Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2010

Школа и власть

Требования к аккредитации и лицензированию ОУ мягче не станут

Инициатива «Наша новая школа» не отменяет ни одного из прежних направлений КПМО и активно поддерживает все, что связано с комфортом школьной среды. Об этом рассказывает директор Центра прикладных экономических исследований ГУ–ВШЭ Татьяна АБАНКИНА.

– Какова финансовая поддержка «Нашей новой школы»?

– Президентская инициатива после обсуждения в регионах и в Государственной думе уже получила национальный статус. Во многом этот проект продолжает КПМО, расширяя его в важных направлениях, связанных со здоровьем школьников и с развитием сети образовательных учреждений. Сегодня направления работы «Нашей новой школы» известны, хотя еще до конца не определено, как будет обеспечена финансовая поддержка этой инициативы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время уточняется, каким образом данные направления будут поддерживаться со стороны государства.

Недавно в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых выступили представители ряда регионов. По их мнению, должен быть найден механизм софинансирования новых инфраструктурных проектов: охраны здоровья школьников, организации горячего питания в ОУ и т.п.

– А будут ли в «Нашей новой школе» старые направления – например, развитие школьной сети, НСОТ?

– «Наша новая школа» тесно связана с новыми экономическими механизмами: среди них и НСОТ, и НПФ, и оптимизация сети. Сохранено направление по созданию общественных управляющих советов. Поставлена еще одна важная задача – ускорить процесс перехода на стандарты нового поколения.

Конечно, все регионы активно поддерживают введение нового направления, касающегося расширения применения здоровьесберегающих технологий, мониторинга здоровья учащихся. Однако «паспорт здоровья» школьников пока представляется мне довольно спорным нововведением. Следует ли заставлять ребенка вести дневник своего здоровья? А если да – не стоит ли вводить это постепенно, с учетом возрастной психологии?

Во время парламентских слушаний, на которых обсуждалась президентская инициатива «Наша новая школа», снова прозвучала идея о введении третьего часа занятий физкультурой в неделю. Но не слишком понятно, как и куда его вписать.

– Министр образования предложил ввести третий урок физкультуры в рамках регионального компонента. Насколько это возможно?

– Новые стандарты уже отходят от компонентной федерально-региональной структуры. Для старшей и средней школы новый стандарт не введен, следовательно, региональный и федеральный компоненты сохраняются. Однако министр не уточнил, за счет чего следует включать третий урок физкультуры: ведь базисные учебные планы уже находятся на пределе СанПиНов.

Обсуждалось, правда, предложение расширить СанПиНы, чтобы это третье занятие считалось для детей не дополнительной нагрузкой, а только сменой деятельности и возможностью отдохнуть.

– Одной из составляющих «Нашей новой школы» должна стать организация для школьников горячего питания. В нацпроекте такое направление уже было. Не слишком ли оно «мелкое» для новой национальной инициативы?

– Ничуть! И на межрегиональном уровне, и на парламентских слушаниях представители регионов очень высоко оценивали результаты этой программы. Механизм был таков: за счет средств федерального бюджета закупалось современное оборудование высокого качества для школьных столовых. Регионы же брали на себя ремонт помещений и подготовку персонала, который мог бы работать на новом оборудовании.

Теперь вместе с национальной инициативой «Наша новая школа» ставится задача вовлечь в современную организацию горячего питания как можно больше регионов и образовательных учреждений. Все понимают: горячее питание и его правильная организация – одни из ключевых компонентов здоровья школьников.

– НСОТ и новая система аттестации учителей тесно связаны с новой системой повышения квалификации педагогических кадров. В ходе проведения нацпроекта уже выделялись средства на развитие региональных ИПК. В «Нашей новой школе» будет направление, связанное с повышением квалификации?

– Более того, данный вопрос оказался в фокусе внимания. В следующем году на эти цели предполагается выделить значительные средства. Владимир Владимирович Путин, как известно, встречался с заинтересованными руководителями и экспертами, выслушивал предложения, как на современном уровне организовать систему повышения квалификации педагогов и руководителей ОУ.

Сегодня многие регионы уже апробируют модели повышения конкурентоспособности и выбора в системе повышения квалификации. Это, например, ваучеры, кредитно-накопительная система. Или прямой перевод средств потребителю, то есть школе, на повышение квалификации педагогов. Получив эти средства, образовательное учреждение уже само выбирает, куда направить педагога.

Важно отметить, что поставленная задача требует сохранения сети региональных институтов повышения квалификации. В системе ИПК необходимо наличие инфраструктуры: оборудованных помещений для занятий, общежитий для учителей. И если сеть будет недофинансирована, она рано или поздно начнет рассыпаться.

Сегодня мобильные группы, предлагающие качественные программы повышения квалификации, зачастую не обладают помещениями и арендуют их. Все идет гладко, пока существуют региональные или городские ИПК, у которых можно арендовать аудитории или общежития. Но как только система региональных ИПК начнет распадаться, арендовать будет уже не у кого!

Я не говорю, что надо продолжать финансировать только учреждения сети ИПК, ограничивая тем самым выбор программ переподготовки для педагогов. Однако количество средств, вливаемых в эту систему и помогающих ей сохраниться и развиваться, должно быть стабильным: неправильно, если оно зависит, скажем, от количества ваучеров на повышение квалификации, которые принесут в ИПК учителя. Ваучерная система, которую пытались ввести в некоторых регионах, именно поэтому оказалась не слишком удачной: нельзя же организовать группу из учителей, которые принесли в ИПК всего три ваучера!

– Регионы – участники КПМО жаловались, что их замучили проверками. В «Нашей новой школе» будет как-то учтен этот нелегкий опыт?

– Проверок много, они очень утомительны, и их число все время растет. Я не берусь судить, насколько все они нужны. Но регулярный контроль расходования федеральных субсидий неизбежен и будет продолжаться, в какой бы федеральный проект ни был вовлечен регион.

Не стоит надеяться, что в ближайшие годы условия станут мягче. Напротив, сегодня повышаются требования к аккредитации и лицензированию образовательных учреждений. У многих ОУ заканчиваются сроки действия лицензий и аккредитации, а их продление – это дополнительная бюрократическая процедура.

В регионах уже поняли: реализация любых проектов требует дополнительных затрат на бумажную работу. Это следует учитывать, для этого надо готовить специалистов.

Важно, что в ходе КПМО регионы-участники научились вести электронный мониторинг. Этот положительный опыт со следующего года должны будут перенять те, кто не участвовал в комплексном проекте модернизации образования. Проблема в том, что этим субъектам РФ придется подключаться к электронному мониторингу скорее всего за свой счет. Вряд ли им окажут такую же существенную федеральную поддержку, какую получили участники КПМО.

Рейтинг@Mail.ru