Главное занятие
Какой сегодня прекрасный день! Летаю
как на крыльях! Как все-таки мало надо для счастья
учителю: немножко похвалили, коллеги и
администрация заметили твой труд, еще лучше, если
между тобой и детьми состоялся такой диалог, как
сегодня:
– Урок окончен.
– А я бы хотел, чтобы он никогда не
заканчивался.
– Лешенька, я рада, что тебе нравится
заниматься итальянским!
– И мне, и мне, и мне, – раздался
дружный хор третьеклашек.
Как я счастлива, что работаю учителем
итальянского языка! А ведь этого могло и не быть.
Попасть на факультет иностранных языков девочке
с периферии, тем более на итальянское отделение,
куда принимали по 6 человек в год, конечно, было
невозможно. Поступить же на физический факультет
победительнице олимпиад по физике не составило
труда.
Романтика привела меня на отделение
физики на французском языке. И это стало первым
подарком судьбы. За 5 лет обучения в ЛГПИ им.
А.И. Герцена преподаватели кафедры
французского языка развили у меня интерес к
изучению иностранных языков.
Второй подарок судьбы – меня
приняли учителем физики в школу № 318 с
углубленным изучением итальянского языка. На
четвертый год работы мне предложили
сопровождать группу школьников в Италию. Я
разволновалась: как, не зная языка, справиться с
этой миссией? В моем распоряжении было несколько
месяцев. Начала упорно заниматься. С тех пор –
а это уже около 17 лет – учить итальянский
стало главным занятием в моей жизни.
Две недели в Италии, где каждый
камень – история, каждое здание –
произведение искусства, перевернули во мне все. Я
влюбилась в эту страну. Понимая, что вряд ли мне
удастся еще когда-нибудь съездить туда, не
находила себе места. Не знала, как жить дальше.
Что делать?! Наконец – идея! А что если стать
преподавателем итальянского языка? Макаренко
говорил, что учитель, если он настоящий (а мне так
всегда хотелось быть именно таким), может
преподавать любой предмет.
Робко поделилась своими мыслями с
завучем по иностранным языкам Ольгой
Александровной Нужновой. Она мое решение
одобрила. И после еще одного года упорного труда
начала обучать итальянскому языку самых
маленьких школьников 1 час в неделю. Тогда это
было возможно, так как в начале девяностых
учителя уходили из школы, их не хватало, брали
всех желающих.
Сейчас мне неприятно вспоминать, какие
ошибки я иногда допускала, да и методика
преподавания у меня хромала. Но своей любовью к
Италии, к итальянскому языку я заражала детей,
что с лихвой покрывало эти недостатки.
С годами недостатков было все меньше, а
любовь не уменьшалась. Рамки уроков становились
тесны не только мне, но и моим ученикам. Мы стали
разучивать песни, инсценировать диалоги,
короткие рассказы, придумывали целые спектакли!
Учебного материала не хватало. Завидую учителям
английского, французского, немецкого и даже
испанского. У них столько методической
литературы! А мы долгое время добывали все по
крупицам.
Сейчас вспоминаю с
тоской первый год работы: как в осенние каникулы
ребята сами красили стены, развешивали
репродукции картин художников эпохи
Возрождения, как создавали уют.
|
Приходилось самим писать
сценарии, чтобы с детьми поставить спектакль. Кто
такую работу выполнял, знает, как это непросто. И
сколько нужно времени! Я научилась сочинять
сценарии по детским анекдотам. У нас родилась
целая серия эпизодов из жизни итальянского
школьника Карлетто: «Карлетто на уроке»,
«Карлетто с товарищами», «Карлетто дома» и т.д.
Ребятам нравились эти сценки, они с
удовольствием их разыгрывали.
Но вот у меня появился класс, которому
просто играть в спектакле было мало. «Татьяна
Дмитриевна, давайте придумаем еще
что-нибудь», – говорила мне Верочка Пляскина
(сейчас она студентка 4-го курса итальянского
отделения филфака Петербургского университета).
Вот она, обратная связь! Теперь они меня заражают
моей же болезнью! Что придумать?!?
Ура! Есть идея! Можно поставить
спектакль с героями итальянской комедии масок.
Но уже не вы, дорогие мои восьмиклассницы, будете
играть в нем, а семиклассники, вы же будете
режиссерами! Итак, 3 седьмых класса – 8
языковых групп, значит, требуются 8 сценок. Нужна
единая сюжетная линия. Ее я взяла из учебника
«Итальянский язык для начинающих»
Л.А. Петровой, И.А. Щекиной.
Герои в комедии масок, как известно,
одни и те же: Арлекино, Коломбина, Панталоне и т.д.
Они будут переходить из одного эпизода в другой,
а их роли возьмут на себя разные ученики. Каждой
моей восьмикласснице досталась одна группа
семиклассников. Девочки успешно справились со
своей задачей, сумели без помощи учителей все
подготовить. И тогда мы провели фестиваль
комедии масок с номинациями «Лучшее исполнение
роли» (Коломбины, Арлекино и т.д.), «Лучшая
постановка», «Лучший режиссер».
