Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Наука управлять

Готовимся к ЕГЭ

Февраль – время начала активных проверок школ на предмет подготовки к ЕГЭ. Какие материалы к этому времени должны быть обязательно? Покажем это на примере ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901 г. Москвы.

В связи с внесением изменений в Закон «Об образовании» о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме Единого государственного экзамена возникла необходимость в конструктивном подходе к качественной экзаменационной подготовке учащихся. Она предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединенных в программу, предназначенную для данного вида государственной (итоговой) аттестации.

Цель: создание оптимальных условий качественной подготовки школьников к участию в Едином государственном экзамене через развитие организационно-методической системы в этом направлении для учащихся 5–11-х классов.

Задачи:

– сформировать необходимые для сдачи ЕГЭ теоретические и практические знания, умения и навыки по образовательным предметам;
– обеспечить нормативно-правовую подготовку по процедуре проведения ЕГЭ;
– разработать систему психологической подготовки к ЕГЭ.

Участники:

  • замдиректора по учебно-воспитательной работе;

  • психолог;

  • учитель информатики;

  • учителя-предметники 10–11-х классов;

  • классные руководители 10–11-х классов;

  • родители учащихся 10–11-х классов;

  • учащиеся 10–11-х классов.

Краткий словарь терминов ЕГЭ

ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Участник ЕГЭ – выпускник общеобразовательного учреждения, образовательного учреждения начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.); абитуриент, поступающий в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
КИМ – контрольный измерительный материал.
ИК – индивидуальный комплект экзаменационных материалов участника ЕГЭ.
ОУ – образовательное учреждение.
ППЭ – пункт проведения Единого государственного экзамена.
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (создается в каждом регионе).
МОУО – орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования.
ОУО – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
ППОИ – пункт первичной обработки информации.
РЦОИ – региональный центр обработки информации.
ФБС – федеральная база свидетельств. Приемные комиссии вузов обязаны проверять сведения о результатах ЕГЭ, которые предоставляют поступающие, сделав запрос в ФБС об их подлинности.
ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений – единственный официальный разработчик контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
ФЦТ – Федеральный центр тестирования – организация, отвечающая за обработку результатов ЕГЭ на федеральном уровне.

Механизм реализации. Осуществляется через организацию работы школьного методического совета (направление по подготовке к ЕГЭ).

Программа по подготовке учащихся

Основные направления деятельности

Содержание

1. Проведение семинаров с учащимися

  • Разъяснение Положения о проведении Единого государственного экзамена в учебном году, инструктивных документов;

  • ознакомление с экзаменационными материалами и правилами заполнения бланков; разъяснение прав и обязанностей учащихся;

  • ознакомление со структурами контрольного измерительного материала и с методическими документами: кодификаторами содержания, спецификациями работ;

  • информационная работа по теме «Специфика проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы в учебном году»;

  • изучение особенностей шкалирования результатов ЕГЭ

2. Групповая и индивидуальная психологическая подготовка к участию в ЕГЭ

  • Построение режима дня во время подготовки к экзамену с учетом индивидуальных особенностей;

  • планирование повторения учебного материала к экзамену;

  • эффективные способы запоминания большого объема учебного материала;

  • способы поддержки работоспособности;

  • способы саморегуляции в стрессовой ситуации;

  • организация труда во время тестирования, особенности работы с тестами по разным предметам

3. Использование интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами

  • Сайт МИОО – www.mioo.ru – раздел ЕГЭ в Москве, предоставление интернет-доступа к ресурсам для подготовки школьников столицы (каждая школа получает свои реквизиты для организации работы выпускников в окружном методическом центре);

  • сайт информационной поддержки ЕГЭ – www.ege.ru;

  • портал ЕГЭ – www.ege.edu.ru – демоверсии ЕГЭ 2008 г., КИМы;

  • сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) – www.fipi.ru – КИМы, где и как пройти репетицию ЕГЭ;

  • сайт Федерального центра тестирования – www.rustest.ru – регистрация, прохождение тестов в системе онлайн, приобретение тестов, мультимедийных пособий;

  • Институт коммуникативных технологий – www. icomtec.ru – обучение онлайн по многим предметам;

  • участие в компьютерном тестировании, организуемом Центром информатизации и оценки качества образования

4. Изменение в методах преподавания

  • Переход на блочно-модульную систему подготовки;

  • активное использование интернет-тестирования в режиме онлайн;

  • раннее начало подготовки к ЕГЭ – с 8–9-го класса;

  • регулярный внутренний контроль знаний (в том числе сдача зачетов в форме ЕГЭ)

5. Использование дополнительных возможностей

  • Занятия в рамках часов школьного компонента, спецкурсы;

  • самостоятельное прохождение тестирования на официальных сайтах по подготовке к ЕГЭ

 

План-график подготовки к ЕГЭ в 2009/10 учебном году 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный
(реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической функций)

1

Совещание при директоре «Утверждение плана-графика подготовки к ЕГЭ»

