Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Школьный уклад

«Я – учитель итальянского языка»

Наконец сбываются все мечты!

«Татьяна Дмитриевна преподает итальянский язык?» – удивлялись выпускники 80-х на очередном юбилее школы. «Татьяна Дмитриевна вела когда-то физику?» – недоумевают нынешние ученики. А что здесь странного? Нет ничего невозможного для целеустремленного человека. Можно быть педантичным физиком и тонким лириком в одном лице. Во всяком случае одному учителю это удалось. Предоставим слово преподавателю итальянского языка. (А может, все-таки физики?..)

Главное занятие

Какой сегодня прекрасный день! Летаю как на крыльях! Как все-таки мало надо для счастья учителю: немножко похвалили, коллеги и администрация заметили твой труд, еще лучше, если между тобой и детьми состоялся такой диалог, как сегодня:

Урок окончен.

– А я бы хотел, чтобы он никогда не заканчивался.

– Лешенька, я рада, что тебе нравится заниматься итальянским!

– И мне, и мне, и мне, – раздался дружный хор третьеклашек.

Как я счастлива, что работаю учителем итальянского языка! А ведь этого могло и не быть. Попасть на факультет иностранных языков девочке с периферии, тем более на итальянское отделение, куда принимали по 6 человек в год, конечно, было невозможно. Поступить же на физический факультет победительнице олимпиад по физике не составило труда.

Романтика привела меня на отделение физики на французском языке. И это стало первым подарком судьбы. За 5 лет обучения в ЛГПИ им. А.И. Герцена преподаватели кафедры французского языка развили у меня интерес к изучению иностранных языков.

Второй подарок судьбы – меня приняли учителем физики в школу № 318 с углубленным изучением итальянского языка. На четвертый год работы мне предложили сопровождать группу школьников в Италию. Я разволновалась: как, не зная языка, справиться с этой миссией? В моем распоряжении было несколько месяцев. Начала упорно заниматься. С тех пор – а это уже около 17 лет – учить итальянский стало главным занятием в моей жизни.

Две недели в Италии, где каждый камень – история, каждое здание – произведение искусства, перевернули во мне все. Я влюбилась в эту страну. Понимая, что вряд ли мне удастся еще когда-нибудь съездить туда, не находила себе места. Не знала, как жить дальше. Что делать?! Наконец – идея! А что если стать преподавателем итальянского языка? Макаренко говорил, что учитель, если он настоящий (а мне так всегда хотелось быть именно таким), может преподавать любой предмет.

Робко поделилась своими мыслями с завучем по иностранным языкам Ольгой Александровной Нужновой. Она мое решение одобрила. И после еще одного года упорного труда начала обучать итальянскому языку самых маленьких школьников 1 час в неделю. Тогда это было возможно, так как в начале девяностых учителя уходили из школы, их не хватало, брали всех желающих.

Сейчас мне неприятно вспоминать, какие ошибки я иногда допускала, да и методика преподавания у меня хромала. Но своей любовью к Италии, к итальянскому языку я заражала детей, что с лихвой покрывало эти недостатки.

С годами недостатков было все меньше, а любовь не уменьшалась. Рамки уроков становились тесны не только мне, но и моим ученикам. Мы стали разучивать песни, инсценировать диалоги, короткие рассказы, придумывали целые спектакли! Учебного материала не хватало. Завидую учителям английского, французского, немецкого и даже испанского. У них столько методической литературы! А мы долгое время добывали все по крупицам.

Сейчас вспоминаю с тоской первый год работы: как в осенние каникулы ребята сами красили стены, развешивали репродукции картин художников эпохи Возрождения, как создавали уют.

Приходилось самим писать сценарии, чтобы с детьми поставить спектакль. Кто такую работу выполнял, знает, как это непросто. И сколько нужно времени! Я научилась сочинять сценарии по детским анекдотам. У нас родилась целая серия эпизодов из жизни итальянского школьника Карлетто: «Карлетто на уроке», «Карлетто с товарищами», «Карлетто дома» и т.д. Ребятам нравились эти сценки, они с удовольствием их разыгрывали.

Но вот у меня появился класс, которому просто играть в спектакле было мало. «Татьяна Дмитриевна, давайте придумаем еще что-нибудь», – говорила мне Верочка Пляскина (сейчас она студентка 4-го курса итальянского отделения филфака Петербургского университета). Вот она, обратная связь! Теперь они меня заражают моей же болезнью! Что придумать?!?

Ура! Есть идея! Можно поставить спектакль с героями итальянской комедии масок. Но уже не вы, дорогие мои восьмиклассницы, будете играть в нем, а семиклассники, вы же будете режиссерами! Итак, 3 седьмых класса – 8 языковых групп, значит, требуются 8 сценок. Нужна единая сюжетная линия. Ее я взяла из учебника «Итальянский язык для начинающих» Л.А. Петровой, И.А. Щекиной.

Герои в комедии масок, как известно, одни и те же: Арлекино, Коломбина, Панталоне и т.д. Они будут переходить из одного эпизода в другой, а их роли возьмут на себя разные ученики. Каждой моей восьмикласснице досталась одна группа семиклассников. Девочки успешно справились со своей задачей, сумели без помощи учителей все подготовить. И тогда мы провели фестиваль комедии масок с номинациями «Лучшее исполнение роли» (Коломбины, Арлекино и т.д.), «Лучшая постановка», «Лучший режиссер».

