.
Создание целевой системы социального
и образовательного партнерства.
Информационно-образовательное
освещение проблемы (размещение материалов по
проблеме на сайте гимназии).
Критерии эффективности программы перечислены
в таблице 2.
Таблица 2
Критерии эффективности программы
Критерии
|
Способ
измерения |
Сознательный
выбор учащимися дальнейшего профессионального
маршрута |
Информация,
получаемая от выпускников гимназии, классных
руководителей |
Рост количества
профессиональных проб, организуемых в гимназии |
Количественный
подсчет по учебным годам |
Положительные
результаты учащихся, участников
профессиональных проб, в конкурсах, смотрах с
представлением результатов своей деятельности |
Анализ участия
учащихся в конкурсах, смотрах |
Рост количества
педагогов, организующих профессиональные пробы |
Количественный
подсчет по учебным годам |
Внешняя
экспертиза программы |
По итогам
педагогических семинаров, конференций |
Профессиональные пробы
предполагают последовательное прохождение
четырех этапов. Рассмотрим их на примере проб «Сотрудник
правоохранительных органов» в рамках
деятельности юридического клуба (таблица 3).
Таблица 3
Этапы профессиональных проб
Название
этапа |
Суть
этапа |
Деятельность
|
Справочно-информационный |
На данном этапе
составляются экономические, технологические,
медицинские и психологические характеристики
профессиональной деятельности через проведение
экскурсий, встречи с представителями профессии,
работу с источниками (специальная литература) |
Экскурсия учащихся, заинтересованных в
участии в данной профессиональной пробе, в Музей
славы УВД по Костромской области, в ОМОН УВД по
Костромской области.
Организация встречи учащихся с
сотрудниками правоохранительных органов
(приглашение их в гимназию).
Знакомство с источниками информации
|
Диагностический |
Выполнение
учащимися эвристических заданий для
самодиагностики способностей и склонностей;
определяются интересы и запросы школьников |
Социальным
педагогом гимназии, школьным инспектором,
психологом и руководителем клуба «Твой выбор –
право!» разработана анкета. Проведено
анкетирование среди учащихся 9–11-х классов,
заинтересованных в участии в профессиональной
пробе |
Практический |
Учащиеся
реализуют проект, позволяющий непосредственно
попробовать себя в выбранном деле. Практическая
реализация профессиональных проб может
осуществляться в следующих формах и их
сочетаниях:
– конкретное задание, связанное с
выполнением технологически завершенного
процесса;
– серии последовательных имитационных
(деловых) игр;
– творческие задания
исследовательского характера (проект, реферат) |
Примеры
конкретных проектов:
Ученицы 11-го класса провели
исследовательскую работу по теме «Отряд милиции
особого назначения». Они стали победителями
региональной акции «Ищу героя» (сегодня одна из
участниц – студентка юридического факультета
КГУ).
Учащиеся 9-го класса работали над
проектом «Безопасная дорога в школу», в рамках
которого осуществлялась профессиональная проба
деятельности сотрудника ГИБДД (участники
проекта выбрали в 10-м классе
социально-гуманитарный профиль, где право
является профильным предметом).
В 2009/10 учебном году ученики 10-го класса
начали реализацию проекта «Учебный суд». Они
смогут попробовать себя в роли адвоката и
прокурора в судебном процессе.
В этом же учебном году ученица 9-го
класса работает над исследовательской темой
«Школьный инспектор»
|
Рефлексивный |
Подведение итогов
профессиональной пробы, определение учащимися
дальнейшего образовательного маршрута |
Проведение по
окончании профессиональных проб круглых столов,
где подростки могут поделиться впечатлениями |
А теперь перечислим темы (или
области) профессиональной пробы, назовем
специалистов, ответственных за их проведение, и
профессии, с которыми учащиеся уже ознакомились
или будут знакомиться в ближайшем будущем (таблицы
4, 5).
