Софья ЖУК, замдиректора ГОУ № 700,
г. Санкт-Петербург:
1. Если театр начинается с вешалки, то
школа – с ее здания. Оно должно
соответствовать всем трем законам
архитектуры (сформулированным архитектором
Витрувием во 2-й половине I в. до н.э.) – быть
прочным, полезным, красивым. Причем под
красотой подразумевается не только эстетическое
восприятие (что, безусловно, необходимо для
подрастающего поколения), но и красота полезная –
для физического, душевного и духовного
здоровья и развития.
2. Ю.М. Лотман писал: «Погруженный в
культурное пространство человек неизбежно
создает вокруг себя организованную
пространственную сферу. Отношения человека и
пространственного образа мира не
однонаправленны. С одной стороны, образ этот
создается человеком, а с другой – он активно
формирует погруженного в него человека». Поэтому
внутренняя планировка и оформление современного
школьного здания важны для дальнейшего развития
страны, ведь поступающие в 1-й класс дети – это
будущее России через 10–15 лет.
Для формирования образа новой
российской школы недостаточно изменения
организационных форм учебного процесса и
методов учебной работы, – необходимо создать
систему особых пространств, которые будут не
только соответствовать современным
материальным средствам обучения и воспитания, но
и отвечать психологическим особенностям детей
разного возраста.
Например, для младших школьников важно
наличие в классах «сказки», волшебности,
таинственности: полукруглая стена, уголок с
мягкой мебелью (отделенный от класса,
выполненный в другой цветовой гамме).
Подросткам в средней школе сегодня
нужно иметь возможность в процессе урока быстро
создавать «рабочие группы»: легкая, мобильная,
прочная мебель, наличие дополнительного места
для хранения наглядных и творческих (декорации к
спектаклям и т.п.) материалов.
Пространство за пределами класса, где
ребята отдыхают на переменах, должно отличаться
от учебного: другая цветовая гамма (подобранная
психологами для снятия напряжения, отдыха),
возможность не только ненавязчиво получать
информацию (оформление стен, наличие полочек,
столиков с книгами), но и творить – стенд для
рисования, подручные материалы для того, чтобы
изготовить какую-то поделку и тут же поместить ее
на выставку, стеллаж и т.п.
Но главное в помещении любой
школы – это уютная и комфортная атмосфера как
для учеников, так и для учителей.
Юрий КАВЕРИН, заслуженный
учитель РФ, учитель МОУ «Тамбовская СОШ»
Терновского района Воронежской области:
1. Современное школьное здание
должно быть комфортным и для ученика, и для
учителя.
2. Внутри помещение стоит разделить на
несколько зон:
– учебная: кабинеты, оснащенные техническими
средствами обучения (компьютерами,
интерактивными досками, документ-камерами),
оборудованием для демонстраций и фронтальных
экспериментов, автоматизированным рабочим
местом учителя (компьютер с выходом в Интернет,
мультимедийный проектор);
– спортивная: тренажерный и спортивный залы,
душевые кабины;
– развивающая: просторная библиотека (или
медиатека) с читальным залом, где можно было бы
просматривать периодические издания, работать с
мультимедийными дисками; актовый зал с
музыкальной аппаратурой; школьный музей;
– зона жизнеобеспечения – т.е. столовая,
санузлы, медицинская комната.
В отдельный блок непременно следует
выделить кабинеты для учащихся начального звена.
На мой взгляд, несмотря на важность
«технической начинки» школы в организации
учебно-воспитательного процесса, более
существенным всегда является микроклимат в ОУ.
Татьяна ЦУСКМАН, директор МОУ
«Кейзесская СОШ» Седельниковского района Омской
области:
1. Современное школьное здание должно
быть современным! Наши сельские дети
проводят в нем большую часть дня (с восьми утра до
пяти вечера), и их должна окружать комфортная,
уютная, продуманная до мелочей атмосфера.
Основная задача школы – образование и
воспитание, и воспитывать должно все, что
окружает ученика: красивый, добротный школьный
дом, уютные, хорошо оборудованные классы,
светлые, тематически оформленные холлы.
2. Внутренняя планировка здания школы необходима
на начальном этапе проектирования. Помимо
классических учебных кабинетов и
административных помещений, следует
предусмотреть комнаты отдыха для детей и
педагогов, игровые зоны для воспитанников групп
продленного дня, актовый зал (к большому
сожалению, в нашем образовательном учреждении
его нет), тренажерные залы. Хорошо бы еще иметь и
бассейн.
