Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2010

Тема номера

Уйти от архитектурного аскетизма

С кем получится наиболее продуктивный разговор об изменении внешнего и внутреннего облика школы? Конечно же, с теми, кто бывает в ней каждый день, – директорами, учителями, учениками. Начнем со взрослых. Мы задали авторам нашей газеты два вопроса:
1. Как должно выглядеть современное школьное здание?
2. Какая «начинка» должна быть у школы XXI века?

Софья ЖУК, замдиректора ГОУ № 700, г. Санкт-Петербург:

1. Если театр начинается с вешалки, то школа – с ее здания. Оно должно соответствовать всем трем законам архитектуры (сформулированным архитектором Витрувием во 2-й половине I в. до н.э.) – быть прочным, полезным, красивым. Причем под красотой подразумевается не только эстетическое восприятие (что, безусловно, необходимо для подрастающего поколения), но и красота полезная – для физического, душевного и духовного здоровья и развития.

2. Ю.М. Лотман писал: «Погруженный в культурное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную сферу. Отношения человека и пространственного образа мира не однонаправленны. С одной стороны, образ этот создается человеком, а с другой – он активно формирует погруженного в него человека». Поэтому внутренняя планировка и оформление современного школьного здания важны для дальнейшего развития страны, ведь поступающие в 1-й класс дети – это будущее России через 10–15 лет.

Для формирования образа новой российской школы недостаточно изменения организационных форм учебного процесса и методов учебной работы, – необходимо создать систему особых пространств, которые будут не только соответствовать современным материальным средствам обучения и воспитания, но и отвечать психологическим особенностям детей разного возраста.

Например, для младших школьников важно наличие в классах «сказки», волшебности, таинственности: полукруглая стена, уголок с мягкой мебелью (отделенный от класса, выполненный в другой цветовой гамме).

Подросткам в средней школе сегодня нужно иметь возможность в процессе урока быстро создавать «рабочие группы»: легкая, мобильная, прочная мебель, наличие дополнительного места для хранения наглядных и творческих (декорации к спектаклям и т.п.) материалов.

Пространство за пределами класса, где ребята отдыхают на переменах, должно отличаться от учебного: другая цветовая гамма (подобранная психологами для снятия напряжения, отдыха), возможность не только ненавязчиво получать информацию (оформление стен, наличие полочек, столиков с книгами), но и творить – стенд для рисования, подручные материалы для того, чтобы изготовить какую-то поделку и тут же поместить ее на выставку, стеллаж и т.п.

Но главное в помещении любой школы – это уютная и комфортная атмосфера как для учеников, так и для учителей.

Юрий КАВЕРИН, заслуженный учитель РФ, учитель МОУ «Тамбовская СОШ» Терновского района Воронежской области:

1. Современное школьное здание должно быть комфортным и для ученика, и для учителя.

2. Внутри помещение стоит разделить на несколько зон:
– учебная: кабинеты, оснащенные техническими средствами обучения (компьютерами, интерактивными досками, документ-камерами), оборудованием для демонстраций и фронтальных экспериментов, автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор);
– спортивная: тренажерный и спортивный залы, душевые кабины;
– развивающая: просторная библиотека (или медиатека) с читальным залом, где можно было бы просматривать периодические издания, работать с мультимедийными дисками; актовый зал с музыкальной аппаратурой; школьный музей;
– зона жизнеобеспечения – т.е. столовая, санузлы, медицинская комната.

В отдельный блок непременно следует выделить кабинеты для учащихся начального звена.

На мой взгляд, несмотря на важность «технической начинки» школы в организации учебно-воспитательного процесса, более существенным всегда является микроклимат в ОУ.

Татьяна ЦУСКМАН, директор МОУ «Кейзесская СОШ» Седельниковского района Омской области:

1. Современное школьное здание должно быть современным! Наши сельские дети проводят в нем большую часть дня (с восьми утра до пяти вечера), и их должна окружать комфортная, уютная, продуманная до мелочей атмосфера. Основная задача школы – образование и воспитание, и воспитывать должно все, что окружает ученика: красивый, добротный школьный дом, уютные, хорошо оборудованные классы, светлые, тематически оформленные холлы.
2. Внутренняя планировка здания школы необходима на начальном этапе проектирования. Помимо классических учебных кабинетов и административных помещений, следует предусмотреть комнаты отдыха для детей и педагогов, игровые зоны для воспитанников групп продленного дня, актовый зал (к большому сожалению, в нашем образовательном учреждении его нет), тренажерные залы. Хорошо бы еще иметь и бассейн.

