Статья опубликована при поддержке Холдинговой компании Пинскдрев, представляющей в столице известный белорусский бренд мебели и продуктов деревообработки. С каталогом продукции ведущего белорусского производителя Вы можете озакомиться на сайте pinskdrevmebel.ru, а также в фирменных мебельных салонах предприятия в Москве. Уверены, увиденное не оставит Вас равнодушными: покупатели с самыми разными вкусами и предпочтениями, но при этом ценящие качество и комфорт, обязательно смогут подобрать здесь как отдельные предметы интерьера, так и полную обстановку комнаты и квартиры. Менеджеры компании сделают все возможное, чтобы приобретенная Вами мебель как можно быстрее заняла свое законное место в Вашем доме, и уже в ближайшее время Вы сами, Ваши близкие и друзья смогли по достоинству оценить стиль, удобство и качество продукции белорусских мастеров.
В стенах этих маленьких
фабрик мы каждый день встречаем учителей,
которых поощряют (а иногда и заставляют) массово
«производить» образование, игнорируя различия в
склонностях, интересах и способностях детей.
Класс индустриальной эпохи для своего времени
был неплох; в конце концов он помог Америке
добиться многого. Но эта модель совершенно не
подходит для того, чтобы готовить учеников к
жизни в быстро меняющемся современном обществе.
Рэндалл Филдинг, Джеффри Лакни,
Пракаш Нэйр – архитекторы из «Fielding Nair International»
– компании, построившей несколько отмеченных
призами школ по всему миру. Они все чаще
озадачивают своих клиентов вопросом: почему
стройные ряды парт, обращенных к доске, должны
оставаться основополагающим элементом
школьного кабинета? И просят чиновников от
образования изучить восемнадцать прогрессивных
методик обучения, использование которых в наши
дни важно для успешного образовательного
процесса. Это позволяет убедиться в том, что
традиционный класс приспособлен для
использования лишь двух-трех из них.
Но если не привычный класс, то что? В
каком направлении должно развиваться устройство
школы? Обсуждая этот вопрос с деятелями
образования со всего мира, три архитектора
разработали проекты по крайней мере трех
отличающихся друг от друга студий.
На помощь господа Филдинг, Лакни и Нэйр
призвали блестящих мыслителей, которые –
каждый в свое время – оказывали большое
влияние на умы сограждан: Леонардо да Винчи,
Альберта Эйнштейна и нашего современника Джейми
Оливера. Одной из главных задач всех трех
проектов было разрушить традиционную учебную
среду и предложить вместо нее нечто новое. Вот к
чему они пришли.
Студия да Винчи: действие через
синтез знаний
Вряд ли в ближайшие годы появится
какая-то другая педагогическая тенденция,
способная соревноваться по популярности с
призывами вдохнуть новую жизнь в старые учебные
дисциплины через их перекрестное скрещивание.
Контекст и взаимосвязь фундаментальным образом
меняют то, как учителя учат, а ученики учатся.
Стремительно вступая в эру, в которой стираются
традиционные границы между искусством и точными
науками, мы задумываемся о том, каким образом
дизайн может помочь левому и правому полушариям
человеческого мозга работать в гармонии.
Леонардо да Винчи предложил весьма
жизнеспособную модель достижения этой задачи. В
мире да Винчи границы между дисциплинами, все еще
ощущающиеся в сегодняшних школах, отсутствовали;
его работы естествоиспытателя, математика и
художника прямо говорят нам об этом. Взгляните на
иллюстрации мастера к научным трудам – это
настоящие произведения искусства. А
художественные полотна, наоборот, восхищают
научной точностью деталей. Этому способствовало
рабочее место, которое представляло собой сплав
художественной студии, научной лаборатории и
мастерской.
Итак, как можно воплотить идею студии
да Винчи в современном классе? Представьте
себе пространство, где достаточно дневного
света, имеются источники направленного света,
есть выход на улицу через широкие или
вращающиеся двери, доступ к воде и электричеству,
беспроводная компьютерная сеть, много места для
хранения учебных материалов, напольное покрытие,
которое трудно повредить, высокие потолки,
участок для демонстрации законченных проектов,
система звукоизоляции, окна, выходящие на улицу и
в коридор.
Чтобы использовать потенциал
современной версии студии да Винчи, учителям
нужно больше сотрудничать между собой,
предлагать ученикам возможность работы над
реальными проектами и поощрять
междисциплинарное мышление – то, что редко
встречается в традиционных школах.
Студия Эйнштейна: творческая
рефлексия и вдохновенное сотрудничество
Рабочее место Альберта Эйнштейна
представляло собой скорее кабинет, нежели
студию. Ученый, предпочитавший одиночество,
много времени проводил наедине с собой.
Вдохновение часто посещало его во время прогулок
(к примеру, Эйнштейн любил плавать в заливе
Пеконик-Бей на Лонг-Айленде). А традиционное
рабочее место нужно было ему для того, чтобы
развивать идеи, которые пришли в голову вне дома.
Поэтому, когда мы думаем о том, какой могла бы
быть студия Эйнштейна сегодня, мы воспринимаем
ее скорее как метафору, а не конкретный способ
воспроизвести рабочее место ученого в
современной школе.
