В связи с внесением изменений в Закон
«Об образовании» о проведении государственной
(итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в
форме Единого государственного экзамена
возникла необходимость в конструктивном подходе
к качественной экзаменационной подготовке
учащихся. Она предусматривает проведение не
отдельных мероприятий, а целого комплекса
последовательных и взаимосвязанных направлений
работы, объединенных в программу,
предназначенную для данного вида
государственной (итоговой) аттестации.
Цель: создание оптимальных условий
качественной подготовки школьников к участию в
Едином государственном экзамене через развитие
организационно-методической системы в этом
направлении для учащихся 5–11-х классов.
Задачи:
– сформировать необходимые для сдачи
ЕГЭ теоретические и практические знания, умения
и навыки по образовательным предметам;
– обеспечить нормативно-правовую подготовку по
процедуре проведения ЕГЭ;
– разработать систему психологической
подготовки к ЕГЭ.
Участники:
замдиректора по
учебно-воспитательной работе;
психолог;
учитель информатики;
учителя-предметники 10–11-х классов;
классные руководители 10–11-х классов;
родители учащихся 10–11-х классов;
учащиеся 10–11-х классов.
Краткий словарь
терминов ЕГЭ
ЕГЭ – Единый государственный
экзамен.
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Участник ЕГЭ – выпускник общеобразовательного
учреждения, образовательного учреждения
начального профессионального образования (ПТУ,
профессиональный лицей и др.), среднего
профессионального образования (техникум,
колледж и др.); абитуриент, поступающий в
государственные образовательные учреждения
высшего и среднего профессионального
образования.
КИМ – контрольный измерительный материал.
ИК – индивидуальный комплект экзаменационных
материалов участника ЕГЭ.
ОУ – образовательное учреждение.
ППЭ – пункт проведения Единого государственного
экзамена.
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия
субъекта Российской Федерации (создается в
каждом регионе).
МОУО – орган местного самоуправления,
осуществляющий полномочия в сфере образования.
ОУО – уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющий управление в сфере образования.
ППОИ – пункт первичной обработки информации.
РЦОИ – региональный центр обработки информации.
ФБС – федеральная база свидетельств. Приемные
комиссии вузов обязаны проверять сведения о
результатах ЕГЭ, которые предоставляют
поступающие, сделав запрос в ФБС об их
подлинности.
ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений – единственный официальный
разработчик контрольных измерительных
материалов ЕГЭ.
ФЦТ – Федеральный центр тестирования –
организация, отвечающая за обработку
результатов ЕГЭ на федеральном уровне. |
Механизм реализации.
Осуществляется через организацию работы
школьного методического совета (направление по
подготовке к ЕГЭ).
Программа по подготовке учащихся
Основные
направления деятельности |
Содержание |
1. Проведение
семинаров с учащимися |
Разъяснение Положения о проведении
Единого государственного экзамена в учебном
году, инструктивных документов;
ознакомление с экзаменационными
материалами и правилами заполнения бланков;
разъяснение прав и обязанностей учащихся;
ознакомление со структурами
контрольного измерительного материала и с
методическими документами: кодификаторами
содержания, спецификациями работ;
информационная работа по теме
«Специфика проведения вступительных испытаний в
вузы и ссузы в учебном году»;
изучение особенностей шкалирования
результатов ЕГЭ
|
2. Групповая
и индивидуальная психологическая подготовка
к участию в ЕГЭ |
Построение режима дня во время
подготовки к экзамену с учетом индивидуальных
особенностей;
планирование повторения учебного
материала к экзамену;
эффективные способы запоминания
большого объема учебного материала;
способы поддержки
работоспособности;
способы саморегуляции в стрессовой
ситуации;
