Сегодня основной задачей существующих
в гимназии органов государственно-общественного
управления является повышение качества
образования. Еще осенью прошлого года на
заседании управляющего совета была обозначена
мысль о том, что дальнейшая деятельность по
решению этого вопроса возможна только на основе
четкого выстраивания системы органов
управления, определения их функциональных
связей между собой, более широкого вовлечения
гражданских сообществ в решение проблем
функционирования и развития школы.
Для реализации этой идеи было
проведено совместное заседание органов
управления образовательного учреждения в форме
симпозиума «Повышение качества образования как
синергетический эффект системы органов
управления гимназией».
В его работе приняли участие
управляющий совет (председатель И.В. Озеров, 11
человек), попечительский совет (председатель И.П.
Мамулова, 6 человек), совет отцов (председатель
А.С. Ганькин, 4 человека), президент (ученица
10-го класса Е.Дамбиева) и кабинет министров
школьного самоуправления (6 человек), а также
педагогический совет (председатель, 50 человек) и
административный совет (7 человек).
Деятельность участников была
выстроена следующим образом:
– приветственное слово председателя
управляющего совета (И.В. Озерова), включающее
определение целей и задач работы симпозиума;
– теоретические доклады «Качество образования
– основная цель модернизации образования»
(замдиректора по УВР Л.А. Коногорова) и «Структура
системы органов управления гимназии № 33»
(замдиректора по НМР, к.п.н. Е.Ю. Петряева);
– практическая работа, принятие решений.
Одним из интереснейших этапов
симпозиума стала практическая работа. Все
участники распределились на шесть групп
согласно их принадлежности к какому-либо органу
управления. Для каждой из числа педагогов
выбрали модератора, ответственного за
организацию обсуждения, и оператора,
обеспечивающего оформление результатов в
электронном виде. Было предложено выполнить
следующие задания:
выявить специфические функции органа
управления, к которому относятся участники;
определить формы взаимодействия с
другими органами управления;
установить механизмы взаимодействия
с более широким кругом гражданских сообществ;
раскрыть влияние своей деятельности
на качество образования в гимназии.
Результаты работы группы
представлялись на общее обсуждение одним из
членов органа управления. Кроме того, итоги были
оформлены операторами в виде двух таблиц:
«Характеристика органа управления» и «Формы
взаимодействия ________________ (название органа
управления) с другими органами управления» (приложение).
Данные полученных таблиц обобщила аналитическая
группа.
Итогом работы симпозиума стало
создание модели взаимодействия органов
управления гимназии. Охарактеризуем ее основные
элементы.
Во-первых, все органы управления
имеют наряду с общими функциями специфические,
наличие которых обусловлено целями и задачами
каждого из них:
1. Финансовая поддержка
функционирования и развития гимназии – функция
попечительского совета.
2. Профилактическая работа с учащимися,
вовлечение детей в реализацию социально
значимых проектов – функция совета отцов.
3. Осуществление преобразований в гимназии на
основе нормативных документов в сфере
образования, современных научно обоснованных
педагогических концепций и подходов – функция
педагогического совета.
4. Выполнение основных управленческих функций
для организации учебно-воспитательного процесса
– функция административного совета.
5. Представление интересов и потребностей
учащихся в управлении образовательным процессом
– функция ученического самоуправления.
6. Определение направлений развития гимназии,
особенностей ее образовательной программы,
повышение эффективности
финансово-хозяйственной деятельности,
содействие созданию оптимальных условий для
учебно-воспитательного процесса, контроль за
соблюдением здоровых и безопасных условий
обучения – функция управляющего совета.
Во-вторых, каждый орган управления гимназии
осуществляет взаимодействие с гражданскими
сообществами через конкретные формы
деятельности. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимодействие органов управления
гимназии с гражданскими сообществами
Название
органа управления |
Управляю-
щий совет |
Попечи-
тельский совет |
Совет
отцов |
Ученическое
самоуправление |
Педагогический
совет |
Административный
совет |
Форма
взаимодействия с гражданскими сообществами |
Реализация
проектов |
Проект
профессиона-
льного само-
определения |
Сотрудничество
с городскими общественными организациями |
Форум.
Спортивные соревнования |
Тематические
лектории с приглашением специалистов. Фокус
группы |
Общественная
приемная администрации гимназии № 33 |
В-третьих, повышение
эффективности деятельности органов управления
определяется степенью их взаимодействия между
собой. Матрица этого процесса, составленная в
результате симпозиума, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Матрица взаимодействия органов
управления в гимназии № 33
|
Управляю-
щий совет |
Попечи-
тельский совет |
Ученическое
самоуправление |
Совет
отцов |
Педагоги-
ческий совет |
Администра-
тивный совет |
Управляющий
совет |
|
Осуществление
взаимо-
контроля |
Круглый стол
по обсуждению проблем |
Проведение
совместных профилакти-
ческих мероприятий |
Нормативно-
правовое обеспечение инновационной
деятельности |
Организация
работы экспертно-проектных групп |
Попечите-
льский совет |
Определение
социального заказа |
|
Финансовая
поддержка реализации ученических социальных
проектов |
Вовлечение
трудных детей в реализацию социальных проектов |
Совместное
создание и реализация программ дополни-
тельного образования на основе социального
заказа |
Платные
образовательные услуги |
Ученическое
само-
управление |
Совместный
ежегодный форум |
Ученические
стипендии.
Школа лидера |
? |
Поддержка в
реализации ученических инициатив |
Дискуссионный
клуб |
Сотрудничество
с кабинетом министров |
Совет отцов |
Проведение
совместных профи-
лактических мероприятий |
Проведение
совместных заседаний |
Проведение
совместных заседаний по профилактике
правонарушений |
? |
Участие в
работе совета профилактики, проведении
массовых мероприятий |
Участие в
работе лаборатории профессио-
нального само-
определения |
Педагоги-
ческий совет |
Образова-
тельная программа гимназии.
Сетевая коммуни-
кация на основе информа-
ционного портала |
Сетевая
коммуни-
кация на основе информацион-
ного портала |
Реализация
совместных проектов.
Сетевая коммуникация на основе
информационного портала |
Определение
тематики педагогических советов.
Сетевая коммуникация на основе
информа-
ционного
портала |
? |
Тренинги по
развитию личностного потенциала
учителей |
Администра-
тивный совет |
Мониторинг
образова-
тельной деятельности |
Поддержка
реализации проектов гимназии |
Пресс-конференция
|
Совет
профилактики |
Тренинги по
формированию профессиональной команды |
? |
Считаем, что действие
созданной модели обеспечит проявление синергии
и будет означать не просто повышение качества
образования, а получение его наиболее
целесообразным способом, обеспечивающим
максимально эффективный социальный результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Характеристика органа управления
Название
органа управления |
Специфическая
функция органа управления |
Взаимодействие
с гражданскими сообществами |
Влияние
на качество образования |
|
|
|
|
Формы взаимодействия
_______________(название органа управления) с другими
органами управления
Органы
управления |
Формы
взаимодействия с другими органами управления |
Попечительский
совет |
|
Управляющий
совет |
|
Совет отцов |
|
Административный
совет |
|
Педагогический
совет |
|
Ученическое
самоуправление |
|
|