Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Партнерство

Модель взаимодействия семьи и школы

Привлечение общественности к управлению развитием образования – одна из задач, обозначенных президентской программой «Наша новая школа». В представленных материалах дается краткое теоретическое обоснование проблемы, предлагается модель партнерского взаимодействия родителей и ОУ, указываются нормативные акты участия общественности в развитии образования, приведены анкеты и даны рекомендации по ее вовлечению в процесс аттестации педагогов и руководителей образовательных учреждений. В основу положена экспериментальная работа коллектива МОУ СОШ № 52 г. Ульяновска*.

Родительская общественность и управление развитием образования

Опыт взаимодействия семьи и школы в основном и главном сложился в прошлом столетии в условиях единой и однообразной школы советского периода, обеспечивавшей тоталитарно-государственный заказ на образование и воспитание новых поколений. Профессионально подготовленные кадры, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка гарантировали образовательному учреждению бесспорное главенство в отношениях с семьей.

Каждый дошкольник заранее ставился на школьный учет по месту жительства. Школа, как правило, определяла все параметры жизни ученика, не считаясь с мнениями и пожеланиями ни родителей, ни детей. Свои требования к воспитанию она дополнительно утверждала через фронтальное психолого-педагогическое просвещение отцов и матерей («родительские университеты», «педагогические лектории», беседы по ситуации).

Программы педобуча, поводы и тематика индивидуального общения в основном определялись педагогами. Юридически и фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо собственных требований к образовательным и иным услугам учебного заведения. Тем более она не имела возможности контролировать и официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса. Это означало, что в отношениях со школой семья занимала полностью подчиненное, зависимое положение.

От нее же требовались безусловная поддержка воспитательно-образовательных стремлений учебного заведения и государства, посильная помощь своим детям в учебе, контроль их поведения, непременное посещение родительских собраний, занятий «педагогического лектория», а также оказание содействия в проведении отдельных хозяйственных дел и воспитательных мероприятий.

Что же касается семейного воспитания, то оно имело преимущественно спонтанный характер, опиралось в основном на традиции народной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал уровню школьных педагогов. Благодаря государству образовательные учреждения практически не нуждались в экономической поддержке со стороны семьи.

В силу всего вышесказанного родительская общественность (равно как и любая иная) не могла претендовать и не претендовала на собственный заказ в деле образования и воспитания нового поколения. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги, исходящего от различных социумов, как такового не существовало и не могло возникнуть.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов учебных заведений. Внутри одного ОУ также возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного обучения. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им услуг. Как следствие – появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу через свой выбор.

Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся слои общества начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В отдельных группах населения уровень образованности оказался близким к учительскому и даже выше. В результате школа оказалась в центре критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Традиционная практика организованного взаимодействия государства, семьи и школы в сфере образования давно уже не соответствует изменившимся социально-образовательным потребностям, возможностям и ожиданиям всех основных участников образовательного процесса.

Все это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и школы в системе их взаимодействия. В условиях глубокого социально-экономического и культурного расслоения общества исторически привычный авторитарный характер этой связи является одним из факторов наблюдающегося падения престижа образовательного учреждения и авторитета учителя в глазах общества, роста критических настроений по отношению к системе образования, его содержанию и качеству.

Приведение взаимоотношений и взаимодействия семьи и школы на уровень, адекватный их новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого учебного заведения.

В наиболее обобщенном понимании школа выступает как социальный институт, выполняющий заказ общества в части подготовки новых поколений к конструктивному поведению в условиях культуры (цивилизации). Этот «заказ» имеет по крайней мере две составные части. Одна из них задается государством (его органами и организациями), претендующим на выражение интересов общества.

В этом варианте заказ облекается в весьма четкие формы законодательных актов, образовательных программ и иных официальных предписаний, обязательных для исполнения. Все это с полным основанием может быть названо государственным заказом на образование и воспитание. Его реализация обеспечивается юридически, экономически, организационно и в иных отношениях.

Однако государство, как правило, осмысливает, планирует и реализует лишь часть развития, необходимого личности, большим и малым социумам и обществу в целом. А остающаяся доля постигается, предъявляется, в некоторых случаях частично реализуется ими самими – семьей, социокультурной группой, религиозным сообществом, нацией и обществом (через общественное мнение, СМИ, литературу, искусство, науку). В интегрированном виде мнения этого сонма человеческих сообществ могут быть определены как социальный (общественный, негосударственный) заказ на развитие новых поколений.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме общественных ожиданий, представлений, стимулов, зачастую не имеющих общепринятых формулировок, нередко противоречивых, а то и взаимоисключающих. (Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, другие – к атеистическому, третьи – к сознательному выбору человеком религии в зрелом возрасте. Кто-то ратует за «классическое образование», а некоторые предлагают «формирование компетентностей» и т.д.) Социальный заказ представляет собой поле поиска оптимальных решений, согласования интересов к воспитанию, характерных для самых разных групп населения.

