Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2010

Наука управлять

Сметая каноны

Нынешняя социально-экономическая ситуация предъявляет к школе новые требования. И педсовет как орган коллективного управления как раз может упразднить устаревшие педагогические представления и ориентиры, заменив их современными. Его значимость в профессиональной жизни учителей можно сравнить разве что с работой сердца, дающего толчок деятельности всем остальным органам человека.

Закон «Об образовании» дает право образовательному учреждению самому определять функции педагогического совета. Потому-то в каждой школе и разработаны (или разрабатываются) соответствующие положения, регламентирующие его деятельность.

Но как сделать, чтобы педсовет стал местом продуктивного решения проблем, чтобы не было пустой траты времени, а совместные решения не оказались на поверку лишь формальностью? Важно, чтобы каждый учитель во время проведения педсовета учился мыслить и работать по-новому.

Нам очень близко высказывание теолога и общественного деятеля Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». И потому наш коллектив к проведению педагогического совета подходит серьезно, кропотливо работая над выявленными проблемами.

Составляют педсовет два блока: теоретический и практический. Теоретический проводится в формате проблемной лекции или выступления экспертных групп по оценке исполнения предыдущих решений (либо в другом формате, призванном «мотивировать», направить на коллективное решение проблем). Формат практического блока педсовета более свободный, он предполагает обсуждение сложившихся проблем и поиск путей их разрешения.

Вот как, например, выглядел наш педагогический совет по теме «Оценка деятельности школы за 2009 г. (2-я половина)».

Его цель мы обозначили так: коллективная экспертиза результатов работы ОУ, выявление проблем и их решение.

Вначале директор ознакомила педагогов с критериями оценки образовательного учреждения, которые предложило городское управление образования. Нет необходимости их здесь перечислять – скажем лишь, что туда входят не только данные по обучению и воспитанию школьников, но и показатели государственно-общественного управления ОУ. В ходе экспертизы был заполнен оценочный лист по качественным характеристикам, проставлены баллы, подведены итоги. Обычная работа, традиционная методика самооценки.

Однако следующая часть педсовета прошла в интерактивной форме, призванной вызвать у коллег чувство причастности к делам школы.

Учителям было предложено записать три проблемы, мешающие, на их взгляд, образовательному учреждению иметь высокие показатели по всем параметрам. Отобрав самые популярные ответы, мы выделили три наиболее серьезные с точки зрения преподавателей проблемы: 1) слабый контингент учащихся; 2) недостаточно серьезное отношение педагогов к работе; 3) слабая материально-техническая база.

Разделившись на три команды по числу выявленных проблем (путем расчета на первый – второй – третий), коллеги стали размышлять, что следует сделать для устранения выявленных недостатков.

Было приятно наблюдать, как педагоги, разгоряченные, активные, неравнодушные, пытаются разработать этапы пошагового разрешения сложившейся ситуации. Как же справедливы слова: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!». Работа в группах происходила в рамках общих правил: «здесь и теперь», «я – высказывание»; личная ответственность.

Затем представители каждой команды аргументировали и защищали свои решения. Предлагались и расширение дополнительных услуг, и широкая реклама достижений нашей школы, и участие в грантовых конкурсах, и побуждение к активной деятельности родительского сообщества... Вариантов оказалось множество. Всем было важно, как воспринимают их слова коллеги из других групп. Вопросы, порой загоняющие защитников в тупик, споры, новые предложения… Каждый воспринял общую проблему как свою!

В результате было принято четкое, направленное на активную реализацию решение: каждая группа разработает мини-проект устранения «доставшейся» им проблемы. А значит, деятельность продолжается!

Вот так, «сметая каноны, прогнозы, параграфы», мы решаем проблемы модернизации образования и воспитания.

Предлагаем несколько нехитрых принципов, помогающих сделать педсовет полезным и продуктивным:

1. Мыслить нестандартно, самостоятельно.
2. Не бояться озвучивать проблемы, характеризующие школу не с лучшей стороны.
3. Доходить «до самой сути», до истинных причин.
4. Не бояться принимать смелые решения.
5. Поднимать актуальные, современные, уместные темы.
6. Способствовать вовлечению в работу каждого участника педсовета.

***

Итак, мы попробовали показать, что школа способна совершенствоваться не только внешне (обновляя содержание обучения, формы организации образовательного и воспитательного процессов, элементы управленческой структуры), но и внутренне, побуждая каждого из педагогов активно участвовать в школьной жизни.

Важно приносить пользу, не переставать делать свое дело, потому что иначе, как говорил Б.Шоу, «мы перестаем жить».

Рейтинг@Mail.ru