Таблица 4
Профессиональные пробы, проведенные
в гимназии в 2008/09 учебном году
№
п/п |
Организатор
профес-
сиональных проб |
Тема
(или область) пробы |
Профессии,
с которыми знакомится
учащийся |
Возраст
учащихся, их количество |
Место
профес-
сиональной пробы в УВП |
Сроки
реализации |
1 |
Учитель истории,
обществознания, права |
Область социально-
правовых знаний («Все на борьбу с курением!»,
«Опасный участок») |
Социолог, юрист,
журналист |
9-й класс, 4 чел. |
В рамках работы
клуба «Твой выбор – право!» |
В течение учебного
года |
2 |
Учитель истории,
обществознания, права; социальный педагог |
Область социально-
правовых знаний («Помоги приюту») |
Социолог, юрист,
журналист |
8-й класс, 11 чел. |
В рамках работы
клуба «Твой выбор – право!» |
Декабрь–май |
3 |
Преподаватель
кафедры журналистики КГУ |
Журналистика
(создание гимназической газеты) |
Журналист |
6-й класс, 25 чел. |
Курс по выбору
«Основы журналистской профессии» |
Октябрь–январь |
4 |
Социальный
педагог |
Безопасность
дорожного движения |
Сотрудник ГИБДД |
6-й, 8-й классы, 12 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Октябрь–
декабрь |
5 |
Учитель биологии |
Фитодизайн |
Флорист |
7-й класс, 2 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Ноябрь–март |
6 |
Учитель географии |
Создание атласа
Арктики |
Картограф |
9-й класс, 2 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Октябрь–март |
7 |
Учитель изо и
черчения |
Организация
выставки |
Художник-
оформитель,
менеджер |
6–8-й классы,
4 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Январь–март |
8 |
Учитель истории;
педагог-организатор |
Педагогическая
сфера |
Учитель |
10–11-й классы, 45 чел. |
В рамках
деятельности клуба старшеклассников |
Октябрь |
Таблица 5
Профессиональные пробы, которые
проводятся в гимназии в 2009/10 учебном году
№
п/п |
Организатор
профес-
сиональных проб |
Тема
(или область) пробы |
Профессии,
с которыми знакомится
учащийся |
Возраст
учащихся, их количество |
Место
профес-
сиональной пробы в УВП |
Сроки
реализации |
1 |
Учитель истории,
обществознания, права |
Социально-
правовые знания (проект «Учебный суд») |
Юрист, журналист |
10-й класс, 6 чел. |
В рамках работы
клуба «Твой выбор – право!» |
Сентябрь–март |
2 |
Учитель биологии |
Биология. Медицина
(«Профессии в медицине») |
Врач |
9-й класс, 5 чел. |
В рамках работы
кабинета-
лаборатории |
Декабрь–май |
3 |
Преподаватель
кафедры журналистики КГУ; учитель русского языка
и литературы |
Журналистика
(создание гимназической газеты) |
Журналист |
7-й, 11-й классы,
27 чел. |
Курс по выбору
«Основы журналистской профессии» |
Октябрь–май |
4 |
Социальный
педагог |
Безопасность
дорожного движения |
Сотрудник ГИБДД |
7-й, 9-й классы,
14 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Октябрь–
декабрь |
5 |
Учитель русского
языка и литературы |
Литературное
творчество |
Журналист,
филолог, литературный критик |
11-й класс, 8 чел. |
В рамках
литературного клуба «Возрождение» |
Ноябрь–март |
6 |
Классный
руководитель
10-го класса |
Организация
детских праздников |
Педагог-
организатор, психолог |
10-й класс, 6 чел. |
Воспитательная
работа классного руководителя |
Январь–май |
7 |
Учитель истории,
обществознания |
Социальная работа |
Социальный
работник |
8-й класс, 14 чел. |
В рамках детско-
ветеранского объединения «Передовая» |
Сентябрь–май |
8 |
Учитель географии |
Экскурсионная
программа по Костромской области |
Экскурсовод |
7-й, 8-й, 10-й классы, 6
чел. |
Внеурочная
деятельность |
Январь–май |
9 |
Учитель географии |
Создание атласа
Арктики |
Картограф, педагог
|
10-й класс, 2 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Октябрь–март |
10 |
Учитель
иностранного языка |
Экскурсионная
программа по Костромской области (на иностранном
языке) |
Переводчик,
экскурсовод |
6–11-й классы,
14 чел. |
Урочная
деятельность |
Октябрь–май |
11 |
Учитель изо,
черчения |
Организация
изобразительной выставки |
Художник-
оформитель, менеджер |
6–8-й классы,
4 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Январь–март |
12 |
Учитель музыки |
Организация
работы музыкального коллектива |
Художественный
руководитель музыкального коллектива |
9-й класс, 7 чел. |
Внеурочная
деятельность |
Январь, апрель |
13 |
Педагог-организатор |
Педагогическая
сфера |
Учитель |
7–11-й классы,
48 чел. |
В рамках
деятельности клуба старшеклас-
сников |
Октябрь |
Фотографии из архива школы
|