Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

События

Новые вилки – это не инновация

Директорский взгляд на национальную образовательную инициативу высказал член Общественной палаты РФ, директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ.

По роду деятельности мне приходится заниматься не только своим образовательным учреждением, но и другими вещами. И когда я встречаюсь с людьми, многие говорят: «Дайте что-нибудь про “Нашу новую школу”». В такие моменты вспоминаются Карел Чапек и замечательная книжка «Как это делается». У нас же привыкли действовать по схеме: президент выступил с инициативой, потом эта инициатива трактуется, затем ее технологизируют, а дальше – попробуй не выполнить. Но сейчас я услышал от Игоря Михайловича Реморенко, что на самом деле ситуация совершенно не такая…

Вот мои позиции.

Первое. Все согласятся с тем, что школа является гуманитарной сферой. А ни одна гуманитарная система не может быть подвержена быстрым изменениям. Один из любимых мной американских авторов приводит статистику: для того чтобы существенные изменения произошли в начальной школе, нужно как минимум 4 года; в полной средней школе – до 10 лет. А, допустим, в таком большом регионе, как Москва, – 10–12 лет. Быстрее нельзя. Поэтому если мы все начнем докладывать, что школа у нас новая, то это будет неправда.

Второе. Я как директор понимаю, что речь идет об универсальном и разнообразном образовательном пространстве под названием «новая школа». И, по всей видимости, она везде должна быть разная применительно к конкретным ситуациям.

Абсолютно согласен со словами «добрая школа». Но я бы не стал возводить это в абсолютную доброту, потому что в учебном заведении должен быть еще и порядок. (Кстати, сейчас в нашем центре образования рождается концепция «интересная школа»: можно ли прожить всю жизнь на интересе?)

Есть еще одна вещь, мыслями о которой я не могу не поделиться: инновационные процессы в ОУ. Увы, мы знаем, что на местах порой замена в школьной столовой алюминиевых вилок на приборы из нержавейки тоже преподносится как инновационный процесс: ведь если ты не новатор, то кто ты такой есть? Не агент ли китайской разведки?..

Е.Л. Рачевский

В Москве есть школа № 57, возглавляемая Сергеем Менделевичем. Масса желающих там учиться. Однако это – одно из самых консервативных образовательных учреждений. Даже, наверное, самое консервативное. И директор гордится консерватизмом, потому что порой мы встречаем школу, которая не пользуется популярностью у населения, но она обвешана инновациями, как рождественская елка игрушками.

Я никогда не забуду визитов инспекторов «от образования» в начале 90-х годов, которые спрашивали: а ведутся ли у вас нетрадиционные предметы? Да и родители моих будущих учеников тогда спрашивали меня: «А это у вас есть? А это?.. Мы к вам пойдем». Сегодня вопросы другие: «А этого нет? А этого?.. Мы к вам идем». Тенденция изменилась, так как для социума чрезвычайно важны здоровье ребенка, временной ресурс. Приходит понимание, что школа перестала быть монополистом знаний, хорошего образования, есть и иные возможности тоже.

Может быть, в базу проекта под названием «Наша новая школа» включить такие детали, которые можно обозначить серьезно, по-научному, и уже на основании их строить концепцию?

Хочу сказать, что сам процесс работы над проектом носит вполне конструктивный, рабочий характер. Группу, в которую я вхожу, возглавляет собирающий нас довольно регулярно Аркадий Дворкович, помощник президента по экономике. И я рад, что во главе стоит экономист и политик, который не зашорен некоторыми традиционными подходами, сопутствующими отечественному образованию. Только работники образования продолжают утверждать, что наше образование самое лучшее в мире. Больше никто об этом не говорит.

Думаю, пора осознать еще один важный момент. Основные производственные фонды страны зародились в советские времена. Так ведь школа тоже была создана именно тогда. Выходит парадокс: уже не советские дети продолжают ходить в советскую школу, потому что реальных изменений на самом деле произошло не очень много. Но, к счастью, они идут.

Я не помню такого всплеска отчетности образовательных учреждений, какая существует в последние два года. Невольно начинаю думать: читает ли кто-нибудь наши отчеты? Что бы мы ни писали, нам говорят: «Молодцы, вовремя сдали».

Школьный отчет на всякий случай сдаем в шесть–восемь организаций, даже если этого не требовали. И когда меня спрашивают, зачем прислали, я отвечаю: «Рано или поздно все равно попросите». Никогда такого не было!

В «Нашей новой школе» говорится о роли педагога как ключевой фигуре изменений. А учитель начал стонать из-за бумажной волокиты. (В советское время он не стонал – этого нельзя было делать. Сейчас же он заражен вирусом либерализма начала 90-х.) И возникает дилемма: то ли ему готовиться к проблемной ситуации на уроке, то ли сесть писать тот вариант календарно-урочного планирования, который от него ждут.

Стоит общероссийский стон учителей!

Не всеми был услышан мой диалог с Игорем Михайловичем Реморенко, который поправил меня, когда я произнес: «Это наша новая школа». Он сказал: «Это ваша новая школа». В каждом регионе, каждом муниципалитете должна быть своя новая школа, которая обладает определенными чертами в зависимости от демографической специфики, ближайшего окружения... То, что правильно и обязательно в мегаполисе, подчас невозможно в регионе, где между небольшими населенными пунктами – 200–300 километров. Именно для этого обозначаются тенденции.

И хочется, чтобы были услышаны голоса социума, профессионального сообщества (по крайней мере думающей его части). Тогда эти тенденции не только будут иметь «скелет», но и станут «обрастать мясом».

В Соединенных Штатах провели эксперимент, когда, по-моему, 1200 ОУ получили статус «свободная школа»: об их деятельности судили по результатам. Правонарушений нет? Наркоманов нет? Экзамены сдаете хорошо? В школу ученики идут? Педагоги не убегают? Замечательно! Значит, что-то хорошее у вас делается. А как вы делите свой фонд оплаты труда, решать вам самим.

Я прекрасно понимаю, что если все образовательные учреждения России так отпустить, непонятно, что произойдет через два-три года. Возможно, система развалится. Мое предложение таково: давайте попробуем в каждом регионе выделить 10–15 школ, которые работают, как говорили раньше, «на доверии», а контроль над ними – по результату. Я вам даю стопроцентную гарантию: это точно будут школы, где есть общественно-государственное управление, имеются хорошие сайты, публикуются отчеты, показываются хорошие результаты по ЕГЭ, не заброшен талантливый ребенок и т.д. А потом мы сможем обобщить конкретный опыт.

Я верю в новую школу, потому что она становится реальностью. И это очень хорошо! Несмотря ни на что, новая школа возникает, и возникает органично. Не дай бог, если бы районный чиновник вызвал директора и сказал: «Ну, к среде – новую школу». Надеюсь, таких у нас нет.

Фото организаторов  конференции

______________

Подготовлено по материалам конференции «Актуальные факторы движения к Новой школе».

Рейтинг@Mail.ru