Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

События

О тьюторских инициативах

Какие успехи и перемены произошли за год в области тьюторства? Этот вопрос обсуждали на Второй международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы». Она состоялась под эгидой Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Межрегиональной тьюторской ассоциации.

В нынешних условиях развития образовательной системы России усиливается и обостряется значение тьюторства как эффективного ресурса сопровождения процесса индивидуализации. Напомним, что позиция тьютора официально внесена в число должностей педагогических работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. И на базе МПГУ осенью 2009 г. открылась педагогическая магистратура, которая ведет подготовку по направлению «Тьюторство в сфере образования».

Попробуем тезисно передать содержание двухдневной работы форума.

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Т.М. Ковалева отметила, что в этом году на конференцию приехали около 120 участников из 18 регионов РФ, а также представители Казахстана, которые рассказали о своих практиках тьюторства.

Проректор по учебно-методической работе МПГУ Л.А. Трубина подчеркнула: в рамках приоритетного национального проекта «Образование» университетом была разработана дополнительная программа для присвоения квалификации тьютор, и вуз серьезно заинтересован в практическом применении тьюторства.

Новшеством конференции стал видеодоклад замдиректора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России М.В. Гончар, в котором особо отмечалось положительное отношение министерства к происходящим изменениям в области тьюторства и описаны возможности дальнейшего сотрудничества с Тьюторской ассоциацией.

Второй день начался с пресс-конференции, где Т.М. Ковалева рассказала о новых форматах взаимодействия ассоциации с образовательными учреждениями и организациями в регионах. Далее учаcтники выслушали доклад, посвященный стандартизации тьюторской деятельности в контексте российских разработок. В нем было замечено, что Федеральный институт развития образования выступил с инициативой по разработке в 2009–2010 гг. стандартов профессиональной деятельности в области образования при участии ассоциации.

Формирование стандартов тьюторской деятельности станет важным шагом в обеспечении педагогических условий индивидуализации образования обучающихся всех типов и уровней образования, включая систему повышения квалификации самих педагогических кадров.

По окончании конференции была принята резолюция, в которой, в частности, есть рекомендации для образовательного сообщества и Межрегиональной тьюторской ассоциации:

– В контексте ведущейся в сфере образования нормотворческой деятельности:

  • подготовить предложения в Федеральный закон «Об образовании» с целью прояснить понятия «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный учебный план» и иные, связанные с реализацией принципа индивидуализации в образовании;

  • подготовить предложения в Положение об аттестации педагогических работников с целью отразить в нем требования к квалификации педагога-тьютора.

– В контексте подготовки введения в действие ФГОСов нового поколения в учреждениях профессионального и общего образования:

  • принять участие в разработке примерных и рабочих образовательных программ в учреждениях общего и профессионального образования;

  • осуществлять координацию работ по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся в учреждениях, где начата подобная практика.

– Продолжить последовательные действия по созданию сертифицированных экспериментальных площадок, лабораторий, центров тьюторского сопровождения в России и странах СНГ.

Рейтинг@Mail.ru