Михаил ЭПШТЕЙН, директор образовательного центра «Участие», г. Санкт-Петербург:

1–2. Когда мы говорим про «современные школьные здания», то понимаем, что это мечты. Большинство школ были, есть и останутся в старых стенах. Но, вероятно, фантазии все равно полезны, поскольку, опираясь на них, можно пытаться как-то подстраивать под желаемое имеющиеся условия.

Думаю, в современном образовательном учреждении здание само по себе не должно играть сколько-нибудь важную роль. Особенно в больших городах и особенно для учащихся подросткового возраста. Ведь в этот период важно научиться пользоваться не столько стенами школы, сколько теми огромными ресурсами, которые предоставляет для обучения, развития и становления современного человека весь город в целом. Поэтому учебное заведение может успешно выполнять роль места сбора, концентрации и анализа того опыта, который дети получили за его пределами. Для чего достаточно, по сути, просто крыши над головой.

Вероятно, это звучит несколько экстремистски. Не подумайте – я не мазохист и очень люблю комфорт, теплые кабинеты, уютные кафе, хорошие компьютеры, спортзалы и прочее.

Однако мне кажется важным подчеркнуть: акценты в педагогике подростков сегодня должны быть сделаны на ином. Не на том, какое школьное здание нужно, а на том, в каких пространствах могут учиться ребята.

При этом, если есть возможность построить «новую школу», я бы выделил три желательные характеристики такого здания:

а) его архитектура должна быть по возможности нестандартна, идеал – авторский проект, индивидуальный для каждого образовательного учреждения;
б) внутреннюю планировку следует устроить так, чтобы здание было общим, но при этом разделенным для разных возрастов;
в) у участников образовательного процесса – учителей, детей, родителей – должна быть возможность при необходимости в любой момент менять, перекраивать внутреннюю планировку (в зависимости от  текущих задач).

Екатерина СИБИРЦЕВА, директор МОУ гимназии № 9, г. Екатеринбург:

1. Еще на стадии проекта будущей школы следует тщательно продумать все системы жизнеобеспечения и коммуникации. Сразу же необходимо предусмотреть и системы безопасности, причем не только противопожарной (в частности, стоит обзавестись системой контроля доступа в ОУ). Отдельная работа касается инфраструктуры здания – организация системы связи, локальной сети, школьного телевидения и радио, унификация компьютерного парка.
2. Что касается внутренней планировки образовательного учреждения и прилегающей к нему территории, то главный акцент нужно делать на функциональности каждого помещения. Важно предусмотреть размещение спортивных объектов и систему хранения спортинвентаря. Бассейн, на мой взгляд, – вещь в школе лишняя (с ним возникнет масса проблем при эксплуатации), а вот футбольное поле, баскетбольная площадка, крытый многофункциональный спорткомплекс – то, чего обычно очень не хватает.

Важно устроить зону отдыха и общения для педагогов. В частности, мне в Германии понравился принцип организации учительской: у каждого учителя есть свой шкафчик и рабочее место, а для всех – кухня со встроенной техникой.

Зоны отдыха и подвижных игр для малышей – также актуальное направление развития интерьера школы.

Что касается учебных кабинетов, то они должны быть функциональными, просторными, но, скажем, окна во всю стену вовсе не обязательны. У нас на Урале почти на протяжении всего учебного года на улице холодно и через окна идут основные теплопотери – преимущества от увеличения освещенности несопоставимы с невыгодностью панорамных окон. Думаю, что необходимо разрабатывать разные проекты строительства школ для тех или иных климатических поясов.

В учебном заведении крайне важен актовый зал. Нужно делать его многофункциональным, предусматривая возможность изменения количества мест. Я уже не говорю о качественной технике для записи и воспроизведения звука и настройки света…

Вообще проекты – это хорошо. Но есть реалии сегодняшней жизни, которые тоже надо менять. Скажем, отдельная страница истории в жизни любой школы – подписание договоров подряда на строительно-ремонтные и проектные работы. Как показывает практика, привлечь строителей к ответственности очень нелегко. Еще сложнее наладить отношения с разработчиками проекта.

