Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

Наука управлять

Экономические принципы на школьной территории

Партисипативное управление, пришедшее в Россию с Запада, основано на расширении полномочий сотрудников в принятии решений и дает им возможность разделять успех организации, ответственность и риски. Дословно «participative management» означает «управление, основанное на участии». На следующих страницах мы сначала рассмотрим истоки этого явления, а затем познакомимся с практикой работы одной из московских школ, где считают, что партисипативное управление образовательным учреждением может оказаться весьма эффективным инструментом для усиления личностного компонента всей школьной жизни.

Начнем с принципов, на которых строится партисипативное управление:

– доведение целей и ценностей корпорации до ее работников;
– уважение к каждому;
– доверие к сотрудникам, а не строгие правила и тотальный контроль;
– работа в команде, удовлетворенность клиентов;
– сокращение уровней руководства;
– открытое, свободное общение лицом к лицу;
– обучение навыкам управления.

А теперь обратимся к истории. Приблизительно в середине 1960-х годов в США начались массовые эксперименты по усилению контроля качества в организациях, на предприятиях, в государственных структурах. В ходе их создавались рабочие группы – кружки качества – для участия в принятии управленческих решений. Они действовали по принципу «снизу вверх», то есть давали советы менеджерам, которые оставляли за собой право принять окончательное решение.

Управление же качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Ф.Тейлор1 разработал механизм для каждого отдельного изделия, введя деление продукции на качественную и дефектную. Толчком к применению статистического контроля качества на производстве послужили работы специалистов различного профиля под руководством Р.П. Джонса в «Белл телефон лабораториз», который еще в 1924 г. сформулировал основные принципы статистического управления качеством (SQC). Оно осуществлялось за счет таких функций управления, как учет и контроль.

С именем американского статистика, доктора физико-математических наук Эдварда Деминга2 связывают явление, которое Джозеф Джуран3 назвал «революцией в качестве». Еще в 1946 г. Э.Деминг автор концепции «постоянного улучшения качества» – основал Американское общество по его контролю. Он считал, что лишь 15% отклонений в качестве зависят от непосредственных исполнителей, а 85% дефектов определяются недостатками управления. Ученый предложил универсальный инструмент усовершенствования процесса управления в виде цикла, имеющего форму круга: «планирование  исполнение проверка корректирующее воздействие».

Коллаж Т.Белоножкиной

Кроме этого, Э.Деминг разработал 14 принципов управления качеством, которые перечислены ниже.

1. Сделайте своей постоянной целью непрерывное совершенствование продукции и услуг, чтобы стать конкурентоспособной компанией, сохранить свое место в бизнесе и обеспечить людей работой.

2. Воспримите новую философию. Нельзя более смиряться с обычно принятым уровнем ошибок, задержек, дефектов в материалах и браком. Вся компания должна быть вовлечена в процесс постоянного улучшения качества системы и всех видов деятельности.

3. Перестаньте полагаться на контроль как средство достижения качества. Оно должно быть заложено в продукт с самых первых этапов его создания.

4. Покончите с практикой выбора поставщиков только на основе цены на их продукты. Вместо этого требуйте серьезного подтверждения качества. Стремитесь получать данный конкретный продукт только у одного поставщика, установив с ним долговременные отношения, основанные на взаимном доверии.

5. Улучшайте постоянно систему планирования, производства, оказания услуг, с тем чтобы совершенствовать каждый процесс и вид деятельности в компании и таким образом снижать затраты.

6. Введите в практику современные методы подготовки кадров для всех сотрудников, включая руководство, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого.

7. Перестройте практику руководства людьми. Управляющие всех уровней должны помогать персоналу выполнять свои обязанности наилучшим образом, нести ответственность не за количественные, а за качественные результаты и стать лидерами в деле постоянного улучшения работы.

8. Искорените атмосферу страха, с тем чтобы каждый мог трудиться более эффективно и продуктивно на благо компании.

9. Устраните барьеры между подразделениями. Исследователи, разработчики, производственники, агенты по сбыту, сотрудники административных служб должны работать в единых группах, чтобы решать проблемы, возникающие с продуктами и услугами.

10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Они лишь вызывают враждебное отношение. Основная масса причин плохого качества и низкой эффективности порождается системой, и их решение находится за пределами компетенции рядовых работников.

