Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2010

Экономика образования

Экономические механизмы будут распространены на все регионы

Об итогах КПМО обозреватель «Управления школой» беседует с директором Института развития образования ГУ-ВШЭ Ириной Всеволодовной АБАНКИНОЙ.

– Комплексный проект модернизации образования (КПМО) заканчивается, и его основные результаты в целом известны. Вначале было немало сомнений по поводу возможных достижений. Добились ли регионы-участники серьезных успехов?

– Безусловно, за три минувших года сделано очень много. Разница между субъектами РФ, активно работавшими все это время, и теми, кто занял выжидательную позицию, весьма значительна.

Об активных участниках можно сказать, что они внедрили новые экономические механизмы.

Практически всем удалось серьезно увеличить норматив финансирования. Более чем половина повысила его в несколько раз, причем как для городской, так и для сельской местности. В среднем увеличение составило 80–100%. Минимальным оно оказалось в Республике Алтай. Но и там эта цифра достигла 60%. Такой прирост тоже важен. Мы не должны забывать, что внутри повышения норматива – в первую очередь оплата учительского труда.

– Были ли регионы, которые за все годы так и не смогли справиться с поставленными в КПМО задачами?

– Среди тех, кто не сумел реализовать новые экономические механизмы, – Свердловская область. Мне кажется, что регион, где было достаточно средств, не вполне ответственно отнесся к осуществлению комплексного проекта. Возможно, потому, что активную позицию неприятия перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ) заняли профсоюзы. А без нее введение нормативно-подушевого финансирования (НПФ) не может иметь значительного эффекта.

– В некоторых регионах утверждают, что для НСОТ достаточно хорошо рассчитанного НПФ, а все остальное уже несущественно. Объясните: почему это не так?

– Когда мы говорим об НПФ, то имеем в виду доведение средств по нормативу до образовательного учреждения, ставшего юридическим лицом и имеющего свой счет. Даже если школа обслуживается в централизованной бухгалтерии, для нее ведется самостоятельный налоговый и бухгалтерский учет.

Такое ОУ обладает ясным и полным представлением о своей смете и о расходах по ней. Поэтому его директор может принимать самостоятельные решения: управлять фондом оплаты труда, нанимать персонал. (Напомню, что ограничения, связанные с формированием штатного расписания, теперь сняты, – это полномочия руководителя ОУ.)

Если же за школу по-прежнему решают другие – например, на региональном уровне рассчитывается объем субвенции, которая передается в местный бюджет, а затем в ОУ, – такой механизм не может считаться полноценным внедрением нормативно-подушевого финансирования.

– Вы говорите о проблемах в Свердловской области. Но ведь во время разработки и внедрения НСОТ разногласия с профсоюзами возникли в ряде регионов–участников КПМО. Были ли другие субъекты РФ, где руководители образования не сумели переубедить профсоюзных лидеров?

– Введение НСОТ было фактически блокировано профсоюзами в Красноярском крае и Свердловской области.

В Красноярском крае до сих пор действует система оплаты труда, установленная в 2006 году. По факту, это тарифный и надтарифный фонды. Тарифный фонд рассчитывается с учетом единой тарифной сетки, надтарифный же составляет 25%. Его часть идет на оплату классного руководства и компенсационные выплаты, а 15% составляют стимулирующие выплаты.

– 15% стимулирующих выплат – не так уж мало. Может быть, это – неплохое решение?

– Проблема в том, что структурно они включены в надтарифный фонд. А его защищенность, как мы уже убедились на опыте, невелика. Как только необходимо повысить зарплаты в связи с переходом на новый МРОТ, это делается именно за счет надтарифного фонда. В итоге уборщица получает полную ставку МРОТ, а педагог с высшим образованием остается без стимулирующих выплат. Поэтому нам кажется не лучшим решением, более того – решением, несомненно, препятствующим развитию школы, то, что Красноярский край «живет» с тарифным и надтарифным фондами.

– А в каких регионах руководителям образования все-таки удалось договориться с профсоюзами?

– Переговоры прошли успешно в Воронежской области, и здесь многое было сделано для того, чтобы внедрить НПФ и НСОТ. Сильное сопротивление профсоюзов было в Амурской области, но там все же перешли на НПФ по модельной методике Минобрнауки.

Довольно сложная ситуация сложилась в Волгоградской области. Формально там приняли и одобрили методику НСОТ. Другое дело, что установленный в регионе норматив подушевого финансирования с различными коэффициентами для города и села позволяет существовать огромной и, на наш взгляд, далеко не оптимальной школьной сети.

В области около 1200 школ, и 600 из них имеют наполняемость меньше 100 человек. Система НПФ здесь направлена на то, чтобы защитить сеть и педагогов, но при этом не поддерживать сильных учителей, лидеров в своей профессии, а сохранить все кадры, которые имеются. Такую меру в контексте КПМО вряд ли можно признать эффективной.

