Закон «Об образовании» дает право
образовательному учреждению самому определять
функции педагогического совета. Потому-то в
каждой школе и разработаны (или разрабатываются)
соответствующие положения, регламентирующие его
деятельность.
Но как сделать, чтобы педсовет стал
местом продуктивного решения проблем, чтобы не
было пустой траты времени, а совместные решения
не оказались на поверку лишь формальностью?
Важно, чтобы каждый учитель во время проведения
педсовета учился мыслить и работать по-новому.
Нам очень близко высказывание теолога
и общественного деятеля Али Апшерони: «Педагоги
не могут успешно кого-то учить, если в это же
время усердно не учатся сами». И потому наш
коллектив к проведению педагогического совета
подходит серьезно, кропотливо работая над
выявленными проблемами.
Составляют педсовет два блока:
теоретический и практический. Теоретический
проводится в формате проблемной лекции или
выступления экспертных групп по оценке
исполнения предыдущих решений (либо в другом
формате, призванном «мотивировать», направить на
коллективное решение проблем). Формат
практического блока педсовета более свободный,
он предполагает обсуждение сложившихся проблем
и поиск путей их разрешения.
Вот как, например, выглядел наш
педагогический совет по теме «Оценка
деятельности школы за 2009 г. (2-я половина)».
Его цель мы обозначили так:
коллективная экспертиза результатов работы ОУ,
выявление проблем и их решение.
Вначале директор ознакомила педагогов
с критериями оценки образовательного
учреждения, которые предложило городское
управление образования. Нет необходимости их
здесь перечислять – скажем лишь, что туда
входят не только данные по обучению и воспитанию
школьников, но и показатели
государственно-общественного управления ОУ. В
ходе экспертизы был заполнен оценочный лист по
качественным характеристикам, проставлены
баллы, подведены итоги. Обычная работа,
традиционная методика самооценки.
Однако следующая часть педсовета
прошла в интерактивной форме, призванной вызвать
у коллег чувство причастности к делам школы.
Учителям было предложено записать три
проблемы, мешающие, на их взгляд,
образовательному учреждению иметь высокие
показатели по всем параметрам. Отобрав самые
популярные ответы, мы выделили три наиболее
серьезные с точки зрения преподавателей
проблемы: 1) слабый контингент учащихся; 2)
недостаточно серьезное отношение педагогов к
работе; 3) слабая материально-техническая база.
Разделившись на три команды по числу
выявленных проблем (путем расчета на первый –
второй – третий), коллеги стали размышлять,
что следует сделать для устранения выявленных
недостатков.
Было приятно наблюдать, как педагоги,
разгоряченные, активные, неравнодушные, пытаются
разработать этапы пошагового разрешения
сложившейся ситуации. Как же справедливы слова:
«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!».
Работа в группах происходила в рамках общих
правил: «здесь и теперь», «я – высказывание»;
личная ответственность.
Затем представители каждой команды
аргументировали и защищали свои решения.
Предлагались и расширение дополнительных услуг,
и широкая реклама достижений нашей школы, и
участие в грантовых конкурсах, и побуждение к
активной деятельности родительского
сообщества... Вариантов оказалось множество. Всем
было важно, как воспринимают их слова коллеги из
других групп. Вопросы, порой загоняющие
защитников в тупик, споры, новые предложения…
Каждый воспринял общую проблему как свою!
В результате было принято четкое,
направленное на активную реализацию решение:
каждая группа разработает мини-проект
устранения «доставшейся» им проблемы. А значит,
деятельность продолжается!
Вот так, «сметая каноны, прогнозы,
параграфы», мы решаем проблемы модернизации
образования и воспитания.
Предлагаем несколько нехитрых
принципов, помогающих сделать педсовет полезным
и продуктивным:
1. Мыслить нестандартно,
самостоятельно.
2. Не бояться озвучивать проблемы,
характеризующие школу не с лучшей стороны.
3. Доходить «до самой сути», до истинных причин.
4. Не бояться принимать смелые решения.
5. Поднимать актуальные, современные, уместные
темы.
6. Способствовать вовлечению в работу каждого
участника педсовета.
***
Итак, мы попробовали показать, что
школа способна совершенствоваться не только
внешне (обновляя содержание обучения, формы
организации образовательного и воспитательного
процессов, элементы управленческой структуры),
но и внутренне, побуждая каждого из педагогов
активно участвовать в школьной жизни.
Важно приносить пользу, не переставать
делать свое дело, потому что иначе, как говорил
Б.Шоу, «мы перестаем жить».
|