У нас, например, получилось так, что к моменту завершения реконструкции здания нашей гимназии организация, разрабатывавшая проект, уже прекратила свое существование. В результате, когда сегодня возникают претензии, строители говорят, что все выполнили в соответствии с проектом. А за него уже никто не отвечает! Вот и приходится устранять все недоделки самим.

И последняя реплика. Проблема не столько в строительстве, сколько в постоянном обслуживании школьных зданий. Ведь если у школы нет самостоятельности (а мы, например, пока не являемся автономным ОУ), то все решения касательно обслуживания здания принимает орган управления образованием (муниципалитет, район и т.д.). В результате мы не можем выбрать обслуживающую организацию сами.

Возможно, в других регионах все складывается по-другому?.. Но мне кажется, что у муниципалитетов должна быть единая организация по обслуживанию школьных зданий. И именно она должна сдавать школу руководителю ОУ перед началом каждого учебного года, а не наоборот. А у нас получается, что все хозяйственные вопросы решает директор, человек без строительного и экономического образования, не разбирающийся в особенностях тепло- и электросетей…

Михаил ШНЕЙДЕР, директор гимназии № 45, г. Москва:

1. Прежде всего школа должна быть светлой. Современные архитектурные и строительные технологии позволяют выполнить любой проект, однако ресурсные ограничения, главным образом финансовые, не позволяют обеспечить индивидуализацию.

Так или иначе, здание образовательного учреждения мне видится не выше трех этажей, с минимумом прямых углов, большими окнами, внутренним двором и прозрачной крышей над ним. Наличие атриума позволит ученикам сменить обстановку во время перемен, да и после уроков там можно читать, общаться с коллегами. Наконец, в таком помещении хорошо проводить выпускные вечера, концерты и т.д. Внешне строение может быть стилизовано под ретро или хай-тек. Главное – чтобы не под «казенный дом».

2. Большинство школьных зданий, построенных в советское время, отличается архитектурным аскетизмом: до 85% их площади занимают классные комнаты. Холлы (рекреации) лишь кое-где позволяют избежать скученности учеников, да и в самих классах, даже начальных, не предусмотрены зоны отдыха.

Правда, еще в 80-е годы в «кубических» проектах с внутренними дворами были сделаны попытки увеличить «неакадемические» пространства, но переполненность образовательных учреждений заставила многих директоров перекрыть рекреации и устроить там дополнительные учебные помещения.

В нынешних новостройках ряд этих недостатков устранен. Скажем, в Москве стараются увеличить площадь холлов, расширить коридоры, выделить особые библиотечно-информационные и спортивные зоны. В некоторых зданиях предусмотрены и театрально-концертные залы, оборудованные в соответствии с самыми современными стандартами.

Если составлять список необходимых школьных помещений, то я бы предложил следующее:

