Форум «5+5» – это
проектно-аналитическая площадка для обсуждения
инициатив Президента России Дмитрия Медведева
по формированию в России «экономики
благосостояния».
Прежде всего хочу отметить
инновационный формат организации данного
мероприятия. Участники договорились все
выступления начинать со слов «я предлагаю...». Тем
самым были обозначены проблемы для обсуждения на
проектных секциях, работавших в формате
«мозгового штурма» по пяти направлениям –
институты, инвестиции, инновации,
инфраструктура, интеллект.
Выступающие вносили предложения по
улучшению существующей ситуации в рамках своей
отрасли. Здесь велась живая дискуссия, рождались
стратегии развития России.
Мое выступление, конечно, касалось
школы. В докладе я обозначила три направления
развития школьного образования в России.
Первое связано с самой концепцией
российского образования, при проектировании
которой зачастую используется научная основа,
слишком похожая на старую, и вносятся лишь
изменения, не способные вывести образование на
новый уровень.
При этом слабо учитывается реальное
положение дел. Например, исследования,
проведенные среди учителей, показали, что
педагоги не видят проблем в самом процессе
обучения и относят их только к недостатку
финансов. А новые планы требуют прежде всего
новых образовательных технологий. Пока в
стратегических планах мы не проследим действия
по изменению ценностных ориентаций учительской
среды, нового качества образования не добиться.
Поэтому второй пункт, обозначенный
мной, касался усиления конкурсной грантовой
политики. Вспоминая нацпроект «Образование», мы
делаем выводы: он действительно дал толчок к
развитию инновационных школ. Аналогично можно
объявить конкурсные гранты по направлениям
развития системы образования. Это обеспечит нам
приток передовых идей. Здесь я привела в пример
Таганрог, где на протяжении нескольких лет
проходит конкурс проектов при администрации
города на тему социальных молодежных инициатив.
И каждый год мы получаем новые проектные
предложения.
Кстати, гранты не обязательно делать
большими. Если будет много грантов (от 5000 до 50 000
рублей), можно вовлечь больше ОУ и педагогов в
процесс развития российского образования.
Третье направление касалось
поддержки одаренных детей. К сожалению, в
государственном масштабе нет целостной системы
выявления и развития таких детей. Школы своими
силами пытаются решить этот вопрос, но не всегда
хватает ресурсов, как финансовых, так и
человеческих. Мэр Таганрога выделил средства из
местного бюджета на организацию работы
городской математической группы 6–9-х классов, но
это – частное решение, а нам необходимо
проводить государственную политику по созданию
условий для развития талантов одаренных
школьников. И через несколько лет мы сможем
наблюдать прорыв в науке.
В данном контексте возможно внесение в
учебный план нескольких общеобразовательных
учреждений углубленного изучения предметов.
Например, в одной школе – математика и физика, во
второй, соседней, – литература, история, а в
третьей – биология и география.
Таким образом, специалистов высокого
уровня (среди них могут быть и представители
вузов) понадобится меньше: один человек на
3–5 школ.
Данное предложение получило активную
поддержку присутствовавших.
В завершение, на итоговом пленарном
совещании помощник президента Аркадий Дворкович
подвел итоги форума.
Уже в неформальной обстановке я
акцентировала его внимание на том, что
представителей школьного образования на форуме
очень мало, и в связи с этим данному направлению
было уделено недостаточно внимания. Аркадий
Владимирович пообещал продолжить эту работу, в
том числе и через сайт.
Уважаемые руководители! У нас есть
уникальная возможность представить свои
предложения по развитию российского
образования. Присылайте их по адресу редакции
газеты «Управление школой», и мы передадим в
вышестоящие органы.
Дело начато, президент оказывает поддержку,
пора и нам проявить свою активность!
|