В нынешних условиях развития
образовательной системы России усиливается
и обостряется значение тьюторства как
эффективного ресурса сопровождения процесса
индивидуализации. Напомним, что позиция тьютора
официально внесена в число должностей
педагогических работников общего, высшего
и дополнительного профессионального
образования. И на базе МПГУ осенью 2009 г.
открылась педагогическая магистратура, которая
ведет подготовку по направлению «Тьюторство
в сфере образования».
Попробуем тезисно передать содержание
двухдневной работы форума.
Президент Межрегиональной тьюторской
ассоциации Т.М. Ковалева отметила, что
в этом году на конференцию приехали около 120
участников из 18 регионов РФ, а также
представители Казахстана, которые рассказали о
своих практиках тьюторства.
Проректор по учебно-методической
работе МПГУ Л.А. Трубина подчеркнула: в рамках
приоритетного национального проекта
«Образование» университетом была разработана
дополнительная программа для присвоения
квалификации тьютор, и вуз серьезно
заинтересован в практическом применении
тьюторства.
Новшеством конференции стал
видеодоклад замдиректора Департамента
государственной политики в образовании
Минобрнауки России М.В. Гончар, в котором
особо отмечалось положительное отношение
министерства к происходящим изменениям в
области тьюторства и описаны возможности
дальнейшего сотрудничества с Тьюторской
ассоциацией.
Второй день начался
с пресс-конференции, где Т.М. Ковалева
рассказала о новых форматах взаимодействия
ассоциации с образовательными учреждениями
и организациями в регионах. Далее учаcтники
выслушали доклад, посвященный стандартизации
тьюторской деятельности в контексте
российских разработок. В нем было замечено, что
Федеральный институт развития образования
выступил с инициативой по разработке
в 2009–2010 гг. стандартов профессиональной
деятельности в области образования при
участии ассоциации.
Формирование стандартов тьюторской
деятельности станет важным шагом в обеспечении
педагогических условий индивидуализации
образования обучающихся всех типов и уровней
образования, включая систему повышения
квалификации самих педагогических кадров.
По окончании конференции была принята
резолюция, в которой, в частности, есть
рекомендации для образовательного сообщества и
Межрегиональной тьюторской ассоциации:
– В контексте ведущейся в сфере
образования нормотворческой деятельности:
подготовить предложения в
Федеральный закон «Об образовании» с целью
прояснить понятия «индивидуальная
образовательная программа», «индивидуальный
учебный план» и иные, связанные с реализацией
принципа индивидуализации в образовании;
подготовить предложения в Положение
об аттестации педагогических работников с целью
отразить в нем требования к квалификации
педагога-тьютора.
– В контексте подготовки введения в
действие ФГОСов нового поколения в учреждениях
профессионального и общего образования:
принять участие в разработке
примерных и рабочих образовательных программ в
учреждениях общего и профессионального
образования;
осуществлять координацию работ по
разработке и реализации индивидуальных
образовательных программ учащихся в
учреждениях, где начата подобная практика.
– Продолжить последовательные
действия по созданию сертифицированных
экспериментальных площадок, лабораторий,
центров тьюторского сопровождения в России и
странах СНГ.
|