Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

Партнерство

Мы делаем такую малость, но с большим сердцем

В последние годы в силу разных причин государство уделяет недостаточно внимания людям преклонного возраста, детям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам. Посильную помощь оказывают им различные организации, простые люди. Доброй традицией такая деятельность стала и в образовательном комплексе «Илим» в Киргизии.

Эта работа ведется у нас в рамках реализации поставленной задачи по формированию гражданской компетентности. В частности, одной из составляющих понятия «гражданская компетентность» по нашей классификации является социальная компетенция.

Для этого мы создали проект «Служба обществу», в котором задействованы школьный парламент, ученический комитет действий (УКД) «Ангел» и все ученики, желающие принять участие в конкретной акции или подпроекте.

Задумывая эту инициативу, наш педагогический коллектив стремился к тому, чтобы помочь формированию у учащихся социальных компетенций. С самого начала мы понимали, что это будет не игра, не имитация деятельности, а настоящая, тяжелая работа, оказание помощи реальным людям.

Каковы этапы нашего проекта?

На совместном заседании школьного парламента и УКД «Ангел» дети сами составляют план действий (определяют благотворительные цели) на год, семестр, используя «стрелку планирования»:

  • придумывают название мероприятия;

  • устанавливают его результат (конечный продукт);

  • описывают цели предстоящей работы;

  • обговаривают задачи и действия;

  • определяют необходимые ресурсы (люди, время, техника, финансы и т.д.);

  • рассматривают возможные «препятствия» в процессе осуществления проекта;

  • распределяют «задания», т.е. идет детальное планирование, включающее графы: «Что?», «Кто?», «Когда?».

Рабочая группа методом мозгового штурма выясняет, что нужно сделать, записывая идеи в графу «Что?». Затем назначаются ответственные за выполнение каждой поставленной задачи. Отдельно заполняется графа «Ресурсы», где ребята указывают помощников (родителей, спонсоров), а также свои фамилии, так как огромную работу проводят они сами. В частности, учащиеся ставят спектакли, ездят с ними на гастроли в другие школы, зарабатывая таким образом деньги, собирают макулатуру, игрушки, книги,

Ребята заранее созваниваются с подопечными, узнают об их нуждах, решают, как потратить собранные средства. Отмечу, что наши ученики весьма ответственно подходят к вопросу отбора вещей – непременно стирают и гладят их, если они уже были в употреблении, упаковывают в мешки и раскладывают по коробкам. Главное, что участники акции уяснили для себя исключительно важную вещь: помощь не должна унижать того, кому помогают.

Разумеется, во время подготовки большую работу проводят администрация и педагоги. Они беседуют о долге перед старшим поколением, размышляют с детьми о сложных жизненных вопросах. И, естественно, трудятся бок о бок вместе с ними.

Напомню, что речь идет об учащихся частной школы, в которой учатся дети в общем-то состоятельных родителей. Однако во время наших благотворительных акций свою миссию они выполняют достойно.

По завершении проекта ребята обычно переполнены эмоциями: плачут от сочувствия и при этом счастливо улыбаются, потому что их от всей души поблагодарили те, кому они помогли. У наших учеников появляется законное основание уважать себя, верить в свои возможности; у них повышается самооценка.

В результате благотворительных проектов у ребят формируются лидерские качества (умение брать инициативу на себя), толерантность, терпимость. Кроме того, проявляются такие способности, как:

  • ставить цель;

  • нести ответственность не только за свои действия, но и группы в целом;

  • организовать команду и руководить ею;

  • оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;

  • вести диалог – слышать и слушать;

  • уважительно относиться к любому мнению;

  • работать в команде;

  • управлять стрессовыми ситуациями.

Добавлю, что в рамках проекта «Служба обществу» мы не разбрасываемся по принципу «всем сестрам по серьгам», а помогаем постоянно конкретным подопечным: двум частным детским домам, дому для пожилых людей и центру реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Зачем этот проект нужен школе? Нам кажется, что в результате наше образовательное учреждение получает:

  • учеников со сформированными моральными принципами и ценностями;

  • сильное ученическое самоуправление;

  • средство формирования гражданской компетентности;

  • способ влияния на ребят и родителей;

  • авторитет в обществе;

  • сильные социальные связи и возможности партнерства.

Несколько слов об истории проекта. Идея помогать слабым и неимущим возникла у нас в 1995 году. Тогда был создан и юридически зарегистрирован Фонд поддержки детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей. Но со временем мы стали оказывать помощь разным группам людей. Сегодня работу этой благотворительной организации осуществляет именно проект «Служба обществу».

Конечно, всегда красной нитью через нашу деятельность проходило желание воспитать детей, оказать положительное влияние на формирование их жизненных принципов и ценностей.

Разумеется, поначалу пришлось приложить много усилий, чтобы вдохновить взрослых. В частности, на первом этапе часто возникали проблемы с ретрансляторами – педагогами, которые неверно доносили до ребят цели благотворительного проекта. Но сейчас ему уже 14 лет, он продолжает жить и развиваться, а методы работы передаются школьниками друг другу из поколения в поколение практически без постороннего вмешательства. Участие в проекте сугубо добровольное.

Специалисты-психологи утверждают, что стоит повторить одно действие 90 раз, и оно станет автоматическим. Именно так и произошло в «Илиме».

Случаются и непростые ситуации. Например, как-то раз ребята привезли детдомовцам личные подарки, специально заказанные ранее. Но директор детского дома сказала, чтобы их отдали ей, а уж она потом сама все распределит между самыми послушными, отличниками, активистами и т.д. Дарители воспротивились, заметив, что хотели вручить подарки своим друзьям не за какие-либо заслуги, а просто так, от всей души, и тут же все раздали. И те, и другие дети были счастливы, а руководитель детдома обвинила наших воспитанников в непослушании и строптивости...

После посещения детей-инвалидов, детей-сирот и пожилых людей наши ученики осмысливают и обсуждают увиденное. Каждый раз после общения с подопечными в школе проводится линейка, обязательно осуществляется рефлексия.

***

Мы убеждены, что такой подход в рамках образовательного учреждения дает возможность детям почувствовать сопричастность к добрым делам, получить от этого удовлетворение, ощутить признание и благодарность, прийти к осознанию того, что они могут сделать для окружающих.

Самое удивительное: когда родители рассказывают о нашем образовательном комплексе друг другу, то особо отмечают именно формирование нравственности посредством благотворительной деятельности...

Рейтинг@Mail.ru