Возрастная символика
Мы убеждены: для того чтобы
поддерживать интерес детей к учебе и к школе в
целом, важно показывать ученикам их движение,
процесс взросления. Поэтому
архитектурно-пространственная организация
образовательного учреждения должна учитывать
разные школьные возрасты. Это позволит оформить
те или иные периоды жизни ребят, сделать
возрастные переходы переживаемыми и
событийными.
Например, следует четко разделить
старшую и среднюю школы, ограничить доступ
подростков в пространство старшеклассников, где
есть еще недоступные для них возможности. Общий
дизайн интерьера (главным образом холлов и
коридоров) нужно сделать заметно различающимся.
В каждом случае обозначить новое содержание
школьной жизни, открывающиеся возможности,
современные нормы.
Увы, в настоящее время «места
обитания» школьников разных возрастов в
большинстве школ почти не отличаются друг от
друга.
Образовательная и обучающая среда
Основное назначение
образовательной среды состоит в том, чтобы вместо
принуждения ученика к выбору (теперь уже все
знают, что умение делать выбор – одно из
основных в жизни и этому надо учить), дать ему возможность
выбирать, определять свои образовательные
предпочтения.
Среда должна позволять ученику
разобраться, на что потратить тот небольшой
кусочек свободного времени в школе, который у
него есть: остановиться у информационного стенда
или постоять у мольберта; зайти в гончарную
мастерскую или задержаться возле экспоната
школьного музея; рассмотреть интересный
препарат под микроскопом или разместить
объявление на школьном сайте и т.д.
Правильная архитектурная и
пространственная организация школьной среды
позволяет поддерживать ее многообразие и
насыщенность, не привязываясь к проведению
мероприятий. Ведь хорошо, если оборудование
естественно-научной лаборатории можно
использовать во время ее функционирования в
режиме свободного доступа, а не только на уроке
или при подготовке какой-либо проектной работы.
Сотрудничество и общение
Важная роль
архитектурно-пространственной организации
состоит в создании атмосферы общения и
сотрудничества среди самих учащихся, а также
между учениками и учителями. Например, как
расставлены столы и стулья или журнальные
столики и диваны, где они находятся?
В случае, если пространство
организовано неправильно, общения может и не
получиться или же его тип не будет
соответствовать основному назначению данного
места.
На наш взгляд, хорошие, заранее
продуманные образовательные решения будут
сочетать все вышеуказанные функции
архитектурно-пространственной организации
школы. Попробуем привести несколько примеров.
Во многих развитых странах
распространены так называемые детские музеи и
эксплораториумы. Как правило, их посетители
могут не только посмотреть на что-то, но и
поиграть, поэкспериментировать с экспонатами.
Думаем, что такие места более чем
уместны в школе, особенно подростковой. И,
соответственно, будучи размещенными в ней, они
сразу станут символом возраста, тем новшеством,
которое поддерживает интерес школьников к учебе
и выводит процесс обучения на новый уровень.
Ребята могут быть как
заинтересованными зрителями и пользователями
таких экспозиций, так и создателями некоторых
экспонатов. Ряд подобных интерактивных объектов
можно поставлять в школу как часть оборудования.
Их уместно разместить не только в мастерских или
лабораториях, но и в холлах или коридорах.
Скажем, в одном из детских музеев в США
(штат Индиана) есть очень простой экспонат –
воронка, по которой катают монетки. Несмотря на
небольшой размер конструкции (не более метра в
диаметре), монетки катятся по воронке
удивительно и завораживающе долго, демонстрируя
феномен центростремительного ускорения. Такой и
подобные экспонаты, поддерживающие
исследовательский интерес, атмосферу
эксперимента и изобретательства, вполне могли бы
найти свое место в пространстве нашей школы. К
тому же их нетрудно изготовить самим ученикам.
Важной частью многих экспозиций в
современных музеях являются интерактивные
экраны (компьютеры, информационные панели) с
информацией и видеодемонстрациями по теме
экспозиции. Появление таких экранов с
образовательной начинкой также могло бы стать
важным элементом внутришкольной среды,
поддерживающим спонтанность общения между
педагогами и учениками на содержательные темы
вне урока. Ведь просто так ученик или учитель
друг к другу, как правило, не подходят. Нужен
повод, чтобы начать разговор.
Современное лабораторное
оборудование, в том числе компьютерное (имеются в
виду главным образом естественные науки)
обеспечивает высокую степень доступа учеников к
самостоятельному проведению экспериментов и
воспроизведению естественно-научных феноменов в
лабораторных условиях. Важно, чтобы лаборатории
по физике, химии, биологии работали в режиме
свободного доступа, становясь по-настоящему
элементами образовательной среды. Это станет
серьезной и значимой вехой на пути из начальной
школы в подростковую или же из подростковой – в
старшую.
В настоящее время можно осуществлять
видеотрансляцию работ в лаборатории в режиме
реального времени на сайте образовательного
учреждения или на видеоинформационной панели
(экране) в холле. С помощью таких технологий вся
школа может наблюдать, что происходит под
присоединенным к компьютеру микроскопом или
смотреть «реалити-шоу» о поведении животных в
живом уголке. Демонстрация результатов или
процесса исполнения своего замысла является
важным фактором поддержания образовательного
интереса у подростков.