Тем не менее в Волгоградской области удалось сделать существенные шаги: приняты решения об оптимизации сети сельских школ, при введении НСОТ за основу взята система базового должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Должностной оклад определяется с учетом стоимости педагогической услуги, рассчитанной по нормативу. Так что кое-какое продвижение все-таки произошло.

– В ходе КПМО регионы должны были ввести единый норматив финансирования для городских и сельских школ. Это – трудное решение. Удалось ли кому-нибудь его осуществить?

– Этого смогли добиться Алтайский край, Воронежская, Калининградская, Новгородская и Амурская области. Я бы подчеркнула, что перечисленные регионы находятся в разных федеральных округах, в неодинаковых условиях: среди них есть и состоятельные, и небогатые. Но все равно данные субъекты РФ сочли необходимым продвигаться к некоему единому нормативу, который влияет на оптимизацию школьной сети. Это – важное достижение в ходе КПМО.

Единый норматив – экономический механизм, который поможет решить накопившиеся в регионах проблемы, связанные с нерациональной структурой организации педагогических кадров и непродуманным соотношением между педагогическим и непедагогическим персоналом в школах. Он открывает возможности для богатого сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, помогает концентрировать средства в сельских ресурсных центрах, в тех учебных заведениях, которые создают современные условия для обучения детей.

– Зачем, на ваш взгляд, регионы участвовали в КПМО, если они не брали на себя серьезных обязательств?

– Руководители тех или иных субъектов РФ смотрели на этот вопрос по-разному. У Свердловской области, например, была своя, весьма содержательная, программа, во многом отличающаяся от федеральных направлений. Они хотели создать (при федеральной поддержке) региональное образовательное телевидение (что не вписывалось в рамки КПМО). Область решила принять участие в проекте и на первых этапах справлялась со своими невысокими обязательствами.

Говоря о КПМО, надо понимать одну тонкость: регионы выполняли те его условия, которые сами себе поставили. Руководители образования Свердловской области в первый год реализации проекта вообще не брали обязательств по введению НСОТ. Поэтому, когда другие субъекты РФ еще не могли реализовать заявленное в полном объеме, Свердловская область выглядела вполне благополучно. В Уральском федеральном округе это был единственный регион–участник КПМО. Считалось, что другие учтут их опыт. Но сделать это, как выяснилось при подведении итогов проекта, оказалось довольно трудно!

– Напрашивается вопрос: за невыполнение обязательств КПМО предусмотрены какие-то санкции? И как будут награждены победители?

– Отдельные недостатки в регионах оценит конкурсная комиссия. Победители награждены уже тем, что получили дополнительное федеральное софинансирование на КПМО. А это большой бонус.

В активно работавших субъектах РФ сложились прекрасные команды, полные взаимопонимания, нацеленные на решение трудных проблем. Как правило, они состоят как из специалистов регионального уровня, так и из муниципальных руководителей. Им удается охватить всю систему управления образованием на территории региона.

Это очень важно, так как ответственность за модернизацию образования сосредоточивается в едином центре. В этом случае в регионе есть люди, которые ощущают свою ответственность за происходящее: им можно указать на допущенные ошибки или похвалить за успехи.

– Что будет с регионами, которые не участвовали в КПМО? Каковы их планы на будущее?

– Регионы–неучастники КПМО тоже работали над созданием НСОТ и НПФ. И они также получили интересные результаты. Например, в Южном федеральном округе Ростовская область (не участвовавшая в КПМО) уже перешла на НПФ. Она может представить свои наработки.

В Центральном федеральном округе я бы выделила Липецкую область, которая сделала очень многое для перехода на НПФ, НСОТ, а также для модернизации школьной сети. Здесь действительно обеспечили доставку учащихся маленьких сельских школ в крупные базовые ОУ, решив организационные проблемы и преодолев на начальном этапе недоверие родителей.

В Мурманской области, которая все время подавала заявки на участие в КПМО, но так и не попала в число победителей, создали сильную руководящую команду и продвинулись на пути решения многих проблем. Кстати, Мурманск – третий в Северо-Западном округе по результатам ЕГЭ.

– Регионы–неучастники КПМО пытались создавать свои разработки НСОТ и НПФ. Кое-кто в этом преуспел. Не случится ли так, что после окончания КПМО их заставят ввести НСОТ и НПФ по некоей единой модели?

– Принято решение, что новые экономические механизмы распространятся на всех. Субъектам РФ действительно будут рекомендованы определенные методики, но не одна, а несколько.

Во-первых, модельная методика Минобрнауки. Она доказала свою эффективность: есть ряд регионов, которые с ее помощью достигли высоких результатов как в оптимизации кадрового потенциала, так и в изыскании ресурсов для поддержки лучших учителей или в распространении нововведений в сети ОУ.