Сентябрь

Директор,

замдиректора по УВР

2

Методический совет школы «Подготовка учителей и учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА (9-е классы), работа по системному подходу подготовки к ЕГЭ (для учителей и учащихся 10-х классов)»

Ноябрь

Замдиректора по УВР

3

Инструктивно-методическая работа с классными руководителями, учителями, выпускниками и их родителями (цели и технологии ГИА)

Январь–февраль

Замдиректора по УВР

4

Ознакомление учащихся с возможными вариантами заданий различного уровня сложности, отработка навыков их выполнения, обучение заполнению бланков ответов для ГИА и ЕГЭ

Октябрь–май

Учителя-предметники

5

Собрание учащихся 9-х классов и их родителей: «О порядке подготовки и проведения ГИА»:
– оформление протокола собрания и листа ознакомления с нормативными документами;
– правила поведения на ГИА;
– инструктирование учащихся

Февраль

Директор,

классные руководители

6

Участие в проведении окружных мониторингов и пробных экзаменов в форме ГИА

По графику округа 

Замдиректора по УВР

II этап. Проведение ЕГЭ
(реализация организационно-исполнительской, контрольно-диагностической функций)

7

Заседание школьных межпредметных кафедр: диагностика и анализ учебных достижений выпускниками школы (промежуточный контроль). Анализ результатов мониторинга качества образования за первое полугодие в 9-х классах

Декабрь–январь

Замдиректора

по УВР, руководители школьных межпредметных кафедр

8

Организация психологического сопровождения (работа психолога: консультации для выпускников, родителей; проведение бесед, тренингов с учащимися)

Март–май

Педагог-психолог

9

Приказ об утверждении состава организаторов ЕГЭ в ППЭ из учителей школы

Ноябрь, корректировка – январь

Директор школы

10

Участие в городских и областных обучающих семинарах для:

  • организаторов и экспертов ЕГЭ;

  • организаторов, наблюдателей и экспертов ГИА

По графику ОМЦ

Замдиректора по УВР

11

Подготовка информационного стенда для учащихся выпускных классов и их родителей «Единый государственный экзамен»

До 10 мая

Замдиректора

по УВР

12

Совещание при директоре «Организация итоговой аттестации выпускников школ в форме ГИА».

Вопросы для обсуждения:

  • нормативно-правовая база для проведения государственной аттестации в форме ГИА;

  • проведение ГИА в установленные сроки;

  • утверждение составов комиссий для проведения государственной аттестации в форме ГИА

Апрель

Директор, классные руководители,

замдиректора по УВР

13

Подготовка приказа и проведение педагогического совета о допуске учащихся 9-х классов к сдаче ЕГЭ

До 15 мая

Директор

14

Подготовка графика проведения консультаций

За две недели

до экзаменов

Замдиректора по УВР

15

Проведение индивидуальных и групповых консультаций

В течение года

Замдиректора

по УВР

16

Подготовка графика занятости учителей на экзаменах

За две недели

до экзаменов

Замдиректора по УВР

III этап. Анализ результатов

17

Совещание при директоре «Анализ результатов ГИА».

Вопросы для обсуждения:

– анализ качества образовательной подготовки выпускников;

– уровень профессиональной компетентности педагогов

Июнь

Директор,

замдиректора по УВР

18

Подготовка справки о качестве проведения и результатах ГИА

Июнь

Замдиректора

по УВР, директор школы

 

План
психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА на учебный год

Сроки

Мероприятия

В течение учебного года

Индивидуальные консультации учащихся, родителей и педагогов

Сентябрь

Информирование по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА (9-е классы)

Формирование пакета рекомендаций для учителей-предметников по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА (9-е классы)

Создание информационного стенда «Подготовка к ЕГЭ» для учащихся и их родителей

Диагностика уровня тревожности учащихся

Октябрь

Диагностика уровня стрессоустойчивости

Изучение личностных качеств ученика, особенностей формирования интеллектуального развития в 10-м классе

Диагностика ведущего типа восприятия

Посещение уроков в 9-х классах

Ноябрь

Коррекционно-развивающие занятия по снятию высокого уровня тревожности

Проведение классных часов в 9-х классах

Декабрь

Родительское собрание в 9-х классах «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»

Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня стрессоустойчивости

Групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации

Работа с классными руководителями по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА (9-е классы)

Январь

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА (9-е классы)

Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня стрессоустойчивости

Посещение уроков в 9-х классах

Февраль

Анализ результатов анкетирования учащихся и разработка рекомендаций для учителей-предметников и классных руководителей

Урок-диспут «Готов ли я к ЕГЭ?» в 9-х классах

Посещение уроков в 9-х классах

Индивидуальная диагностика по запросам

Март

Проведение классных часов в 9-х классах

Групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации

Родительское собрание в 9-х классах «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»

Апрель

Индивидуальная диагностика по запросам

Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня стрессоустойчивости

Урок-диспут «Готов ли я к ЕГЭ?» в 9-х классах

Посещение уроков в 9-х классах

Май

Групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации

Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня стрессоустойчивости

Ответственный за проведение перечисленных мероприятий – педагог-психолог.

Рейтинг@Mail.ru