Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Школа и власть

Спрос растет как снежный ком

Сегодня предшкольное образование – одно из самых дорогих в СНГ. Расходы на одного ребенка в детском саду составляют от 22 тыс. рублей (в Республике Молдова) до 118 тыс. (в Москве). Многим родителям не по карману отправить малыша в детский сад. Как изменить ситуацию? Рассказывает директор Института развития образования ГУ–ВШЭ Ирина АБАНКИНА.

– Рождаемость, если верить статистике, повышается в России медленно. Между тем в детские сады выстраиваются огромные очереди. В чем дело?

– Возросли родительские требования к образованию. Сегодня многие родители выражают желание отдать ребенка в детсад, как только малышу исполняется два года. Они надеются, что там он будет гораздо успешнее развиваться и общаться, получать необходимые знания и навыки.

А в ситуации общей загруженности российских родителей это очень важно, ведь пребывание каждого ребенка в детском саду позволяет выравнять стартовые условия для детей и дать им равные возможности в школе. Кроме того, часто именно ДОУ позволяет малышу приобщиться к национальной культуре.

– Раньше речь шла о едином российском детском садике. Можно ли говорить, что сейчас дошкольное образовательное учреждение имеет ярко выраженные региональные черты?

– Да, лучшие детсады отражают все национальные особенности субъекта Федерации, в котором они находятся. Я была во многих ДОУ разных регионов. Особенно меня впечатлило то, что я видела в Республике Саха (Якутия), где в детских дошкольных учреждениях действуют программы на разных языках.

Более того, специалисты из Якутии доказали, что билингвальное образование в дошкольной среде – это реально. Дети не только говорят в детском саду на двух языках – русском и родном, – у них есть календарные ритуалы, они изучают народные праздники, делают своими руками игрушки, соблюдают кулинарные традиции своего народа.

В республике существует Союз якутских дедушек (заметьте, не бабушек), который занимается только дошкольным образованием.

– Существуют ли в России регионы, которые готовы принимать в дошкольные образовательные учреждения всех малышей без исключения?

– У нас уже есть субъекты РФ, которые на региональном уровне приняли законы об обязательном предшкольном образовании. Это Саха (Якутия) и Чувашия. В этих республиках каждый ребенок должен получать дошкольное обучение, начиная с 5-летнего возраста – на базе либо детского сада, либо школы.

Например, сегодня в Якутии, несмотря на сложные природно-климатические условия и на то, что многие семьи по-прежнему хотели бы взять с собой ребенка в кочевье по тундре, охват дошкольным образованием – 98%. Родители верят в эти детские сады.

Однако обеспечить обязательным предшкольным образованием каждого удается очень немногим субъектам Федерации. Поэтому необходимо обобщить опыт регионов, разработавших новые экономические механизмы в этой области.

В ходе проекта, который выполняется совместно ФИРО и ВШЭ, мы и решаем такую задачу. У нас разрабатываются методики, позволяющие разделить два направления: принцип оплаты труда, связанный с образовательной услугой в детском саду, и норматив, касающийся содержания детей.

ЦИФРЫ

Сегодня в России в детсадах работают:

  • шеф-повара – 1% (от числа всех сотрудников);

  • медицинский персонал – 1,1%;

  • обслуживающий персонал – 45,9%;

  • педагогический персонал – 48,1%;

  • административный персонал – 4,6%.

– Вы говорите об образовательных услугах. Но часто приходится слышать, что в дошкольном образовании не должно быть обучения…

– По закону у нас на первом месте стоит воспитание, а затем – обучение. Дошкольникам даются воспитание плюс обучающие программы, которые являются составляющей частью общеобразовательных. Существует основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. В чем ее отличие от подобных документов школьного уровня? Если для школы стандарт предполагает три группы требований: к условиям, структуре программ и результатам обучающихся, то для дошкольного образования существуют так называемые федеральные государственные требования.

Они включают две группы: первая – к условиям реализации образовательных программ; и вторая – к их структуре. Важно, что требования к результатам дошкольников отсутствуют.

И это, между прочим, оспаривается многими педагогами. Одни утверждают, что от детей дошкольного возраста нельзя ожидать каких-то результатов. Другие возражают: мы же отслеживаем и оцениваем развитие ребенка в соответствии с возрастом. Так что споров много. Но образовательная программа в детском саду реально существует, и об этом нельзя забывать.

– Почему так важно отделить затраты на ее реализацию от затрат на содержание детей?

– Потому что субъектам РФ необходимо получить рекомендации, как осуществлять софинансирование в предшкольном образовании. Говоря об этом, мы чаще всего думаем о родительской плате. Не обязательно!

Во-первых, спрос на дошкольное образование растет как снежный ком. Одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – создать новые места в детсадах. Это ставит нас перед необходимостью инвестиционных проектов в дошкольном образовании. Трудно представить их без софинансирования региона, муниципалитета и, как показывает успешный опыт, родителей.

