Общеизвестно, что КПМО был связан с
вливанием крупных вложений в систему
образования. В год окончания проекта нужно
определить, с полной ли отдачей использовались
эти средства в регионах. Если в том или ином
субъекте РФ не достигли требуемых результатов,
ему объявляют, что работа проводилась
«неэффективно». А это значит: субвенции в 2010 г.
можно и не получить.
Ситуацию комментирует Ирина
Всеволодовна АБАНКИНА, директор Института
развития образования ГУ–ВШЭ, эксперт КПМО.
– Ирина Всеволодовна, что
значит – расходовать бюджетные средства
эффективно?
– Имеется в виду, что система
образования региона, в которую вложены средства
КПМО, должна соответствовать определенным
показателям. Методики оценки эффективности
деятельности губернаторов разработаны по разным
направлениям (медицина, жилищное строительство,
состояние дорог и т.д.) в соответствии с Указом
Президента РФ от 28 июня 2007 года «Об оценке
эффективности деятельности органов
исполнительной власти субъектов РФ».
Состояние системы образования в том
или ином регионе характеризуется определенной
совокупностью показателей: учитывается развитие
общего, начального и среднего профессионального
образования (вузы по большей части имеют
федеральное подчинение). На наш взгляд, все
критерии достаточно внятные. К недостаткам я бы
отнесла то, что пока не представлено дошкольное
образование, которое развивается чрезвычайно
активно и является важным фактором жизни
россиян.
– И все же некоторые пункты этой
методики смущают. Например, какое отношение
имеют результаты сдачи ЕГЭ к деятельности
губернаторов? И уж тем более – к эффективности
расходования бюджетных средств?
– Если бы речь шла о тех, кто сдал ЕГЭ
на «отлично», можно было бы удивиться. Но в
документе сказано о процентном соотношении
выпускников, получивших удовлетворительные
отметки, и тех, кто не набрал «балл отсечения», то
есть заработал двойки. Думаю, каждый согласится с
тем, что высокий процент двоечников – это
показатель неэффективной работы школ.
– Странным выглядит требование
добиться соотношения «1 учитель на 15 учеников».
Существует хотя бы один регион России, который
этого достиг?
– Отвечу однозначно: нет. Такое
соотношение педагогов и учащихся есть только в
отдельных крупных школах и лицеях (как правило,
городских) с наполняемостью в 1000–1200 учеников.
Я знаю лицеи в Красноярском крае, в
Ачинске, где имеются компактные педколлективы:
там это соотношение действительно доходит до
1–16. Это интереснейшие образовательные
учреждения с инновационными площадками,
высокими результатами ЕГЭ. Но на сегодняшний
день они скорее исключение из правил.
– А в будущем соотношение «один к
пятнадцати» может быть достигнуто в самых
успешных регионах - участниках КПМО?
– По числу соотношения учителей и
учащихся в России лидируют Калининградская
область и Республика Чувашия. В этих регионах
показатель выше 13 человек на одного педагога. Но
это, подчеркиваю, российские лидеры.
Есть группа субъектов РФ (главным
образом южных), у которых это число выше 12. Среди
них – Краснодарский край, Белгородская
область… При этом Дальний Восток, Север,
Северо-Запад с их рассеянной и дисперсной
системой расселения (социологи называют их
регионами с высоким уровнем «обезлюдевания»)
показывают результаты соотношения учителей и
учеников даже ниже чем 1 к 10.
В Сибири и на Дальнем Востоке
характеристики плотности населения абсолютно не
соответствуют ни Юго-Восточной Азии, ни Европе.
Там слишком большие расстояния между
населенными пунктами. Требовать для них
пропорции 1 к 15 просто нереально.
– А кто вообще стал требовать от
регионов соблюдения этого показателя?
– Интересный вопрос! Представители
регионов Сибири, Северо-Запада, Юга жаловались
мне, что среди практически не выполнимых для них
требований оказалось соотношение «один учитель
на пятнадцать учеников». И в итоге именно этим
субъектам РФ был насчитан крайне высокий уровень
неэффективных расходов на образование.
Напомню, что за последние годы в России
увеличился масштаб затрат в этой сфере.
«Неэффективные расходы» вырастают здесь
пропорционально вложениям в том или ином
регионе. В конце 2009 года мы оказались перед
неожиданным результатом: в ряде успешных вроде
бы областей отрасль «образование» оказалась
вдруг самой неэффективной (в сравнении с другими
– здравоохранение, ЖКХ и т.д.).
В итоге многим субъектам РФ было
рекомендовано снизить уровень «неэффективных
расходов» именно в сфере образования.
– А снижение расходов – это
сокращение численности учителей в школах?
– Совершенно верно. Иначе в субъекте
РФ не смогут рассчитывать на поддержку со
стороны федерального центра. В период
финансового кризиса, когда регионы не в
состоянии выполнить ряд обязательств перед
учителями, многим необходима помощь.
Однако замечу: в Постановлении
правительства от 15 апреля 2009 года этот
показатель (1 к 15) отсутствует. Там говорится лишь
о «численности лиц, обучающихся в
государственных (муниципальных) дневных
общеобразовательных учреждениях, приходящихся
на 1 учителя». Без каких-либо цифр и уточнений!
Подчеркну: указы президента и постановления
правительства – это открытые документы. На
них можно и нужно ссылаться!
– Может быть, в методике больше не
говорится и о наполняемости классов?