Михаил ЭПШТЕЙН, директор
образовательного центра «Участие»,
г. Санкт-Петербург:
1–2. Когда мы говорим про «современные
школьные здания», то понимаем, что это мечты.
Большинство школ были, есть и останутся в старых
стенах. Но, вероятно, фантазии все равно полезны,
поскольку, опираясь на них, можно пытаться как-то
подстраивать под желаемое имеющиеся условия.
Думаю, в современном образовательном
учреждении здание само по себе не должно играть
сколько-нибудь важную роль. Особенно в больших
городах и особенно для учащихся подросткового
возраста. Ведь в этот период важно научиться
пользоваться не столько стенами школы, сколько
теми огромными ресурсами, которые предоставляет
для обучения, развития и становления
современного человека весь город в целом.
Поэтому учебное заведение может успешно
выполнять роль места сбора, концентрации и
анализа того опыта, который дети получили за его
пределами. Для чего достаточно, по сути, просто
крыши над головой.
Вероятно, это звучит несколько
экстремистски. Не подумайте – я не мазохист и
очень люблю комфорт, теплые кабинеты, уютные
кафе, хорошие компьютеры, спортзалы и прочее.
Однако мне кажется важным подчеркнуть:
акценты в педагогике подростков сегодня должны
быть сделаны на ином. Не на том, какое школьное
здание нужно, а на том, в каких пространствах
могут учиться ребята.
При этом, если есть возможность
построить «новую школу», я бы выделил три
желательные характеристики такого здания:
а) его архитектура должна быть по
возможности нестандартна, идеал – авторский
проект, индивидуальный для каждого
образовательного учреждения;
б) внутреннюю планировку следует устроить так,
чтобы здание было общим, но при этом разделенным
для разных возрастов;
в) у участников образовательного процесса –
учителей, детей, родителей – должна быть
возможность при необходимости в любой момент
менять, перекраивать внутреннюю планировку (в
зависимости от текущих задач).
Екатерина СИБИРЦЕВА, директор МОУ
гимназии № 9, г. Екатеринбург:
1. Еще на стадии проекта будущей школы
следует тщательно продумать все системы
жизнеобеспечения и коммуникации. Сразу же
необходимо предусмотреть и системы
безопасности, причем не только противопожарной
(в частности, стоит обзавестись системой
контроля доступа в ОУ). Отдельная работа касается
инфраструктуры здания – организация системы
связи, локальной сети, школьного телевидения и
радио, унификация компьютерного парка.
2. Что касается внутренней планировки
образовательного учреждения и прилегающей к
нему территории, то главный акцент нужно делать
на функциональности каждого помещения. Важно
предусмотреть размещение спортивных объектов и
систему хранения спортинвентаря. Бассейн, на мой
взгляд, – вещь в школе лишняя (с ним возникнет
масса проблем при эксплуатации), а вот футбольное
поле, баскетбольная площадка, крытый
многофункциональный спорткомплекс – то, чего
обычно очень не хватает.
Важно устроить зону отдыха и общения
для педагогов. В частности, мне в Германии
понравился принцип организации учительской: у
каждого учителя есть свой шкафчик и рабочее
место, а для всех – кухня со встроенной
техникой.
Зоны отдыха и подвижных игр для
малышей – также актуальное направление
развития интерьера школы.
Что касается учебных кабинетов, то они
должны быть функциональными, просторными, но,
скажем, окна во всю стену вовсе не обязательны. У
нас на Урале почти на протяжении всего учебного
года на улице холодно и через окна идут основные
теплопотери – преимущества от увеличения
освещенности несопоставимы с невыгодностью
панорамных окон. Думаю, что необходимо
разрабатывать разные проекты строительства
школ для тех или иных климатических поясов.
В учебном заведении крайне важен
актовый зал. Нужно делать его
многофункциональным, предусматривая
возможность изменения количества мест. Я уже не
говорю о качественной технике для записи и
воспроизведения звука и настройки света…
Вообще проекты – это хорошо. Но есть
реалии сегодняшней жизни, которые тоже надо
менять. Скажем, отдельная страница истории в
жизни любой школы – подписание договоров
подряда на строительно-ремонтные и проектные
работы. Как показывает практика, привлечь
строителей к ответственности очень нелегко. Еще
сложнее наладить отношения с разработчиками
проекта.