организация труда во время
тестирования, особенности работы с тестами по
разным предметам
|
3. Использование
интернет-технологий и предоставление
возможности выпускникам работать
с образовательными сайтами |
Сайт МИОО – www.mioo.ru – раздел ЕГЭ в
Москве, предоставление интернет-доступа к
ресурсам для подготовки школьников столицы
(каждая школа получает свои реквизиты для
организации работы выпускников в окружном
методическом центре);
сайт информационной поддержки ЕГЭ – www.ege.ru;
портал ЕГЭ – www.ege.edu.ru – демоверсии ЕГЭ 2008 г., КИМы;
сайт Федерального института
педагогических измерений (ФИПИ) – www.fipi.ru
– КИМы, где и как пройти репетицию ЕГЭ;
сайт Федерального центра
тестирования – www.rustest.ru – регистрация,
прохождение тестов в системе онлайн,
приобретение тестов, мультимедийных пособий;
Институт коммуникативных технологий
– www. icomtec.ru – обучение онлайн по многим
предметам;
участие в компьютерном тестировании,
организуемом Центром информатизации и оценки
качества образования
|
4. Изменение в
методах преподавания |
Переход на блочно-модульную систему
подготовки;
активное использование
интернет-тестирования в режиме онлайн;
раннее начало подготовки к ЕГЭ – с
8–9-го класса;
регулярный внутренний контроль
знаний (в том числе сдача зачетов в форме ЕГЭ)
|
5. Использование
дополнительных возможностей |
Занятия в рамках часов школьного
компонента, спецкурсы;
самостоятельное прохождение
тестирования на официальных сайтах по
подготовке к ЕГЭ
|
План-график подготовки к ЕГЭ в 2009/10
учебном году
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
I этап.
Подготовительный
(реализация информационно-аналитической,
мотивационно-целевой, планово-прогностической
функций) |
1 |
Совещание при
директоре «Утверждение плана-графика подготовки
к ЕГЭ» |
Сентябрь |
Директор,
замдиректора по УВР |
2 |
Методический
совет школы «Подготовка учителей и учащихся
к итоговой аттестации в форме ГИА
(9-е классы), работа по системному подходу
подготовки к ЕГЭ (для учителей и учащихся 10-х
классов)» |
Ноябрь |
Замдиректора по
УВР |
3 |
Инструктивно-методическая
работа с классными руководителями, учителями,
выпускниками и их родителями (цели
и технологии ГИА) |
Январь–февраль |
Замдиректора по
УВР |
4 |
Ознакомление
учащихся с возможными вариантами заданий
различного уровня сложности, отработка навыков
их выполнения, обучение заполнению бланков
ответов для ГИА и ЕГЭ |
Октябрь–май |
Учителя-предметники |
5 |
Собрание
учащихся 9-х классов и их родителей:
«О порядке подготовки и проведения ГИА»:
– оформление протокола собрания и листа
ознакомления с нормативными документами;
– правила поведения на ГИА;
– инструктирование учащихся |
Февраль |
Директор,
классные руководители |
6 |
Участие в
проведении окружных мониторингов и пробных
экзаменов в форме ГИА |
По графику
округа |
Замдиректора по
УВР |
II этап.
Проведение ЕГЭ
(реализация организационно-исполнительской,
контрольно-диагностической функций) |
7 |
Заседание
школьных межпредметных кафедр: диагностика и
анализ учебных достижений выпускниками школы
(промежуточный контроль). Анализ результатов
мониторинга качества образования за первое
полугодие в 9-х классах |
Декабрь–январь |
Замдиректора
по УВР, руководители школьных
межпредметных кафедр |
8 |
Организация
психологического сопровождения (работа
психолога: консультации для выпускников,
родителей; проведение бесед, тренингов с
учащимися) |
Март–май |
Педагог-психолог |
9 |
Приказ об
утверждении состава организаторов ЕГЭ в ППЭ
из учителей школы |
Ноябрь,
корректировка – январь |
Директор школы |
10 |
Участие в
городских и областных обучающих семинарах для:
|
По графику ОМЦ |
Замдиректора по
УВР |
11 |
Подготовка
информационного стенда для учащихся
выпускных классов и их родителей «Единый
государственный экзамен» |
До 10 мая |
Замдиректора
по УВР |
12 |
Совещание при
директоре «Организация итоговой аттестации
выпускников школ в форме ГИА».