Во-вторых, есть регионы, которые отработали другую систему оплаты труда – окладную. Она внедрена, например, в Республике Чувашия. Там учительский оклад зависит от прожиточного минимума и устанавливается президентом республики. На сегодняшний день Чувашия полностью согласовала свою документацию по НСОТ с Минздравсоцразвития и этим сделала окладную систему оплаты труда легитимной. Теперь чувашскую модель можно распространять на другие субъекты РФ, которые, я уверена, ею заинтересуются.

Интересен и опыт Томской области, позиционирующей себя как регион, разработавший в рамках КПМО не только свою методику НСОТ, но и методику НПФ. Здесь норматив зависит от структуры системы расселения в том или ином населенном пункте – в частности, от его дисперсности (имеются в виду районы, где на огромные площади приходится крайне мало населения, и изменить эту ситуацию невозможно).

Фактически в Томской области используется современный механизм межбюджетного перераспределения между муниципалитетами. Размер средств, получаемых ими, зависит от уровня бюджетной обеспеченности и сложности организации образовательной сети. Деньги распределяют между школами, учитывая вид ОУ и особенности программ.

Республика Саха (Якутия)предложила модель НПФ, в которой норматив увязан с численностью населенного пункта.

– Особняком стоит Московская область, где, по подсчетам некоторых экспертов, в результате КПМО учительская зарплата оказалась самой высокой. Можно ли рекомендовать модель Московской области всей России?

– Сложный вопрос. Думаю, что относительно этого должно быть принято отдельное решение. Московская модель НПФ построена в соответствии с сегодняшним законодательством, в котором полномочия по видовому разнообразию ОУ переданы на уровень субъекта РФ.

В Московской области на сегодняшний день имеется 26 видов ОУ. Для каждого из них в точном соответствии со статьей 41 Закона «Об образовании» разработан свой норматив. Все они утверждаются законом о бюджете.

Отказать Московской области в прозрачности механизма невозможно: есть вид ОУ (который определяется особенностями реализуемых в нем программ), а норматив прописан в бюджете, и его нельзя ни уменьшить, ни увеличить. Можно ли сказать, что это нарушает законодательство? Нет. Это очень громоздкая модель. Но Московская область по крайней мере имеет право проводить ее в жизнь.

Из всего сказанного видно, что абсолютного единообразия НСОТ и НПФ для всей России нет и быть не может. У нас будут несколько моделей НСОТ и НПФ – главное, чтобы они соответствовали современной нормативно-правовой базе. Субъект РФ, выбирая между ними, должен понимать, каких результатов он хочет достигнуть с их помощью.

– Мы говорим: регион будет выбирать. А не случится ли так, как было во времена запуска КПМО, когда из Москвы региональным властям давали понять: вы не должны реализовывать эту модель, возьмите другую.

– В любом случае гарантия прав граждан на общее образование относится к региональным полномочиям. Федерация его не отбирала. Она только поощряла и софинансировала продвижение регионов по пути образовательных реформ. Не забудем, что субъекты РФ сами предлагали свои обязательства.

Тюменская модель и модельная методика Минздравсоцразвития заметно различаются. А параллельно с этим Минздравсоцразвития разработало свою идеологию НСОТ. В регионах были определенные разногласия по поводу выбора и внедрения той или иной модели.

Нередко они возникали потому, что руководителям субъекта РФ невыгодно вводить разные модели НСОТ для социальной сферы. Они выбирали определенную схему для культуры и здравоохранения и, что вполне естественно, хотели построить по той же модели НСОТ в образовании. Тверская область, например, ориентируется на методику НСОТ Минздравсоцразвития России. Оказалось, что встроить в нее ключевые элементы модельной методики Минобрнауки не так-то легко. Ученико-час в Минздравсоцразвития не предусмотрен. И это вполне естественно!

– К 2009 году стало ясно, что в ряде регионов профсоюзы затормозили переход на НСОТ. Где гарантия, что через год-два, когда закончится КПМО, в субъектах РФ потихоньку не начнется возврат к старому – от НСОТ к ЕТС?

– Как я уже говорила, новые экономические механизмы распространятся на всех. Регионы должны будут перейти если не на ученико-час, то хотя бы на идеологию оклада, компенсационные выплаты стимулирующей части ФОТ.

Более того – обсуждается вопрос о том, чтобы выплаты из федерального бюджета за классное руководство (которые решено пока не передавать на уровень субъектов Федерации) увязать с успешностью внедрения в регионе НСОТ. Принцип «федеральные деньги в обмен на обязательства» будет действовать. Он по-прежнему связывается с эффективностью использования новых экономических механизмов.

А главное – КПМО продолжится. Его подхватит президентская инициатива «Наша новая школа».

Коллаж Т.Белоножкиной
Беседовала
Рейтинг@Mail.ru