По роду деятельности мне приходится
заниматься не только своим образовательным
учреждением, но и другими вещами. И когда я
встречаюсь с людьми, многие говорят: «Дайте
что-нибудь про “Нашу новую школу”». В такие
моменты вспоминаются Карел Чапек и
замечательная книжка «Как это делается». У нас же
привыкли действовать по схеме: президент
выступил с инициативой, потом эта инициатива
трактуется, затем ее технологизируют, а
дальше – попробуй не выполнить. Но сейчас я
услышал от Игоря Михайловича Реморенко, что на
самом деле ситуация совершенно не такая…
Вот мои позиции.
Первое. Все согласятся с тем, что школа
является гуманитарной сферой. А ни одна
гуманитарная система не может быть подвержена
быстрым изменениям. Один из любимых мной
американских авторов приводит статистику: для
того чтобы существенные изменения произошли в
начальной школе, нужно как минимум 4 года; в
полной средней школе – до 10 лет. А, допустим, в
таком большом регионе, как Москва, – 10–12 лет.
Быстрее нельзя. Поэтому если мы все начнем
докладывать, что школа у нас новая, то это будет
неправда.
Второе. Я как директор понимаю, что
речь идет об универсальном и разнообразном
образовательном пространстве под названием
«новая школа». И, по всей видимости, она везде
должна быть разная применительно к конкретным
ситуациям.
Абсолютно согласен со словами «добрая
школа». Но я бы не стал возводить это в абсолютную
доброту, потому что в учебном заведении должен
быть еще и порядок. (Кстати, сейчас в нашем центре
образования рождается концепция «интересная
школа»: можно ли прожить всю жизнь на интересе?)
Есть еще одна вещь, мыслями о которой я
не могу не поделиться: инновационные процессы в
ОУ. Увы, мы знаем, что на местах порой замена в
школьной столовой алюминиевых вилок на приборы
из нержавейки тоже преподносится как
инновационный процесс: ведь если ты не новатор,
то кто ты такой есть? Не агент ли китайской
разведки?..
Е.Л. Рачевский
В Москве есть школа № 57,
возглавляемая Сергеем Менделевичем. Масса
желающих там учиться. Однако это – одно из самых
консервативных образовательных учреждений.
Даже, наверное, самое консервативное. И директор
гордится консерватизмом, потому что порой мы
встречаем школу, которая не пользуется
популярностью у населения, но она обвешана
инновациями, как рождественская елка игрушками.
Я никогда не забуду визитов
инспекторов «от образования» в начале 90-х годов,
которые спрашивали: а ведутся ли у вас
нетрадиционные предметы? Да и родители моих
будущих учеников тогда спрашивали меня: «А это у
вас есть? А это?.. Мы к вам пойдем». Сегодня вопросы
другие: «А этого нет? А этого?.. Мы к вам идем».
Тенденция изменилась, так как для социума
чрезвычайно важны здоровье ребенка, временной
ресурс. Приходит понимание, что школа перестала
быть монополистом знаний, хорошего образования,
есть и иные возможности тоже.
Может быть, в базу проекта под
названием «Наша новая школа» включить такие
детали, которые можно обозначить серьезно,
по-научному, и уже на основании их строить
концепцию?
Хочу сказать, что сам процесс работы
над проектом носит вполне конструктивный,
рабочий характер. Группу, в которую я вхожу,
возглавляет собирающий нас довольно регулярно
Аркадий Дворкович, помощник президента по
экономике. И я рад, что во главе стоит экономист и
политик, который не зашорен некоторыми
традиционными подходами, сопутствующими
отечественному образованию. Только работники
образования продолжают утверждать, что наше
образование самое лучшее в мире. Больше никто об
этом не говорит.
Думаю, пора осознать еще один важный
момент. Основные производственные фонды страны
зародились в советские времена. Так ведь школа
тоже была создана именно тогда. Выходит парадокс:
уже не советские дети продолжают ходить в
советскую школу, потому что реальных изменений
на самом деле произошло не очень много. Но, к
счастью, они идут.
Я не помню такого всплеска отчетности
образовательных учреждений, какая существует в
последние два года. Невольно начинаю думать:
читает ли кто-нибудь наши отчеты? Что бы мы ни
писали, нам говорят: «Молодцы, вовремя сдали».
Школьный отчет на всякий случай сдаем
в шесть–восемь организаций, даже если этого не
требовали. И когда меня спрашивают, зачем
прислали, я отвечаю: «Рано или поздно все равно
попросите». Никогда такого не было!
В «Нашей новой школе» говорится о роли
педагога как ключевой фигуре изменений. А
учитель начал стонать из-за бумажной волокиты. (В
советское время он не стонал – этого нельзя
было делать. Сейчас же он заражен вирусом
либерализма начала 90-х.) И возникает дилемма: то
ли ему готовиться к проблемной ситуации на уроке,
то ли сесть писать тот вариант
календарно-урочного планирования, который от
него ждут.
Стоит общероссийский стон учителей!
Не всеми был услышан мой диалог с
Игорем Михайловичем Реморенко, который поправил
меня, когда я произнес: «Это наша новая
школа». Он сказал: «Это ваша новая школа». В
каждом регионе, каждом муниципалитете должна
быть своя новая школа, которая обладает
определенными чертами в зависимости от
демографической специфики, ближайшего
окружения... То, что правильно и обязательно в
мегаполисе, подчас невозможно в регионе, где
между небольшими населенными пунктами – 200–300
километров. Именно для этого обозначаются
тенденции.
И хочется, чтобы были услышаны голоса
социума, профессионального сообщества (по
крайней мере думающей его части). Тогда эти
тенденции не только будут иметь «скелет», но и
станут «обрастать мясом».
В Соединенных Штатах провели
эксперимент, когда, по-моему, 1200 ОУ получили
статус «свободная школа»: об их деятельности
судили по результатам. Правонарушений нет?
Наркоманов нет? Экзамены сдаете хорошо? В школу
ученики идут? Педагоги не убегают? Замечательно!
Значит, что-то хорошее у вас делается. А как вы
делите свой фонд оплаты труда, решать вам самим.
Я прекрасно понимаю, что если все
образовательные учреждения России так
отпустить, непонятно, что произойдет через
два-три года. Возможно, система развалится. Мое
предложение таково: давайте попробуем в каждом
регионе выделить 10–15 школ, которые работают, как
говорили раньше, «на доверии», а контроль над
ними – по результату. Я вам даю стопроцентную
гарантию: это точно будут школы, где есть
общественно-государственное управление, имеются
хорошие сайты, публикуются отчеты, показываются
хорошие результаты по ЕГЭ, не заброшен
талантливый ребенок и т.д. А потом мы сможем
обобщить конкретный опыт.
Я верю в новую школу, потому что она
становится реальностью. И это очень хорошо!
Несмотря ни на что, новая школа возникает, и
возникает органично. Не дай бог, если бы районный
чиновник вызвал директора и сказал: «Ну, к
среде – новую школу». Надеюсь, таких у нас нет.
Фото организаторов конференции
______________
Подготовлено по
материалам конференции «Актуальные факторы
движения к Новой школе».
|