11. Устраните практику выдачи необоснованных количественных заданий простым сотрудникам и количественных показателей руководителям. Выполнение этого становится важнее, чем удовлетворение потребителя, и достигается ценой снижения качества.

12. Дайте возможность работникам гордиться своим трудом. Откажитесь от практики ежегодных аттестаций, количественных оценок деятельности сотрудников и управляющих за достижение поставленных количественных целей.

13. Внедрите обширную программу обучения кадров. Поощряйте стремление к самосовершенствованию. Источником успеха в достижении конкурентоспособности служат знания.

14. Вовлеките весь персонал компании в работу по ее преобразованию. Это дело каждого. Создайте структуру в высшем руководстве, которая будет каждодневно подталкивать людей к внедрению вышеперечисленных 13 принципов, и начните действовать.

В свою очередь, Дж. Джуран предлагал следующие шаги по усовершенствованию качества:

– добиться внимания к нему;
– установить цели его совершенствования;
– организовать их достижение;
– обеспечить обучение;
– осуществлять проекты по решению проблем;
– постоянно сообщать о ходе работы;
– признавать заслуги сотрудников;
– извещать всех о результатах;
– вести учет по повышению качества.

А Филипп Кросби4 сформулировал четыре абсолюта качества: определение качества (стандарт); система достижения качества; норма работы (отсутствие дефектов); измерение (оценка издержек, вызванных дефектами).

Итак, Э.Деминг, Дж. Джуран и Ф.Кросби предполагали, что партисипативное управление не порождает качества автоматически и что для решения определенных проблем необходим комплексный подход.

Этот вид управления предполагает вовлечение работников в обсуждение для принятия решений и дает следующие эффекты:

  • способствует положительным переменам в организации;

  • обеспечивает совместимость целей сотрудника, отдельного подразделения и организации;

  • предоставляет шансы для развития способностей людей;

  • обеспечивает более действенное и быстрое внедрение тех или иных новых механизмов в работу;

  • способствует повышению квалификации;

  • обеспечивает улучшение коммуникации и сотрудничества;

  • внушает приверженность делу;

  • улучшает трудовые установки, повышает качество труда;

  • приводит к возможно более высокой общей результативности.

А теперь перенесемся в Японию, где успешно использовались экспериментальные кружки качества, созданные на предприятиях США. Причем они являлись здесь неотъемлемой частью организации, а не краткосрочным нововведением. Начиная с 70-х годов опыт Японии в области управления качеством стал изучаться во всем мире. Появившиеся кружки являлись методом обучения и поощрения персонала, интересы которого учитывались в процессе деятельности организации. Они обеспечивали: проведение причинно-следственного анализа и мероприятий по сокращению затрат, укрепление связей между сотрудниками. В подобных мини-группах обсуждали и анализировали решения различных проблем, направленных на усовершенствование продукции (услуг) компании.

Под воздействием японского опыта к середине 80-х годов в мировой практике стал формироваться новый подход – «Total Quality Management» (TQM – совместное управление качеством), получивший наибольшее признание в США, ФРГ, Англии, Швеции, Японии, Южной Корее, на Тайване. Но при единстве идеологии, четко выраженной в названии концепции, в каждой стране она тем не менее трактуется по-своему, исходя из особенностей исторического развития и работ по обеспечению качества.

Так, например, в Европе основной упор делался на культуру производства, а в восточных государствах – на статистические методы и групповую деятельность.

Кроме американской и японской моделей принятия групповых решений, постепенно сформировалась и европейская. В ней выделяются следующие пошаговые этапы: определение ролей членов группы; ее структурирование; приведение групповых идей в определенную последовательность; уточнение задач членов группы; запрашивание идей; высказывание разных точек зрения; указание путей к цели; поддержание дисциплины; использование ресурсов.

______________

1 Ф.У. Тейлор (F.W. Taylor, 1856–1915) – американский инженер, основатель научной организации труда.

2 Э.Деминг – всемирно известный ученый, автор многочисленных работ в области управления качеством, в том числе знаменитой книги «Выход из кризиса».

3 Дж. Джуран – американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК); первым обосновал переход от контроля к управлению качеством.

4 Ф.Кросби – один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик МАК.

Рейтинг@Mail.ru