В роли жюри были ученики 6-х классов.
Кстати, и для них мы устроили конкурс на самого
внимательного зрителя. Завершился фестиваль
выступлением гостьи из Италии –
преподавательницы Валерии.
Для восьмиклассниц были очень важны ее
теплые слова, высокая оценка их труда. А вот для
меня это оказалось очередным испытанием. Ведь
нетрудно догадаться, что после такого успеха мои
девочки захотят сделать еще что-нибудь
интересное. А что???
Покой нам только снится
Устала, устала… безумно устала!
После каждого заседания клуба я как выжатый
лимон. А сегодня на заседании было 70 человек!
Шутка ли – 38 новых членов! Боялась этого дня, как
катастрофы. Но, слава богу, все прошло хорошо.
Вот куда завели меня мои девочки со
своим «придумайте, придумайте еще что-нибудь».
Когда я им предложила создать клуб влюбленных в
Италию, то не сразу поняла их реакцию: сидят,
молчат. Смотрю на Веру – мой индикатор: она
задумалась.
– Вера, что?
– Я думаю, как будет отмечаться
столетие клуба.
Вот юмористка!..
Так родился клуб влюбленных в Италию
(мои ученицы настояли, чтобы он назывался именно
так).
Администрация школы нас поддержала:
нам выделили помещение, мебель, мне – ставку (а я
ведь собиралась вести клуб на общественных
началах!).
Сейчас вспоминаю с тоской первый год
работы: как в осенние каникулы ребята сами
красили стены, развешивали репродукции картин
художников эпохи Возрождения, как создавали уют.
Вспоминаю чаепития, споры, признания в любви друг
другу и мне. Чересчур много любви! Это опасно
(следующий год стал годом охлаждения). Мы
разработали устав клуба, сформулировали цели:
лучше узнать культуру, историю, традиции, кухню
Италии, установить связи со
сверстниками-единомышленниками, практиковаться
в разговорном итальянском.
Приведу выдержки из устава:
«В клуб принимаются ученики 8–11-х
классов по желанию независимо от их успеваемости
по предмету.
Заседания проводятся один раз в
месяц (между ними работает актив).
Во время наших встреч говорим на
итальянском, разрешается делать ошибки (много
ошибок!)».
За 5 лет существования клуба в нем
прошло около 45 заседаний! И каждое из них –
событие! Мы готовимся к нему месяц. Прежде всего
выбираем тему. Назову некоторые из них:
«Промышленный треугольник Италии», «Кафе и кофе
в жизни итальянца», «Верона – город Ромео и
Джульетты». Затем подбираем итальянское блюдо,
которое будем готовить во время встречи или до
нее в зависимости от рецепта.
Есть у нас и традиции: праздник
Рождества и День святого Валентина. Последнее
заседание в мае мы проводим на природе. Так, в
позапрошлом году ездили в Павловск, в
прошлом – в Пушкин, где сначала беседовали о
роли итальянцев в создании архитектурных
комплексов, а потом на пикнике обсуждали
дальнейшие планы.
Один-два раза в год принимаем в клубе
итальянских школьников, которые приезжают по
обмену. Ребята любят эти заседания, во время
которых можно непринужденно пообщаться с
итальянцами – их одногодками.
Обычно наши встречи проработаны до
мелочей. В начале мы рассказываем о своем клубе с
компьютерной презентацией, потом показываем
маленький концерт, иногда итальянцы тоже в нем
участвуют, угощаем гостей блинами, устраиваем
дискотеку.
Самые важные заседания проходят в
октябре, когда мы заняты в проведении
Международной недели итальянского языка. К нам
приезжают представители из итальянского
консульства (один раз был даже сам консул!),
директор Института культуры Италии со своими
помощниками. К этим событиям мы начинаем
готовиться чуть ли не с первого сентября. Благо
тема всегда известна заранее. В прошлом году это
были «Моря Италии», в этом – «Площади Италии».
В обоих случаях мы подготовили целые спектакли.
То «плавали» по итальянским морям, «заходя в
порты», то «путешествовали на поезде» по
маршруту: Турин – Милан – Венеция –
Флоренция – Неаполь – Рим. В сопровождении
«гида» мы гуляли по самым красивым площадям (на
экране появлялось соответствующее изображение,
а ученик его комментировал).
Для каждого города был подготовлен
концертный номер. Например, для Венеции –
сценка из комедии масок; для Флоренции –
чтение пятой песни из «Божественной комедии»
Данте, для Неаполя – пение неаполитанской
песни.
Праздник площадей Италии очень
понравился представителям из консульства, а
директор Института культуры Италии произнес
целую речь.
Сколько же нужно было потратить
энергии, чтобы заседание прошло хорошо!
О клубе влюбленных в Италию уже
несколько раз писали в итальянских газетах, в
«Петербургских ведомостях», в «Управлении
школой». Приятно, что наше начинание оказалось
замеченным. Возможно, такой опыт пригодится
другим школам.
Так что же я люблю больше – Италию
или итальянский язык? Прежде всего детей, которым
отдаю свои знания. Именно ради них существует наш
клуб.
|