Любой человек, окончивший школу,
институт в советское время, оставался под
контролем воспитательной системы государства.
Его обязательно трудоустраивали, обеспечивали
благами, формулируя определенную жизненную
траекторию. В данных условиях трудоустроенность,
определенность в выборе социального статуса
граждан считались достижениями отечественной
школы.
Но при переходе на рыночные
экономические отношения наша страна столкнулась
с большой функциональной проблемой. Если прежде
у государства существовала своя идеология, под
которую была адаптирована воспитательная
система, то в постсоветском периоде такой
доктрины не нашлось.
Даже сейчас, спустя уже почти 20 лет
после распада Советского Союза, в России
отсутствует хоть какая-то четкая идеологическая
парадигма. Так, возникает вопрос: на что должна
быть ориентирована воспитательная работа в
современной школе?
В Федеральном законе «Об образовании»
говорится о том, что образование служит решению
«задач формирования общей культуры личности, ее
адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном
выборе профессии» (ст. 9, п. 2). Таким образом, целью
воспитания в данном контексте можно назвать не
формирование личности, а помощь формирующейся
личности ребенка разносторонне развиваться.
Вопрос только в том, в каком направлении это
должно происходить.
Одним из нововведений российского
образования последних лет стало профильное
обучение. Оно вызвало очень много споров,
откликов со стороны деятелей науки и
общественности. В школах стали появляться
гуманитарные, технические, математические и иные
профили.
Подразумевалось, что к 10-му классу
ученик, осознанно выбирая тот или иной из них,
получит знания на необходимом для него уровне. Но
оказалось, зачастую дети попадают в профильные
классы просто случайно или по настоянию
родителей, а во многих случаях, оканчивая школу
по одному профилю, выпускники поступают в высшие
учебные заведения совершенно другого
направления.
Современные социально-экономические
условия в нашей стране требуют от человека
раннего самоопределения, выбора жизненного пути.
Уже начиная со старших классов, а подчас и с 8-го
или 9-го, школьник должен иметь четкое
представление о том, какую профессию он считает
для себя приоритетной, чем ему хочется
заниматься в будущем. Но как этого добиться, если
существующая школьная система практически не
работает в области ранней диагностики и не
создает достаточных условий для полноценного
выбора детьми своих жизненных приоритетов на
ранних этапах обучения?
Требуется сменить пассивную позицию,
когда направление развития учащихся
устанавливает система, на активную, при которой
субъект обучения сам определяет содержание и
ориентиры своего образовательного пути. Школа в
данной позиции призвана предоставлять всю
необходимую информацию и создавать условия для
выбора траектории обучения и получения его
продукта. Становятся иными задачи образования, а
значит, должно меняться и существующее
образовательное пространство.
Исходя из описанного рода задач
наиболее приемлемым является открытое
образование. Это инновационная, совершенно иная
модель, основанная на базе принципа открытости,
который подразумевает составление
индивидуальных учебных планов, свободу места,
времени и темпов обучения, возможность выбора
своего образовательного пути учащимися и многие
другие положения. Такой способ построения
образовательного пространства появился в нашей
стране не так давно.
Данная модель дает обучающимся
множество образовательных возможностей и
подразумевает свободу выбора. Именно воспитание
культуры выбора является необходимым условием
результативности образования в наше время. А
следовательно, только подход подобного рода к
созданию условий для обучения, воспитания и
развития личности ребенка может отвечать
современным запросам общества.
Открытые образовательные технологии,
такие, как тьюторское сопровождение
индивидуальной образовательной траектории
учащихся, метод проектов, портфолио и многие
другие, помогают ребятам самостоятельно и
осознанно сориентироваться и самоопределиться,
а не подстраиваться под заранее запланированный
кем-то образ.
В трудах ученых и методистов,
исследовавших данный предмет, отмечается, что
такие технологии содействуют созданию,
поддержанию и развитию образовательной
мотивации; вырабатывают читательскую
грамотность; воспитывают умение формировать и
отстаивать свою позицию, самостоятельно
осмысливать и систематизировать знаниевый
ресурс, концентрироваться на проблеме, вести
диалог, собирать и усваивать информацию,
взаимообучаться; обеспечивают развитие
готовности к самообразованию, освоению
образовательных потребностей, построению
индивидуальной образовательной траектории,
развитию образовательной рефлексии;
способствуют саморегуляции и самоорганизации
ученика.
Первым шагом на пути к открытому
образованию в школе может быть введение системы
диагностики учащихся, поступающих в учебное
заведение и переходящих с одной образовательной
ступени на другую. Анкетирование и
индивидуальные собеседования с
педагогами-психологами и опытными
учителями-наставниками позволят наметить
основные вехи индивидуальной образовательной
траектории.
По полученным результатам под
контролем учителей-наставников ребенок должен
определить персональный план: набор
факультативных занятий, элективных курсов,
степень и скорость освоения тех или иных учебных
дисциплин, обязательно учитывая необходимый
минимальный государственный стандарт основного
общего и среднего (полного) общего образования.
Открытые технологии создают все
возможности для воспитания гражданина открытого
общества. Их цель заключается в том, чтобы
научить школьников грамотно использовать
приобретенные ими знания и уметь принимать
эффективные решения, в частности в определении
своих жизненных приоритетов.
Переход отечественной школы на рельсы
открытого образования в масштабе страны в
настоящее время трудно себе представить. Но в
рамках эксперимента данная задача руководителям
российских образовательных учреждений по силам.
Это долгий путь, на котором они могут столкнуться
с множеством барьеров.
Во-первых, с административным. Учебный
план жестко регламентирует учебный процесс, не
позволяя свободно дифференцировать нагрузку
среди обучающихся, а отсутствие необходимого
количества ставок специалистов в штатном
расписании школы (педагогов-психологов,
педагогов-организаторов, методистов) может
вызвать затруднения при организации системы
диагностики и анализа в образовательном
учреждении. От руководителя потребуется
оптимизировать параметры штатного расписания:
увеличить количество ставок
педагогов-организаторов и педагогов-психологов.
Однако в большинстве случаев для сохранения
баланса фонда заработной платы (70% –
педагогический, 30% –
административно-технический персонал) также
придется сократить некоторые ставки по иным
должностям, функционал которых возможно
перераспределить между оставшимися
должностными единицами.
Во-вторых, далеко не всем учителям
близки подобные технологии. Чтобы включить
школьный коллектив в новый образовательный
процесс, следует направить педагогических и
руководящих работников образовательного
учреждения на соответствующие курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки.
В-третьих, школа может столкнуться с
непониманием со стороны ряда родителей и
учащихся. Потребуется немало времени и сил для
того, чтобы убедить участников образовательного
процесса в необходимости принятия новых
ориентиров.
В-четвертых, при построении системы
открытого образования в школе придется
убедиться, что в нашей стране практически
отсутствуют учебные программы, соответствующие
принципам открытости. Работу методических
объединений будет необходимо построить так,
чтобы их деятельность заключалась не только в
обсуждении, но и в разработке и внедрении
принципиально новых форм проведения занятий.
Педагогический коллектив должен включиться в
большой творческий процесс, результаты которого
будут видны не сразу.
Переход на подобные образовательные
технологии не может быть простым. Отечественной
системе образования нужно время осознать
необходимость их внедрения. Но выбор данного
пути развития неизбежен. Будем надеяться на то,
что в нашей стране наступят такие времена, когда
дети смогут свободно проектировать свои
образовательные пути, опытные наставники –
создавать им все требуемые условия для их
развития и на выходе из школы получать
целеустремленных, уверенных в себе выпускников,
готовых к покорению новых образовательных
вершин.