1) разделить классные комнаты (прежде всего в 1–5-х классах) на зоны для учебы и отдыха. В них нужно поставить индивидуальные шкафчики для второго комплекта учебников;
2) каждая ступень должна занимать отдельные блоки, при этом переходы следует открыть, чтобы обеспечить возможность общения детей разного возраста;
3) в библиотечно-информационных зонах предусмотреть помещения для читальных залов с выходом в Интернет с количеством мест примерно 15% от общего количества учащихся. В начальной школе необходима своя библиотека;
4) в здании должно быть как минимум два спортивных зала – большой (не менее 36x18 м) и малый (достаточно 24x12 м). В идеале наличие специального тренажерного зала. В большом зале хорошо бы обустроить места для зрителей (в некоторых ОУ Москвы и Перми я видел такие трибуны);
5) несмотря на постепенный уход из школ технического труда, я бы все-таки оставил специальную зону для мастерских (причем не обязательно токарно-слесарных, ведь можно и гончарным делом заниматься), кабинетов домоводства (швейная мастерская + кулинария);
6) зона искусств и мировой художественной культуры должна включать три кабинета (музыка, изо, МХК), а также выставочное пространство. При наличии места можно организовать телестудию, на базе которой логично преподавать начальные профессиональные технологии;
7) театрально-концертный (актовый) и малый концертный залы позволят реализовывать творческие проекты, различающиеся по жанрам и группам участников. Оборудование этих помещений должно удовлетворять как учеников и учителей, так и профессиональных исполнителей, которых необходимо периодически приглашать для выступления в школе;
8) редакционно-издательский центр не только поспособствует обучению заинтересованных учащихся (опять же – начальные профессиональные технологии), но и обеспечит школу методическими материалами, школьной прессой и т.д. В идеале он должен примыкать к информационному центру (кабинету информационных технологий);
9) необходимо выделить помещение для клуба старшеклассников, где хозяевами будут сами ребята. Сочетание комнаты отдыха с помещением для работы органов ученического самоуправления идеально для выработки навыков общения и принятия ответственных решений;
10) в раздевалке нужно отвести достаточно места для индивидуальных шкафчиков;
11) столовая должна состоять из двух секторов: буфета и обеденной части на основе «шведского стола». Только тогда можно избежать очередей во время перемен;
12) помещения для психолого-педагогического и медицинского центров стоит расположить поблизости друг от друга. Для них необходимо закупить современное оборудование, позволяющее не только оказывать помощь (медицинскую или психологическую), но и проводить тренинги, занятия по подготовке к школе для дошкольников и т.д.;
13) туалеты следует оборудовать современной сантехникой и закрывающимися кабинками, причем все крепления должны быть антивандальными;
14) во внутреннем дворе можно расположить скамейки и скульптуры, дополнив их зимним садом;
15) все помещения и переходы нужно оборудовать перилами для инвалидов. Вход в учебное заведение и лестницы следует снабдить пандусами.

Разумеется, я не говорю о партах, досках и экранах – без этого нормальной, современной школы и быть не может.

Коллектив МОУ СОШ №1 г. Черногорска, Республика Хакасия:

1. Современное школьное здание должно быть светлым, теплым, удобным для обучения и развития учеников. Строительные материалы должны быть экологически безопасные.
2. Крайне важна комплексность помещений. Теплые переходы, объединяющие пищевой блок (столовую, буфет), спортивный зал, бассейн, игровое помещение, комнаты отдыха и учебные классы. Для предметов естественнонаучного цикла требуются лаборатории для проведения практических, исследовательских занятий. Нужно помнить и про элементы видеоэкологии, которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей (чистые, яркие краски, цветники…). Кроме того, сегодня необходимо предусмотреть все для комфортного обучения и передвижения детей с ограниченными возможностями.

Пока же в учебных заведениях, например, нашего города все кабинеты оборудуют и украшают сами педагоги. Между тем как в школе XXI века каждый учебный класс, на наш взгляд, должен погружать учащихся в мир преподаваемой дисциплины (музыка, литература, география и т.д.). Нужен в образовательном учреждении и выставочный зал (выставочное пространство), где можно проводить не только сменные выставки работ учащихся, родителей, педагогов, но и местных художников, мастеров.

Мы убеждены: что бы ни предлагали архитекторы, в школе важно сохранить мир детства, где каждый ученик будет чувствовать себя прежде всего ребенком, постепенно взрослеющим.

Добавим, что здание нашей школы построено в 1958 году. Все описанное выше – мечта! Но мы надеемся на ее претворение в жизнь.

Валерия ВОЛОГЖАНИНА, к.п.н., директор Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров:

1. В конце 2009 года в послании Федеральному собранию Д.А. Медведев поставил задачу «сконструировать так называемое умное здание» школы. С нашей точки зрения оно не должно быть официозно-строгим, как все стандартные школьные здания, построенные по типовым проектам. Прямые коридоры, одинаковые кабинеты… Хочется, чтобы школа была похожа на красивый, теплый дом, куда с радостью приходят взрослые, чтобы учить, и дети, чтобы учиться.
2. Небольшие уютные помещения, уголки для общения, отдыха, а иногда и уединения. Оформление разнится для каждого кабинета, чтобы, входя в него, ученик с первых минут погружался в мир предмета, ощущал атмосферу определенной эпохи или страны. Предметная среда, эстетика здания, атмосфера должны захватывать ребенка, удивлять его, образовывать сами по себе и приглашать возвращаться снова и снова.

Иллюстрации из каталога Corel Mega Gallery
Рейтинг@Mail.ru