Вопросы для обсуждения:
нормативно-правовая база для
проведения государственной аттестации в форме
ГИА;
проведение ГИА в установленные сроки;
утверждение составов комиссий
для проведения государственной аттестации
в форме ГИА
|
Апрель |
Директор,
классные руководители,
замдиректора по УВР |
13 |
Подготовка
приказа и проведение педагогического совета о
допуске учащихся 9-х классов к сдаче ЕГЭ |
До 15 мая |
Директор |
14 |
Подготовка
графика проведения консультаций |
За две недели
до экзаменов |
Замдиректора
по УВР |
15 |
Проведение
индивидуальных и групповых консультаций |
В течение года |
Замдиректора
по УВР |
16 |
Подготовка
графика занятости учителей на экзаменах |
За две недели
до экзаменов |
Замдиректора
по УВР |
III этап. Анализ
результатов |
17 |
Совещание при
директоре «Анализ результатов ГИА».
Вопросы для обсуждения:
– анализ качества образовательной
подготовки выпускников;
– уровень профессиональной
компетентности педагогов |
Июнь |
Директор,
замдиректора по УВР |
18 |
Подготовка
справки о качестве проведения и результатах
ГИА |
Июнь |
Замдиректора
по УВР, директор школы |
План
психологического сопровождения подготовки
учащихся к ЕГЭ и ГИА на учебный год
Сроки |
Мероприятия |
В течение
учебного года |
Индивидуальные
консультации учащихся, родителей и педагогов |
Сентябрь |
Информирование по
вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА (9-е классы) |
Формирование
пакета рекомендаций для учителей-предметников
по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА (9-е классы) |
Создание
информационного стенда «Подготовка к ЕГЭ» для
учащихся и их родителей |
Диагностика
уровня тревожности учащихся |
Октябрь |
Диагностика
уровня стрессоустойчивости |
Изучение
личностных качеств ученика, особенностей
формирования интеллектуального развития в 10-м
классе |
Диагностика
ведущего типа восприятия |
Посещение уроков
в 9-х классах |
Ноябрь |
Коррекционно-развивающие
занятия по снятию высокого уровня тревожности |
Проведение
классных часов в 9-х классах |
Декабрь |
Родительское
собрание в 9-х классах «Как помочь ребенку
успешно сдать экзамены» |
Коррекционно-развивающие
занятия по повышению уровня стрессоустойчивости |
Групповые
тренинговые занятия по повышению уровня
мотивации |
Работа с
классными руководителями по изучению
индивидуальных особенностей учащихся с целью
выработки оптимальной стратегии подготовки
к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА (9-е классы) |
Январь |
Психологическая
подготовка к ЕГЭ и ГИА (9-е классы) |
Коррекционно-развивающие
занятия по повышению уровня стрессоустойчивости |
Посещение уроков
в 9-х классах |
Февраль |
Анализ
результатов анкетирования учащихся
и разработка рекомендаций для
учителей-предметников и классных
руководителей |
Урок-диспут
«Готов ли я к ЕГЭ?» в 9-х классах |
Посещение уроков
в 9-х классах |
Индивидуальная
диагностика по запросам |
Март |
Проведение
классных часов в 9-х классах |
Групповые
тренинговые занятия по повышению уровня
мотивации |
Родительское
собрание в 9-х классах «Как помочь ребенку
успешно сдать экзамены» |
Апрель |
Индивидуальная
диагностика по запросам |
Коррекционно-развивающие
занятия по повышению уровня стрессоустойчивости |
Урок-диспут
«Готов ли я к ЕГЭ?» в 9-х классах |
Посещение
уроков в 9-х классах |
Май |
Групповые
тренинговые занятия по повышению уровня
мотивации |
Коррекционно-развивающие
занятия по повышению уровня стрессоустойчивости |
Ответственный за проведение
перечисленных мероприятий –
педагог-психолог.
|