Во-вторых, сегодня многие регионы готовы компенсировать семьям оплату за детские сады (более того – есть даже возможность поддержки из федерального бюджета). Для этого руководителям образования нужно получить ответы на вопросы: во что обходится образовательная программа их детского сада? Сколько на самом деле стоит содержание ребенка в том или ином садике? Как отделить первое от второго? Одно дело – когда в качестве ответа называются условные цифры (всегда разные и не вполне понятные). Другое дело – когда предлагается методика точных подсчетов.

– И этого никто до сих пор не делал?

– Нет, потому что до последнего времени в регионах искали альтернативы. Например, в некоммерческом секторе. Альтернативой становилось предоставление доступа к бюджетным ресурсам негосударственному и некоммерческому сектору: то есть семейным формам воспитания и негосударственным учреждениям дошкольного образования.

Но на опыте известно: у этих детских садиков много сложностей с лицензированием, аккредитацией, с получением разного рода документов. У них возникают проблемы и с налоговой инспекцией. Потому что если их работу квалифицируют как «присмотр и надзор», то сразу лишают налоговых льгот образовательного учреждения. А чтобы они могли получить образовательную лицензию, необходимо модифицировать СанПиНы.

Так что пока регионам приходится ориентироваться на обычный муниципальный детский сад. При разделении обучения дошкольников (которое по закону может быть только бесплатным) и их содержания в ДОУ появится еще одна важная возможность: компенсировать его воспитателям многие необычные, новаторские формы работы. А они там есть! Только педагоги занимаются всем этим, как правило, безвозмездно.

Например, в Самарской области меня поразила интереснейшая программа для дошкольников с заиканием. Она встроена в работу обычного, не специализированного детского сада. Первый период пребывания в нем связан для воспитанника с «обетом молчания» – на месяц-два. Родители такого режима не выдерживают, и потому эту группу помещают жить в детсад круглосуточно. Лишь когда ребенок выходит из режима молчания и начинает заново учиться говорить, он погружается в общую среду, в детский коллектив.

В Новокуйбышевске действует не менее интересная детсадовская группа для слабослышащих ребят. Более того, воспитатели потом следят за своими воспитанниками в школе – каковы их успехи, какие проблемы… Все это личная инициатива педагогов: если подобная работа проводится в обычном детском саду, воспитатели-энтузиасты не получают никакой компенсации.

– Когда говорится о нехватке мест в детсадах, напрашивается еще один вопрос: нельзя ли регионам вернуть дошкольным учреждениям их старые здания, когда-то переданные на баланс другим организациям?

– Как правило, нельзя. Помещения большинства детсадов устарели. И физически, и морально. Построенные в советские времена, они отстают от современных требований. Если обветшалый детский садик расположен в южном регионе – это еще куда ни шло. Но возьмем Якутию, где эти сооружения строились без учета северных особенностей и долгие годы не ремонтировались. Находиться в них при низких температурах – это уже риск для детей и воспитателей.

Сейчас в республике получает распространение любопытный опыт: возведение дошкольных учреждений методом народных строек. Родители создают садики буквально своими руками: часть средств на проект дает регион, часть – муниципалитет и частные предприниматели.

Я сама видела, как это происходило в якутской деревне. Предприниматель поставил в детском саду современные пластиковые окна (вещь, совершенно необходимая при якутских морозах), родители сами провели строительные и отделочные работы, а средства на стройматериалы – это примерно 10 миллионов рублей – выделили республика и муниципалитет.

Очень интересные проекты появляются в Нижневартовском районе. Многие ДОУ планируются сразу с зимними садами. На меня произвело впечатление необычное одноэтажное строение по финскому проекту, которое отлично может выдерживать низкие температуры. В этом здании у каждой спальни выход на улицу, всего 13 дверей.

– Это только проект или все уже построено?

– Уже построено! При анализе работы детских садов впечатляет насыщенность их образовательной среды современными средствами обучения и игры. Внутри все современно. А здания надо строить заново. И это факт.

– Получается, что детский сад будущего десятилетия – это совсем небольшое учреждение с гибкой структурой?

– Не всегда. Примечательная ситуация сложилась в городе Тольятти Самарской области, где 48 детских садов знаменитого Тольяттинского автозавода были когда-то переданы вместе с участками в собственность муниципалитета. Их педагогический коллектив – а это около 3000 человек – создал автономную некоммерческую организацию (АНО) «Планета Лада». Это гигантское предприятие, включающее здания детсадов с огромными участками, бассейнами, – уникальный пример объединения дошкольных педагогов, вооруженных опытом работы и конкурентоспособными программами. «Планета Лада» реализует свои разработки в муниципальных детских садах.

Пока АНО финансируется за счет регионального и муниципального бюджетов, ему выдается субсидия на возмещение затрат. Наверное, на следующих этапах «Планета Лада» будет переходить на нормативно-подушевое финансирование.

– Международные исследования подтверждают высокий уровень российской начальной школы. Но что известно в мире о российских детских садах?

– Достаточно сказать, что в сентябре в России предполагается проведение всемирного конгресса по обучению и воспитанию детей раннего возраста: Президент РФ уже подписал соглашение с ЮНЕСКО. Сегодня наша страна – бесспорный лидер в начальном образовании. Поэтому во всем мире растет интерес ко всем разработкам отечественных педагогов, в том числе и в области предшкольного образования.

Рейтинг@Mail.ru