Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Наука управлять

Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств учителя

Уровень образованности и воспитанности будущего поколения, рост творческого потенциала страны в целом, прогресс общества напрямую зависят от личности учителя, его профессиональной компетентности, творческого подхода к педагогической деятельности, постоянной потребности совершенствовать свое мастерство. Именно педагог определяет прогресс общеобразовательной школы.

Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, формировать компетенции, необходимые для продуктивного решения педагогических задач и достижения профессионализма, а это возможно только в процессе саморазвития – обязательной составляющей современного образования.

Совершенствование профессиональной деятельности и личности необходимо начинать с выявления исходного состояния, т.е. определения уровня этой деятельности, ее достоинств и недостатков, развития личностно-деловых качеств. Затем на основе полученных результатов следует наметить направления повышения профессионального мастерства как каждым сотрудником, так и педагогическим коллективом в целом.

Диагностика профессиональной подготовленности учителя включает:

  • изучение научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки, деловых и личностных качеств;

  • определение уровня эффективности применяемых разнообразных форм и методов обучения и воспитания, педагогических воздействий на учащихся и способов взаимодействия с ними;

  • оценку социально-психологических и профессионально-педагогических установок;

  • оценку особенностей профессиональной мотивации и компетенции;

  • оценку степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.

Оценка учебно-воспитательной деятельности учителей с позиций профессионального уровня вызывает соревновательность, стимулирует профессиональный рост, формирование педагогической пытливости и совершенствование стиля работы. Научно обоснованный анализ является мощным источником развития.

В педагогической литературе разработано достаточно много различных методик диагностики учительского труда: оценка качественных результатов деятельности педагога (Ю.К. Бабанский, П.А. Победоносцев), диагностика уровня развития педагогической деятельности (В.И. Зверева, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова), диагностика профессионально значимых личностных качеств (М.И. Лукьянова, Е.И. Рогов, В.П. Симонов и др.).

Для оценки уровня подготовки учителя, выявления его профессиональных запросов и потребностей, знание которых позволит определить индивидуальную траекторию творческого саморазвития, нами разработана специальная анкета (Приложение).

Важным, на наш взгляд, является сравнение оценки результатов уровня профессионального развития самим педагогом и его коллегами, независимыми экспертами по одним и тем же показателям или с использованием разных методик. Чем больше совпадают данные самооценки с оценками экспертов, тем более объективной получается картина, что позволяет выбрать оптимальное направление дальнейшего самосовершенствования.

Проведение диагностических процедур и самоанализа своей педагогической деятельности и личности (с использованием предлагаемой анкеты) дает возможность определить по каждому блоку средние показатели (среднее арифметическое значение) и на их основе рассчитать интегративный показатель профессиональной подготовки и развития профессионально-личностных качеств (как среднее арифметическое значение средних показателей по всем блокам).

Для объективности полученных данных интегративный показатель был определен самим учителем, экспертом от администрации и экспертом из числа коллег. Объективный показатель профессиональной подготовки и развития личностных качеств был рассчитан как среднее арифметическое значение.

Балльная оценка дает возможность определить уровень профессиональной подготовленности и развития личностных качеств учителя. Если объективный показатель составляет менее трех баллов – недопустимый уровень, от 3,1 до 5-ти – критический, от 5,1 до 8-ми – допустимый, более 8,1 балла – оптимальный.

Диагностирование, выявляя сильные стороны деятельности учителя и его потенциальные возможности, потребности, помогает определить личностно значимую для него проблему профессионального саморазвития и спланировать самообразовательную и самовоспитательную работу по ней, т.е. создает гибкую систему выявления его педагогических, методических и научных затруднений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств педагога

Цель: определить уровень теоретических знаний и практических умений учителя, развития его личностных качеств, необходимых в педагогической деятельности.

Оцените в количественных показателях владение указанными аспектами по 10-балльной шкале:

9–10 баллов – данная характеристика проявляется сильно;
6–8 баллов – в основном проявляется;
4–5 баллов – присутствует не в полном объеме;
0–3 балла – проявляется слабо или не проявляется.

Таблица

Аспект педагогической деятельности

Оценка:

Самооценка

эксперта от администрации

эксперта из числа коллег

I блок. Научно-теоретическая подготовка

Знание:

– теоретических основ науки преподаваемого предмета

– истории развития науки и ее современных достижений

– отечественного и зарубежного опыта развития образования

– нормативно-правовой базы учебно-воспитательного процесса

– основ экономики и законодательства

Владение:

– методами и приемами самообразования и самовоспитания

Умение:

– пользоваться методами исследовательской работы

– обобщать собственный опыт

– планировать повышение педагогического мастерства

Средний показатель

II блок. Психолого-педагогическая подготовка

Знание:

– теоретических основ педагогической науки, общей дидактики

– общей и возрастной психологии

– психологических закономерностей обучения, воспитания и развития учащихся

– психологических особенностей учащихся

– новых педагогических подходов и технологий

– теории воспитания

Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики личности учащегося

Средний показатель

III блок. Методическая подготовка

Знание:

– содержания образования по преподаваемому предмету

Умение:

– правильно и обоснованно формулировать педагогические цели

– проводить научно-методический анализ учебников и программ

– составлять и перерабатывать учебные программы по предмету

– использовать разнообразные методы, приемы и средства обучения

– дифференцированно подходить к учащимся

– разрабатывать интегрированные курсы

– развивать потенциальные способности учеников

– организовывать внеклассную работу по предмету

Использование:

– активных форм обучения

– межпредметных связей

Владение:

– приемами педагогической диагностики

– методикой преподавания предмета

– компьютером и компьютерными технологиями

– ТСО

– методикой воспитательной работы

Средний показатель

IV блок. Личностная готовность

Гуманистическая направленность

Уровень общей культуры, эрудиция, кругозор

Потребность работать с детьми, позитивная мотивация к профессии

Социальная зрелость, активность, ответственность

Креативность

Коммуникативность

Перцептивные способности

Рефлексивно-аналитические качества

Организаторские способности и качества

Состояние психического и физического здоровья

Эстетический вкус

Развитие нравственно-этических качеств (эмпатичность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность)

Педагогический такт

Культура речи

Культура отношений, искусство общения

Педагогическая техника

Средний показатель

Интегративный показатель

Объективный показатель

 

Рейтинг@Mail.ru