– Нет, эти цифры в документе
присутствуют. Рекомендуемое значение
наполняемости классов приводится в нем в
соответствии с Типовым положением об ОУ 2001 года.
То есть в городских школах – 25 человек, в
сельских – 14.
– Регионы сделали что-то для того,
чтобы отстоять свою позицию по наполняемости
классов и соотношению «учитель – ученик»?
– В некоторых субъектах РФ
подготовили письма на уровне губернаторов, где
разъясняется позиция региона по ряду
показателей в этой методике. И это очень важно.
Сейчас Минобрнауки проводит согласование данных
критериев.
– Может ли существовать, по вашему
мнению, единый показатель соотношения «учитель
– ученик» для всей России?
– Разумеется, нет. Если мы хотим
двигаться по пути грамотного управления, то для
крупных городов России уже возможно установить
показатели, соответствующие европейскому
уровню: один учитель на четырнадцать или на
пятнадцать учеников. Если же мы говорим о
сельской местности или регионах с низкой
плотностью населения, то применять для них
единые требования вообще нет смысла.
Как высчитывается
эффективность образования?
Из перечня дополнительных
показателей для оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти
субъектов РФ (приложение к Постановлению от 15
апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа
Президента РФ от 28 июня 2007 г. «Об оценке
эффективности деятельности органов
исполнительной власти субъектов РФ»)
Учитываются следующие факторы.
Раздел «Общее образование»:
– по русскому языку – в численности
выпускников, участвовавших в Едином
государственном экзамене по этому предмету
(процентов);
– по математике – в численности выпускников,
участвовавших в Едином государственном экзамене
по этому предмету (процентов).
Количество общеобразовательных
предметов, по которым проводился Единый
государственный экзамен в государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждениях в субъекте РФ (единиц).
· Доля государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждений, здания которых находятся в аварийном
состоянии или требуют капитального ремонта, в
общем количестве государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждений (процентов).
Отношение среднемесячной
номинальной начисленной заработной платы
учителей государственных (муниципальных)
дневных общеобразовательных учреждений к
среднемесячной номинальной начисленной
заработной плате работников, занятых в сфере
экономики региона (процентов).
Доля учителей государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждений, имеющих стаж педагогической работы
до 5 лет, в общей численности учителей
государственных (муниципальных) дневных
общеобразовательных учреждений (процентов).
Численность лиц, обучающихся в
государственных (муниципальных) дневных
общеобразовательных учреждениях, приходящихся
на 1 работника государственных
(муниципальных) дневных общеобразовательных
учреждений, в том числе приходящихся на 1 учителя,
из них в городской и сельской местности (человек).
Средняя наполняемость классов в
государственных (муниципальных) дневных
общеобразовательных учреждениях в субъекте РФ, в
том числе в городской и сельской местности
(человек).
Средняя стоимость содержания одного
класса в государственных (муниципальных) дневных
общеобразовательных учреждениях в субъекте РФ
(рублей).
Расходы консолидированного бюджета
субъекта РФ на общее образование (тыс. рублей), в
том числе:
– на увеличение стоимости основных
средств;
– текущие расходы, из них на оплату труда и
начисления на оплату труда.
Доля преступлений, совершенных
несовершеннолетними, обучающимися в
государственных образовательных учреждениях
начального и среднего профессионального
образования, или при их соучастии в общем
количестве зарегистрированных преступлений
(процентов).
Как рассчитываются неэффективные
расходы по наполняемости классов?
В городе:
Объем неэффективных расходов в связи с
низкой наполняемостью классов в городской
местности определяется по формуле:
О2 = (Чуг / Нфг – Чуг / Нцг) · Ск / 1000,
где:
О2 – объем неэффективных расходов
в связи с низкой наполняемостью классов в
городской местности (тыс. рублей);
Нцг – нормативное значение наполняемости
классов в городской местности в соответствии с
Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001
г. № 196 (человек);
Нфг – средняя наполняемость классов в
городской местности в субъекте Российской
Федерации (человек);
Ск – средняя стоимость содержания одного
класса в субъекте Российской Федерации (рублей),
рассчитываемая как отношение текущих расходов
консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации на общеобразовательные учреждения
(без учета расходов на фонд оплаты труда
работников общеобразовательных учреждений) к
общему количеству классов в субъекте Российской
Федерации;
Чуг – численность учеников в городской
местности (человек).
О2 рассчитывается при условии, что
Нфг < Нцг.
В селе:
О2 = (Чус / Нфс – Чус / Нцс · Кс) ·
Ск / 1000,
где:
Нцс – нормативное значение
наполняемости классов в сельской местности в
соответствии с Типовым положением об
общеобразовательном учреждении;
Нфс – средняя наполняемость классов в
сельской местности (человек);
Ск – см. выше;
Чус – численность учеников в сельской
местности (человек);
Кс – корректирующий коэффициент сетевых
нормативов.
О2 рассчитывается при условии, что
Чус / Нфс > Чус / Нцс · Кс.
Значение показателя соотносится с
рекомендуемым значением наполняемости классов
(город – 25 чел., село – 14 чел.) в соответствии
с Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196.
Полученное выражение отражает
эффективность управления ресурсами. Высокое
значение показателя характеризует
неэффективное управление, при котором должна
происходить реструктуризация государственных
(муниципальных) ОУ в субъекте РФ. |
|