«Кружки качества» – в нашу школу!
В наступившем, 2010 г., объявленном
Годом учителя, по всей видимости, будут
предъявлены новые, еще более высокие требования
к качеству образования. Наша новая школа – это
центр творчества, информации, спорта. Для нас
очевидно, что решить эти задачи в конкретном
образовательном учреждении путем исполнения
руководящих указаний извне практически
невозможно.
Школьный коллектив должен стать
сообществом единомышленников с многочисленными
«кружками качества» (о них как раз шла речь на
предыдущих страницах), дающими полезные советы
главному менеджеру – директору. Но и
руководитель ОУ в этой ситуации должен не
подкачать: правильные советы принять, не очень
верные – отклонить. И ему в этой ситуации,
конечно, сложнее всего. Ведь ему нужно не только
понять, что именно думает его коллектив
относительно поставленной проблемы, но и учесть
мнения сотрудников при принятии управленческого
решения, поскольку каждый из «кружков качества»
отвечает за определенный участок работы и его
члены являются фактически экспертами в данной
области.
Что скрывать, введение Единого
госэкзамена явилось своеобразной, хотя, может
быть, пока не очень совершенной формой контроля
готовой продукции на выходе системы общего
среднего образования. Однако это позволяет
ввести в управление российской национальной
системой образования числа, непосредственно
корреспондирующие с качеством ее
функционирования.
Как известно, К.Маркс убедительно
доказал, что наука становится настоящей наукой, а
управление – настоящим управлением лишь тогда,
когда они начинают оперировать объективными
числами, взятыми из практики. Поэтому с введением
ЕГЭ управление качеством образования в России
начинает осуществляться за счет таких функций,
как учет и контроль.
А опираясь на упомянутого в предыдущей
статье Э.Деминга, можно сказать, что в
современной школе мы можем рассчитывать на
получение прорывных результатов только при
условии оптимизации основного жизненного цикла
образовательного учреждения путем организации
процесса управления по закольцованному
причинно-следственному циклу. А именно: «результат
– анализ – планирование – исполнение –
проверка – корректирующее воздействие –
результат – анализ» и т.д.
Что же касается 14 принципов управления
качеством Э.Деминга (см. с. 24), то нашему
коллективу очевидно: эти пункты должны быть
высечены на мраморе и установлены в фойе каждой
современной школы!
Мы убеждены в том, что теоретические и
практические наработки в сфере улучшения
производительности организаций (как упомянутые
на предыдущих страницах, так и многие другие)
могут и должны быть эффективно использованы для
модернизации российской системы образования. И
потому в последние годы у себя в школе мы
попробовали осуществить несколько
инновационных проектов с целью повышения
качества учебно-воспитательной работы. О них и
пойдет разговор дальше.
Размышления о нравственности
в течение учебного года
Один из наших проектов – «Простое
слово». Его идея была почерпнута из деятельности
международной организации «Достижения молодых»,
родившейся еще в начале ХХ в. и действующей
сегодня более чем в ста странах мира, в том числе
(в последние годы) и в России под руководством
академика РАН Е.Велихова.
Замысел совсем прост. На электронный
носитель наносится (в хорошем исполнении и с
качественным музыкальным сопровождением) текст
или эссе, начитанные вслух и посвященные одной из
актуальных нравственных проблем современности.
Общая продолжительность звучания – ровно 60
секунд. Наша школа радиофицирована. Поэтому три
раза в неделю в самом начале третьего урока
запись можно услышать в каждом классе.
А затем учащимся предлагается создать
на эту же озвученную тему свое собственное эссе
(не более одной странички формата А4 14-м кеглем).
После чего выдерживается неделя «тишины» –
никакие новые слова по школьному радио не звучат.
Предполагается, что идет интенсивный процесс
творчества. Ребята обдумывают, пишут, кто-то
подбирает к своему творению музыку, кто-то –
художественную иллюстрацию. Каждый оформляет
свою работу так, как он придумал. Когда все
готово, можно отправить то, что получилось, в
экспертную комиссию, которая выставляет оценку
по пятибалльной шкале. Однако сдавать или не
сдавать свой труд – дело сугубо добровольное.
Никто никого ни к чему не принуждает.
Затем цикл повторяется снова и снова. В
результате внимание школьников постоянно, на
протяжении всего учебного года, привлекается к
размышлениям на темы о нравственности. Кроме
того, ребята привыкают соревноваться в новой для
них сфере литературного творчества: одни это
делают пассивно, просто невольно размышляя об
услышанном; другие – активно, представляя плоды
своего творчества на суд экспертов.
Полученные за творческие эссе баллы
используются для построения творческого
рейтинга учащихся. В настоящее время в этом
своеобразном конкурсе участвует каждый второй.