У нас, например, получилось так, что к
моменту завершения реконструкции здания нашей
гимназии организация, разрабатывавшая проект,
уже прекратила свое существование. В результате,
когда сегодня возникают претензии, строители
говорят, что все выполнили в соответствии с
проектом. А за него уже никто не отвечает! Вот и
приходится устранять все недоделки самим.
И последняя реплика. Проблема не
столько в строительстве, сколько в постоянном
обслуживании школьных зданий. Ведь если у школы
нет самостоятельности (а мы, например, пока не
являемся автономным ОУ), то все решения
касательно обслуживания здания принимает орган
управления образованием (муниципалитет, район и
т.д.). В результате мы не можем выбрать
обслуживающую организацию сами.
Возможно, в других регионах все
складывается по-другому?.. Но мне кажется, что у
муниципалитетов должна быть единая организация
по обслуживанию школьных зданий. И именно она
должна сдавать школу руководителю ОУ перед
началом каждого учебного года, а не наоборот. А у
нас получается, что все хозяйственные вопросы
решает директор, человек без строительного и
экономического образования, не разбирающийся в
особенностях тепло- и электросетей…
Михаил ШНЕЙДЕР, директор
гимназии № 45, г. Москва:
1. Прежде всего школа должна быть
светлой. Современные архитектурные и
строительные технологии позволяют выполнить
любой проект, однако ресурсные ограничения,
главным образом финансовые, не позволяют
обеспечить индивидуализацию.
Так или иначе, здание образовательного
учреждения мне видится не выше трех этажей, с
минимумом прямых углов, большими окнами,
внутренним двором и прозрачной крышей над ним.
Наличие атриума позволит ученикам сменить
обстановку во время перемен, да и после уроков
там можно читать, общаться с коллегами. Наконец, в
таком помещении хорошо проводить выпускные
вечера, концерты и т.д. Внешне строение может быть
стилизовано под ретро или хай-тек. Главное –
чтобы не под «казенный дом».
2. Большинство школьных зданий,
построенных в советское время, отличается
архитектурным аскетизмом: до 85% их площади
занимают классные комнаты. Холлы (рекреации) лишь
кое-где позволяют избежать скученности учеников,
да и в самих классах, даже начальных, не
предусмотрены зоны отдыха.
Правда, еще в 80-е годы в «кубических»
проектах с внутренними дворами были сделаны
попытки увеличить «неакадемические»
пространства, но переполненность
образовательных учреждений заставила многих
директоров перекрыть рекреации и устроить там
дополнительные учебные помещения.
В нынешних новостройках ряд этих
недостатков устранен. Скажем, в Москве стараются
увеличить площадь холлов, расширить коридоры,
выделить особые библиотечно-информационные и
спортивные зоны. В некоторых зданиях
предусмотрены и театрально-концертные залы,
оборудованные в соответствии с самыми
современными стандартами.
Если составлять список необходимых
школьных помещений, то я бы предложил следующее:
1) разделить классные комнаты (прежде
всего в 1–5-х классах) на зоны для учебы и отдыха. В
них нужно поставить индивидуальные шкафчики для
второго комплекта учебников;
2) каждая ступень должна занимать отдельные
блоки, при этом переходы следует открыть, чтобы
обеспечить возможность общения детей разного
возраста;
3) в библиотечно-информационных зонах
предусмотреть помещения для читальных залов с
выходом в Интернет с количеством мест примерно 15%
от общего количества учащихся. В начальной школе
необходима своя библиотека;
4) в здании должно быть как минимум два спортивных
зала – большой (не менее 36x18 м) и малый
(достаточно 24x12 м). В идеале наличие специального
тренажерного зала. В большом зале хорошо бы
обустроить места для зрителей (в некоторых ОУ
Москвы и Перми я видел такие трибуны);
5) несмотря на постепенный уход из школ
технического труда, я бы все-таки оставил
специальную зону для мастерских (причем не
обязательно токарно-слесарных, ведь можно и
гончарным делом заниматься), кабинетов
домоводства (швейная мастерская + кулинария);
6) зона искусств и мировой художественной
культуры должна включать три кабинета (музыка,
изо, МХК), а также выставочное пространство. При
наличии места можно организовать телестудию, на
базе которой логично преподавать начальные
профессиональные технологии;
7) театрально-концертный (актовый) и малый
концертный залы позволят реализовывать