Сегодняшняя студия Эйнштейна могла
бы включать в себя пространство, поощряющее
творческую рефлексию, но при этом не
отгороженное полностью от внешнего мира или
реальных проблем, которые всегда должны
учитываться в абстрактных теориях. Чтобы
представить эйнштейновский класс, вспомните, как
выглядит вестибюль пятизвездочного отеля: там
найдется уголок и для тех, кто пришел один, и для
небольших групп; он обставлен комфортной мебелью
и может стимулировать вдохновение благодаря
высоким потолкам, обилию стекла и декору с
элементами живой природы. Он дает возможность
уединиться, но при этом сохранять связь с
окружающим миром.
Школа – это, конечно, не
пятизвездочный отель, но проектировщики все-таки
могут использовать эту модель как отправную
точку, несмотря на бюджетные ограничения.
Студия Эйнштейна – это не только
конкретный класс, но также и состояние ума,
которое позволяет весной перенести занятия под
тень раскидистого дерева или совместить урок с
экскурсией. Подумайте также о том, чтобы
визуально связать студии Эйнштейна и да Винчи, –
первая может стать источником вдохновения, тогда
как вторая предназначена для работы над
воплощением идей.
Студия Джейми Оливера: питать ум,
тело и душу
Проведя какое-то время за изучением
опыта учителей прошлого, наследие которых
охватывает века человеческой истории, мы
неожиданно обратили взоры на героя современного
мира – молодого английского повара и
предпринимателя Джейми Оливера. Используя
процесс приготовления пищи, древний и уважаемый
вид искусства, Оливер дает людям возможность
хорошо поесть – и сохранить здоровье.
Будучи фактически педагогом, он
говорит с представителями молодого поколения о
том, как важно осознать свой потенциал и принять
правильные решения, о персональном выборе и
реальных путях к успеху, которые можно отыскать
вне протоптанной тропы. Но в эпоху, которая ценит
обучение в течение всей жизни, идеи Оливера
находят понимание и у представителей других
возрастных групп.
В сегодняшней школе студия Оливера
могла бы выглядеть как кухня, объединенная с
кафе. Установите в ней «кухонную станцию», видную
всему классу, а также небольшие круглые столики с
удобными стульями. Подобно студии Эйнштейна (но в
отличие от мастерской да Винчи), класс Оливера не
требует четких границ. Это означает, что он не
обязательно должен быть ограничен четырьмя
стенами и может быть перенесен в помещения для
отдыха, а также в школьный двор. Как место для
физического, эмоционального и духовного
насыщения расположите студию Оливера таким
образом, чтобы одновременно обслуживать и студию
да Винчи, и студию Эйнштейна.
Как и в других помещениях, дизайн
студии Оливера ограничен только условиями
конкретного здания, потребностями людей, для
которых студия предназначена, и воображением
дизайнера. Конечно, деньги имеют значение, но
воображение – это важный ресурс, не всегда
учитываемый в смете.
Когда вы начинаете размышлять о том, в
каких условиях творили великие мыслители, идея
класса-фабрики становится все менее
привлекательной, и вместо нее в голову приходят
более интересные варианты. Если вам не повезло
начать работу с нуля, используйте ряд приемов,
чтобы применить новые идеи по дизайну в старых
зданиях. Их непросто освоить, но результат того
стоит.
10 способов
избавиться от «коробки»
1. Отбросьте привычную мысленную
модель. Помните, что «коробка» класса
существует не только в реальном пространстве, но
также и в голове. Поставьте себе цель избавиться
от устаревшей концепции.
2. Сформируйте группу для работы над
проектом. Пусть ваши ученики займутся
исследованием новых веяний в области дизайна
школ, чтобы найти альтернативные варианты
обустройства старого здания.
3. Разработайте матрицу занятий.
Решите, какая из учебных методик может быть
использована в пространстве класса.
4. Чем мягче, тем лучше. В плане
обязательно должны присутствовать уютные
сиденья – стулья с мягкими чехлами, подушки,
диваны и кресла. Они помогают избавиться от
ощущения казенной обстановки.
5. Протестируйте дизайн. Используя
миллиметровку и шаблоны для мебели, проверьте
разные варианты обстановки, подходящие для
различных методик обучения.
6. Соберите пожертвования, найдите
спонсоров среди местных предпринимателей.
Разработайте и внедрите план по поиску денег на
приобретение новой мебели или же (даже лучше!)
обратитесь к местным компаниям. Не исключено, что
они могут отдать в школу подержанную мебель,
которая подошла бы для осуществления вашего
проекта. Возможно, местный магазин домашней
утвари может пожертвовать краску и другие
стройматериалы.
7. Не забывайте об экологии.
Используйте проект как один из способов охраны
окружающей среды, употребляя экологичные
материалы и тратя как можно меньше природных
ресурсов.
8. Сделайте это своими силами. Если
ученики примут участие в строительных работах,
они будут больше любить школу, заботиться о ней и
чувствовать удовлетворение от того, что они
оставляют что-то для будущих поколений.
9. Разрушьте стены. Если у вас есть
немного средств на более серьезные перестройки,
подумайте о том, чтобы избавиться от некоторых
стен. Это может помочь обучению в команде,
создать социальную среду и вырваться из
коридоров.
10. Новая обстановка – новые методы. Не
забывайте, ради чего все затевалось. Главное –
чтобы работа не была проделана напрасно и
действительно помогла вам изменить стиль
обучения. |
Иллюстрации с сайтов:
Подготовила по материалам журнала
«Edutopia»
|