Соответственно, на сайте школы размещен
творческий рейтинг. Но о том, кто какое место
занимает, знает только сам ребенок и его
родители, так как вся информация закодирована.
Получая такую скрытую обратную связь о
своей «творческости», каждый школьник имеет
возможность экспериментировать в дальнейшем при
создании работ, совершенствовать свой талант,
что так необходимо в современной жизни.
Методика проекта «Простое слово»
продолжает развиваться, число его участников
постоянно растет – к нему подключаются и
ученики, и учителя, и даже технический персонал.
Дополнительное образование в чистом
виде
Творческое объединение
«Многоборцы» возникло у нас в нынешнем, 2009/10 уч. г.
при поддержке окружного Дворца творчества
молодежи. Основная идея этого начинания состоит
в стремлении дать учащимся возможность
всестороннего развития в школьных условиях, так
как наше образовательное учреждение – полного
дня.
Многие родители сегодня заняты с утра
до вечера в офисах, и дети зачастую вынуждены
оставаться в учебном заведении гораздо дольше,
чем раньше. И этим временем важно хорошо
распорядиться.
Известно, что в доперестроечной школе
лозунг всестороннего развития был основным.
Однако за всю историю советской педагогической
науки нашим ученым так и не удалось толком
раскрыть смысл этой всесторонности, так как на
практике упоминание о данной категории
появлялось, как правило, не в одиночестве, а с
обязательной прибавкой «активный (сознательный)
строитель коммунизма (светлого завтра)».
Поскольку использовавшиеся при этом
термины были довольно туманны, столь же размытым
оказывалось и определение понятия «всестороннее
развитие личности».
В практике нашей школы мы исходим из
необходимости сформировать, всесторонне развить
личность учащегося и помочь ему стать субъектом
всех основных форм культуры, образующих
неразрывное, так называемое цивилизационное
кольцо.
В советской философии фигурировало не
очень корректное понятие «формы общественного
сознания» (сознание не может быть общественным,
оно всегда индивидуально – по природе своей).
Однако оно правильно перечисляло разные модели
культуры, и этот перечень может быть использован
и сегодня.
Особенностью дидактики в объединении
«Многоборцы» является продуктивный (а не
репродуктивный – как обычно в школе) метод.
Школьники выступают как субъекты творчества в
полном наборе форм культуры, сами планируя свою
деятельность, ставя себе индивидуальные цели,
выбирая только им присущие методы их достижения,
изыскивая соответствующие ресурсы.
Если угодно, в данном случае речь идет
о дополнительном образовании в чистом виде.
Предлагается не просто немецкий язык плюс к
английскому в сетке основного расписания, а
нечто не запланированное учеными «дядями и
тетями» из министерства образования на год
вперед и на каждый урок в отдельности – какое
именно арифметическое действие должен изучить
каждый ребенок, как именно надо складывать или
вычитать, как «правильно» написать сочинение на
заданную тему и пр.
Дело это новое, организаторы его
сталкиваются с многочисленными трудностями и
организационного, и методического, и
дидактического характера. Но мы рук не опускаем,
потому что идет настоящий процесс социального
творчества нашей новой школы, а это делает жизнь
каждого участвующего в нем по-настоящему
счастливой.
Вместе с книгой
Еще один наш проект – «Книжный глобус»
– призван привить школьникам любовь к чтению
(помимо учебников по школьной программе). В нашем
образовательном учреждении создана обширная
библиотека иностранной литературы. Подчеркнем:
все книги в ней не адаптированные, а настоящие,
напечатанные в зарубежных странах.
С помощью проекта решается сразу
несколько задач:
– возникает дополнительный и весьма
увлекательный для детей стимул изучать
иностранные языки;
– на местном, школьном уровне осуществляется
«цивилизационный прорыв» (что греха таить, нам
предстоит многому научиться, чтобы добиться
такого же качества продукции – автомобилей,
компьютеров, сотовых телефонов и пр., как в
развитых зарубежных странах);
– вырабатывается важное качество толерантности
в мировосприятии наших учеников: они учатся
сравнивать образ жизни, знакомятся подчас с
противоположными взглядами на те или иные
вопросы мыслителей из разных стран и т.д.;
– в число единиц хранения библиотеки входит
множество произведений на электронных
носителях, что позволяет организовывать
«массовые мероприятия»;
– ребята сами являются библиотекарями «Книжного
глобуса», о чем даже и мечтать не приходится в
обычной, официальной школьной библиотеке.
Наш «Книжный глобус» притягивает на
свою орбиту все новых и новых людей: и детей, и
родителей, и учителей, а также других сотрудников
ОУ.
Вот так шаг за шагом мы пробуем
неизбитые формы организации школьной жизни,
сплочения коллектива и повышения качества
образования.
Фото с сайта школы http://sch354.ru
|