На полу удобнее
Говоря об архитектуре наших
образовательных учреждений, я все время думаю,
почему у нас они в свое время непременно были в
дворцовой стилистике?.. Скажем, в Великобритании
есть школы-дворцы, но, как правило, эти строения
относятся к викторианской эпохе. В Бристоле я
побывал в одной школе, которую строила шведская
фирма. Она соорудила ангар, причем очень дешево. И
представители фирмы сказали: «Ребята, вот вам
ангар, и нам все равно, что это будет – аэропорт
или школа». Все то, что появилось потом уже внутри
этого строения, шло от практиков, педагогов,
руководителей сферы образования.
Вспомните, как в 90-х годах в типовых
московских домах появились нетиповые квартиры.
Помещения сдавались без отделки, без
перегородок. После чего начиналось творчество
тех, кто собирался в них жить.
Нам нужно прекратить дискуссии о
типовом или нетиповом проекте школы. И прежде
всего уйти от дворцовой идеологии. Школьная
дворцовая сущность – в той среде, которая
создается внутри.
Второй момент. Я полагаю, что Россия –
единственная страна в Европе, где школьные
территории являются проходными. Ни во Франции, ни
в Англии, ни в Италии – нигде эти участки не
являются открытыми. И охрана в европейских
школах располагается не внутри, а именно там, где
дети гуляют. В Москве попытка написать закон о
статусе школьной территории не увенчалась
успехом. А ведь это вопрос безопасности наших
детей!
Третий момент – осознание важности
школы ступеней. Наш центр образования «Царицыно»
– это отдельно начальные классы, в трех
километрах от них – здание, в котором
располагаются подростки, и еще в трех километрах
– старшая школа. Все это – принципиально разные
образовательные среды. И если они станут
одинаковыми, то не будут работать на образование.
Ведь в чем драматизм отечественного
образования? В том, что дидактику начальной школы
автоматически переносят в подростковую. А там
дети совершенно другие. И им нужна
деятельностная среда.
В старшей школе у нас есть вестибюль,
где книги находятся в открытом доступе. В
результате действует свободный книгообмен; книг
становится все больше и больше. Библиотека как
центральное, системообразующее ядро школы
закрывается в пять часов, а на первом этаже, в
вестибюле, можно взять что-то почитать (кстати,
это привело к необходимости категорически
запретить там мягкую мебель).
Думаю, коллеги со мной согласятся, что
большинство школьников самых разных возрастов
любят сидеть на полу. Но дело ведь не только в
детях. Совсем недавно я присутствовал на одной
конференции, где видел двух профессоров из
Стэнфорда, которые с ноутбуками тоже сидели на
полу.
Вывод: может быть, в современной школе
полы должны быть другими?..
Образец решения проблемы
При проектировании школ нужно шире
смотреть на ситуацию. Ведь есть множество
образцов действий. Мы же зависим от
демографической ситуации. Например, в Южном
округе Москвы нормативно-подушевое
финансирование привело к тому, что каждый год
закрывается по 10–12 образовательных учреждений.
Точнее, они либо присоединяются к каким-то
другим, либо преобразовываются в дома детского
творчества и т.д.
А между тем в Финляндии я видел
блестящий образец решения подобной проблемы. Там
не гонятся за дворцами. Для них важнее результаты
в тестах PISA. И если в каком-то районе страны вдруг
появляется много жителей (мигрантов или людей,
переехавших по каким-либо причинам), то приезжает
подъемный кран, опускает один за другим модули,
своеобразные вагончики, которые затем
присоединяются к коммуникациям, – и готово,
школа работает. А меньше детей стало – модули
увозят в другое место.
Итак, по моему мнению, в проектировании
школьных зданий должен быть модульный подход, а
мы – учителя и руководители ОУ – внутри простых,
понятных, безопасных и комфортных модулей вместе
со строителями и проектировщиками найдем такие
ходы и приемы, которые помогут разнообразить
образовательную среду.
|