Государственный заказ и социальный в различное время и в разных обстоятельствах могут в каких-то сферах совпадать (скажем, в области компьютерной грамотности населения), в иных – вступать в противоречия (к примеру, по вопросу введения в школах начальной военной подготовки).

Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:

  • повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием и школой до уровня, гарантирующего системный и постоянный общественный контроль выполнения ею социального и государственного заказов на образование;

  • дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;

  • изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнеров);

  • расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей и соответствующей дифференциацией форм, методов и содержания педобуча;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.

Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия

Основные направления взаимодействия.

В учреждении в целом:

  • традиционные для городской общеобразовательной школы структура и содержание образовательной деятельности детей;

  • дополнительные образовательные услуги, соответствующие социальному (общественному) заказу на образование подрастающего поколения.

В работе с семьей и общественностью:

  • научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность по изучению и организации взаимодействия и взаимовлияния школы и семьи на уровне социально-педагогического партнерства;

  • организационное и научно-методическое обеспечение социально-педагогического партнерства семьи и школы;

  • выявление и учет образовательных потребностей характерных групп населения (социального заказа на образование детей);

  • привлечение родительской и иной общественности к обсуждению и утверждению образовательных программ (содержания образования), контролю качества обучения.

В организации психолого-педагогического просвещения родителей:

  • изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в такого рода подготовке;

  • использование традиционных фронтальных форм в данном вопросе;

  • организация дифференцированной подготовки в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями;

  • организационное и научно-методическое обеспечение;

  • уровни – ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, творческий.

Структурные элементы системы. Система социально-педагогического партнерства семьи (как представителя общественности и самостоятельного субъекта отношений) и школы (от имени государства и самостоятельного субъекта отношений) опирается на следующие инновационные и традиционные организационно-структурные элементы.

Общественное управление:

– школьная конференция;
– общественный совет школы (управляющий совет);
– общешкольный родительский комитет;
– классные родительские комитеты;
– общественный штаб педобуча (родительская секция);
– профильные родительские объединения;
– общественное экспертное сообщество;
– представители комиссии социальной защиты населения;
– совет представителей УДОДа микрорайона;
– детская редакция раздела школьного сайта «Школа глазами детей»;
– родительская редакция раздела школьного сайта «Родительское слово»;
– учительская редакция раздела школьного сайта «Слово учителя».

Государственное управление:

– администрация школы;
– педагогический совет;
– МО классных руководителей;
– редакция раздела школьного сайта «Административный вестник»;
– общественный штаб педобуча (секция научно-методического обеспечения);
– временные научно-исследовательские коллективы.

Рассмотрим примерное содержание деятельности этих структур.

Школьная конференция является высшим органом самоуправления образовательного учреждения. Делегаты с правом решающего голоса избираются на нее собраниями коллективов учащихся второй и третьей ступеней обучения, педагогов и других работников учебного заведения, родителей и представителей общественности (до пяти человек от каждой из перечисленных категорий). Конференция проводится не реже одного раза в три года.

Основными ее функциями являются:

  • избрание прямым открытым голосованием совета школы и утверждение срока его полномочий;

  • утверждение устава образовательного учреждения и решение вопросов о внесении в него необходимых изменений и дополнений;

  • определение основных направлений развития и совершенствования образовательного процесса, выбора курсов и учебных дисциплин, языка обучения; рассмотрение вопросов развития материально-технической базы школы; введение профилей обучения.

Общественный совет ОУ (управляющий совет) является органом самоуправления, представляющим интересы всех основных слоев участников образовательного процесса и обеспечивающим контроль исполнения решений конференции. Он решает задачи реализации прав школы на автономию, самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, организацию образовательного процесса; организует изучение спроса жителей на предоставление учебным заведением дополнительных образовательных услуг (в том числе платных); осуществляет общественный контроль использования внебюджетных источников и другие вопросы.