Также нужно помнить о возможности
вынесения оборудования лабораторий прямо в
холлы и коридоры школы (хотя бы на время), т.е.
создания условий для учеников (и учителей!),
которые могут включиться в проведение
небольшого эксперимента или пробы того, как
работает система, что называется, по ходу дела,
просто проходя мимо. Фактически эта идея
продолжает замысел эксплораториума.
Так, например, в гимназии «Универс» во
время дней информатики прямо в коридорах ребята
конструируют лего-робота, а затем управляют им,
снимают на веб-камеру, корректируют фотографии
на компьютере и т.д.
Аналогом лабораторий, где ученики
занимаются не столько исследовательской,
сколько практической работой, являются
мастерские. Они также должны функционировать в
режиме свободного доступа для учеников и
педагогов.
Хотелось бы, чтобы школа могла себе
позволить существование нескольких мастерских:
гончарной, скульптурной, резьбы по дереву,
моделирования одежды, судо-, авиа- и
автомоделирования, кулинарии и пр.
Так же как и в случае с лабораториями,
подобные студии должны иметь возможность хотя бы
временного присутствия в «открытом»
пространстве – в коридорах и холлах. Скажем, для
мастерской по судо-, авиа- и автомоделированию
можно оборудовать специальные
испытательно-демонстрационные стенды; для
класса кулинарии предусмотреть свой уголок в
столовой и т.д.
Существенным фактором является и
особая организация стендов и выставочных витрин
в школе, на которых можно демонстрировать как
окончательные результаты работы мастерских, так,
вероятно, и некоторые эскизы. К тому же будет
более чем уместным присутствие рядом некоторых
инструментов или орудий, которыми можно
попробовать сделать «здесь и сейчас» то, что
выставлено на стенде.
Одним из самых интересных способов
организации пространства в школах на Западе
является обстановка кабинета музыки. Как
правило, это большой кабинет, полный самых разных
музыкальных инструментов, игра на многих из
которых не требует особой подготовки.
Здесь можно не только слушать музыку,
но и пробовать ее создавать. Сегодня есть
недорогие синтезаторы, воспроизводящие звучание
нескольких инструментов, позволяющие записывать
и прослушивать созданную мелодию. Конечно, для
этого требуется специально оборудованный
кабинет со звукоизоляцией, многочисленными
электрическими розетками и пр.
Но в принципе нам кажется вполне
возможным создание в школе такого пространства,
которое объединяло бы в себе функции студии,
клуба и мастерской по предметам
изобразительного и музыкального искусства. В
таком месте вместо парт лучше поставить
мольберты и столы с музыкальными инструментами.
Здесь должны находиться видеопроектор для
просмотра репродукций и аудиосистема, чтобы
прослушивать музыкальные произведения. И все это
– в творческом беспорядке для продуктивной
работы!
Можно пофантазировать и о присутствии
искусства в общем пространстве образовательного
учреждения. Например, в виде традиционных
выставок с законченными и эскизными работами
учащихся. При этом в коридорах старшей школы
также должен быть уголок классического
искусства, где на задрапированной сукном стене с
хорошей подсветкой демонстрируются репродукции
или картины художников. Рядом из динамиков (на
переменах или после уроков) звучит классическая
музыка. А можно взять на вооружение тот ход,
который используют магазины по продаже
аудиодисков: на стене находится несколько
наушников и нажатием кнопки выбирается мелодия
для прослушивания.
В качестве примера приведем хорошую
традицию старшей школы гимназии «Универс» –
уже много лет у нас работает небольшая галерея
имени основателя школы И.Д. Фрумина, который сам
осуществляет подборку репродукций.
Использование мини-сцены с
микрофонами и акустикой необходимо для
поддержания общественной жизни школы. Наличие
доступного и открытого места для публичных
заявлений должно побуждать учеников и педагогов
к общественному действию, обращениям к школьному
народу. Вокруг мини-сцены возможна организация
школьного Гайд-парка.
Существенной частью образовательной
среды для ребенка являются бытовые условия его
жизни в школе. Здесь, так же как и в учебе, рост
самостоятельности ученика должен оборачиваться
возможностями ее проявить, т.е. правом выбора.
В столовой отличительными чертами
старшей школы мог бы стать доступ к шведскому
столу и наличие своего оборудованного уголка
(например, совместно с кулинарной мастерской) для
приготовления пищи, организации чаепитий. Это
своеобразный аналог некоторых современных кафе
и ресторанов, предлагающих посетителям самим
готовить блюдо из набора продуктов.
Поскольку проектная деятельность
учащихся предполагает этап демонстрации
результатов проектов, в пространстве ОУ нужны
демонстрационные стенды и витрины. Кроме того, на
стенах традиционно размещаются информация из
жизни школы, объявления, а также сведения
образовательного характера.
При этом стенды и витрины должны иметь
оригинальную конструкцию, допускающую активный
характер их использования: вращаться,
перелистываться, выдвигаться и задвигаться и т.д.
Статья подготовлена при поддержке компании «УНИПРОК». Если Вы решили приобрести качественные шумоизоляционные панели, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «УНИПРОК». На сайте, расположенном по адресу www.Uniproc.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать стеновые панели по выгодным ценам. В компании «УНИПРОК» Вы всегда сможете найти профессиональных и отзывчивых людей, которые смогут выполнить свою работу быстро и качественно.
|