творческие проекты, различающиеся по жанрам и
группам участников. Оборудование этих помещений
должно удовлетворять как учеников и учителей,
так и профессиональных исполнителей, которых
необходимо периодически приглашать для
выступления в школе;
8) редакционно-издательский центр не только
поспособствует обучению заинтересованных
учащихся (опять же – начальные
профессиональные технологии), но и обеспечит
школу методическими материалами, школьной
прессой и т.д. В идеале он должен примыкать к
информационному центру (кабинету информационных
технологий);
9) необходимо выделить помещение для клуба
старшеклассников, где хозяевами будут сами
ребята. Сочетание комнаты отдыха с помещением
для работы органов ученического самоуправления
идеально для выработки навыков общения и
принятия ответственных решений;
10) в раздевалке нужно отвести достаточно места
для индивидуальных шкафчиков;
11) столовая должна состоять из двух секторов:
буфета и обеденной части на основе «шведского
стола». Только тогда можно избежать очередей во
время перемен;
12) помещения для психолого-педагогического и
медицинского центров стоит расположить
поблизости друг от друга. Для них необходимо
закупить современное оборудование, позволяющее
не только оказывать помощь (медицинскую или
психологическую), но и проводить тренинги,
занятия по подготовке к школе для дошкольников и
т.д.;
13) туалеты следует оборудовать современной
сантехникой и закрывающимися кабинками, причем
все крепления должны быть антивандальными;
14) во внутреннем дворе можно расположить
скамейки и скульптуры, дополнив их зимним садом;
15) все помещения и переходы нужно оборудовать
перилами для инвалидов. Вход в учебное заведение
и лестницы следует снабдить пандусами.
Разумеется, я не говорю о партах,
досках и экранах – без этого нормальной,
современной школы и быть не может.
Коллектив МОУ СОШ №1 г. Черногорска,
Республика Хакасия:
1. Современное школьное здание должно
быть светлым, теплым, удобным для обучения и
развития учеников. Строительные материалы
должны быть экологически безопасные.
2. Крайне важна комплексность помещений. Теплые
переходы, объединяющие пищевой блок (столовую,
буфет), спортивный зал, бассейн, игровое
помещение, комнаты отдыха и учебные классы. Для
предметов естественнонаучного цикла требуются
лаборатории для проведения практических,
исследовательских занятий. Нужно помнить и про
элементы видеоэкологии, которые положительно
влияют на эмоциональное состояние детей (чистые,
яркие краски, цветники…). Кроме того, сегодня
необходимо предусмотреть все для комфортного
обучения и передвижения детей с ограниченными
возможностями.
Пока же в учебных заведениях, например,
нашего города все кабинеты оборудуют и украшают
сами педагоги. Между тем как в школе XXI века
каждый учебный класс, на наш взгляд, должен
погружать учащихся в мир преподаваемой
дисциплины (музыка, литература, география и т.д.).
Нужен в образовательном учреждении и
выставочный зал (выставочное пространство), где
можно проводить не только сменные выставки работ
учащихся, родителей, педагогов, но и местных
художников, мастеров.
Мы убеждены: что бы ни предлагали
архитекторы, в школе важно сохранить мир детства,
где каждый ученик будет чувствовать себя прежде
всего ребенком, постепенно взрослеющим.
Добавим, что здание нашей школы
построено в 1958 году. Все описанное выше –
мечта! Но мы надеемся на ее претворение в жизнь.
Валерия ВОЛОГЖАНИНА, к.п.н., директор
Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров:
1. В конце 2009 года в послании
Федеральному собранию Д.А. Медведев поставил
задачу «сконструировать так называемое умное
здание» школы. С нашей точки зрения оно не должно
быть официозно-строгим, как все стандартные
школьные здания, построенные по типовым
проектам. Прямые коридоры, одинаковые кабинеты…
Хочется, чтобы школа была похожа на красивый,
теплый дом, куда с радостью приходят взрослые,
чтобы учить, и дети, чтобы учиться.
2. Небольшие уютные помещения, уголки для общения,
отдыха, а иногда и уединения. Оформление разнится
для каждого кабинета, чтобы, входя в него, ученик
с первых минут погружался в мир предмета, ощущал
атмосферу определенной эпохи или страны.
Предметная среда, эстетика здания, атмосфера
должны захватывать ребенка, удивлять его,
образовывать сами по себе и приглашать
возвращаться снова и снова.
Иллюстрации из каталога Corel Mega Gallery
|