В сфере социального партнерства семьи и школы совет:

  • обеспечивает содействие общественным инициативам по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи;

  • инициирует и поддерживает деятельность педагогических работников по организации инновационной и опытно-экспериментальной работы;

  • контролирует исполнение соответствующих решений конференции;

  • инициирует разработку и обсуждение локальных актов ОУ, направленных на обеспечение партнерских отношений семьи и школы;

  • инициирует и направляет общественный контроль состояния и развития образовательного процесса, стимулирует мероприятия по устранению замечаний и реализации предложений родительской и иной общественности по его совершенствованию, способствует обобщению и анализу полученных результатов;

  • определяет пути и способы взаимодействия учебного заведения с производственными организациями, добровольными обществами, ассоциациями, творческими союзами, другими государственными/негосударственными общественными институтами и фондами с целью создания необходимых условий для общественно-государственного управления образованием на уровне социально-педагогического партнерства;

  • в рамках действующего законодательства РФ принимает необходимые меры по защите педагогических работников и администрации образовательного учреждения от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность;

  • при необходимости выступает, с одной стороны, как переговорщик с властью в интересах образования, обращается в муниципалитет, профсоюзные и общественные организации и юридические органы, с другой – как прямой заказчик, показывающий, какого типа, уровня, объема, направленности образовательные программы являются наиболее востребованными родительским сообществом, сообществом работодателей и другими возможными «потребителями образования».

Решения совета ОУ, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством РФ, являются рекомендательными для администрации образовательного учреждения, всех членов коллектива.

Общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты работают в рамках типовых положений.

Общественный штаб педобуча (родительская секция, инновационная форма):

  • стимулирует (или проводит своими силами) изучение потребностей различных групп родителей в психолого-педагогических знаниях и умениях, включая аспекты семейного воспитания;

  • стимулирует разработку соответствующих программ и организацию учебных групп;

  • организует сбор и анализ мнений и отзывов членов групп о содержании и методах психолого-педагогической подготовки, стимулирует при необходимости доработку программ, участвует в подготовке соответствующих организационных решений;

  • вырабатывает предложения по моральному и материальному стимулированию лучших лекторов и организаторов родительского педобуча.

Профильные родительские объединения (инновационная форма) создаются на добровольных началах по инициативе общественного совета, отдельных групп родителей или администрации. Их назначение – оперативная реакция на возникающие социально-образовательные проблемы и потребности семьи и школы, организация и стимулирование развертывания соответствующей педагогической работы.

Например: «Инициативная группа (малый совет) по предупреждению девиантного материнства», «Группа социального контроля свободного времени учащихся», «Родители в информационном пространстве», редакция сайта «Родительское слово» и т.п.

Цели, функции и порядок деятельности объединений определяются самими участниками и оформляются соответствующими положениями.

Общественное экспертное сообщество (инновационная форма). Решением школьной конференции по инициативе совета школы, администрации, а также в рамках поисково-исследовательской работы может быть создано общественное экспертное сообщество из представителей родителей учащихся, общественных организаций, педагогического коллектива и приглашенных экспертов.

Функциональное назначение сообщества – выработка заслуживающей доверия экспертной позиции посредством независимого аудита образовательного процесса и определение его потенциальных «точек роста», необходимых с позиции общественности.

Экспертное сообщество создается в нескольких случаях:

  • при возникновении расхождений в требованиях к образовательному процессу профессионалов и общественности;

  • в силу потребностей поисково-экспериментальной и иной инновационной деятельности;

  • в рамках планового общественного контроля хода и результатов образовательного процесса;

  • при возникновении в ОУ конфликтных ситуаций.

Представители комиссии социальной защиты населения (инновационная форма) действуют в рамках законодательных полномочий и привлекаются администрацией ОУ или органами общественного управления в случаях возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав детей, их родителей, а также педагогов школы.

Совет представителей учреждений дополнительного образования детей микрорайона учебного заведения (инновационная форма) обсуждает и решает вопросы координации работы школы и УДОДа по обеспечению социального образовательного заказа населения. Собирается по инициативе органов общественного управления, администрации ОУ и МОУ УДОД. Разрабатывает и утверждает соответствующее положение о совете представителей.

Редакции детского, родительского и учительского разделов школьного сайта (инновационная форма) выполняют функцию организованного влияния СМИ на социально-образовательные процессы в пределах отдельно взятого образовательного учреждения. Возможности и формы использования виртуального пространства в целях налаживания социально-педагогического партнерства семьи и школы, государства и общества предстоит выяснить в процессе эксперимента.

_____________

* Директор школы – заслуженный учитель РФ Р.Н. Шаркаев; научный руководитель – к.п.н. В.Н. Вершинин. Тема инновационной работы: «Социально-педагогическое партнерство семьи и школы».

Окончание в № 6/2010

Рейтинг@Mail.ru