В роли жюри были ученики 6-х классов. Кстати, и для них мы устроили конкурс на самого внимательного зрителя. Завершился фестиваль выступлением гостьи из Италии – преподавательницы Валерии.

Для восьмиклассниц были очень важны ее теплые слова, высокая оценка их труда. А вот для меня это оказалось очередным испытанием. Ведь нетрудно догадаться, что после такого успеха мои девочки захотят сделать еще что-нибудь интересное. А что???

Покой нам только снится

Устала, устала… безумно устала! После каждого заседания клуба я как выжатый лимон. А сегодня на заседании было 70 человек! Шутка ли – 38 новых членов! Боялась этого дня, как катастрофы. Но, слава богу, все прошло хорошо.

Вот куда завели меня мои девочки со своим «придумайте, придумайте еще что-нибудь». Когда я им предложила создать клуб влюбленных в Италию, то не сразу поняла их реакцию: сидят, молчат. Смотрю на Веру – мой индикатор: она задумалась.

– Вера, что?

– Я думаю, как будет отмечаться столетие клуба.

Вот юмористка!..

Так родился клуб влюбленных в Италию (мои ученицы настояли, чтобы он назывался именно так).

Администрация школы нас поддержала: нам выделили помещение, мебель, мне – ставку (а я ведь собиралась вести клуб на общественных началах!).

Сейчас вспоминаю с тоской первый год работы: как в осенние каникулы ребята сами красили стены, развешивали репродукции картин художников эпохи Возрождения, как создавали уют. Вспоминаю чаепития, споры, признания в любви друг другу и мне. Чересчур много любви! Это опасно (следующий год стал годом охлаждения). Мы разработали устав клуба, сформулировали цели: лучше узнать культуру, историю, традиции, кухню Италии, установить связи со сверстниками-единомышленниками, практиковаться в разговорном итальянском.

Приведу выдержки из устава:

  • «В клуб принимаются ученики 8–11-х классов по желанию независимо от их успеваемости по предмету.

  • Заседания проводятся один раз в месяц (между ними работает актив).

  • Во время наших встреч говорим на итальянском, разрешается делать ошибки (много ошибок!)».

За 5 лет существования клуба в нем прошло около 45 заседаний! И каждое из них – событие! Мы готовимся к нему месяц. Прежде всего выбираем тему. Назову некоторые из них: «Промышленный треугольник Италии», «Кафе и кофе в жизни итальянца», «Верона – город Ромео и Джульетты». Затем подбираем итальянское блюдо, которое будем готовить во время встречи или до нее в зависимости от рецепта.

Есть у нас и традиции: праздник Рождества и День святого Валентина. Последнее заседание в мае мы проводим на природе. Так, в позапрошлом году ездили в Павловск, в прошлом – в Пушкин, где сначала беседовали о роли итальянцев в создании архитектурных комплексов, а потом на пикнике обсуждали дальнейшие планы.

Один-два раза в год принимаем в клубе итальянских школьников, которые приезжают по обмену. Ребята любят эти заседания, во время которых можно непринужденно пообщаться с итальянцами – их одногодками.

Обычно наши встречи проработаны до мелочей. В начале мы рассказываем о своем клубе с компьютерной презентацией, потом показываем маленький концерт, иногда итальянцы тоже в нем участвуют, угощаем гостей блинами, устраиваем дискотеку.

Самые важные заседания проходят в октябре, когда мы заняты в проведении Международной недели итальянского языка. К нам приезжают представители из итальянского консульства (один раз был даже сам консул!), директор Института культуры Италии со своими помощниками. К этим событиям мы начинаем готовиться чуть ли не с первого сентября. Благо тема всегда известна заранее. В прошлом году это были «Моря Италии», в этом – «Площади Италии». В обоих случаях мы подготовили целые спектакли. То «плавали» по итальянским морям, «заходя в порты», то «путешествовали на поезде» по маршруту: Турин – Милан – Венеция – Флоренция – Неаполь – Рим. В сопровождении «гида» мы гуляли по самым красивым площадям (на экране появлялось соответствующее изображение, а ученик его комментировал).

Для каждого города был подготовлен концертный номер. Например, для Венеции – сценка из комедии масок; для Флоренции – чтение пятой песни из «Божественной комедии» Данте, для Неаполя – пение неаполитанской песни.

Праздник площадей Италии очень понравился представителям из консульства, а директор Института культуры Италии произнес целую речь.

Сколько же нужно было потратить энергии, чтобы заседание прошло хорошо!

О клубе влюбленных в Италию уже несколько раз писали в итальянских газетах, в «Петербургских ведомостях», в «Управлении школой». Приятно, что наше начинание оказалось замеченным. Возможно, такой опыт пригодится другим школам.

Так что же я люблю больше – Италию или итальянский язык? Прежде всего детей, которым отдаю свои знания. Именно ради них существует наш клуб.

Рейтинг@Mail.ru