Итак, в инициативе акцент сделан на
приведение определенных видов деятельности в
соответствие с установленными приоритетами. Это
одна из тенденций изменения характера
модернизации образования: мы уже не стремимся
сделать что-то по образцу, а пытаемся задать
критерии, которых будем придерживаться.
В президентской инициативе 5 пунктов:
1. Возможность уже в школе раскрыть
свои способности, сориентироваться в
высокотехнологичном конкурентном мире. Этой
задаче должны соответствовать обновленные
образовательные стандарты.
2. Разветвленная система поиска и
поддержки талантливых детей, их
сопровождения в течение всего периода
становления личности.
3. Ключевая роль в образовательном
учреждении принадлежит учителю.
Нужна система стимулов для лучших педагогов,
постоянного повышения их квалификации,
пополнения новым поколением специалистов.
4. Российская школа не имеет права
быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном
смысле этого слова.
5. Приоритет здорового образа жизни
должен быть в полной мере реализован в учебном
заведении.
Первое направление инициативы –
обновление образовательных стандартов. Налицо
принципиально иная структура стандартизации: не
стандартизируется содержание учебных предметов,
регулятивное поле перенесено в сторону
примерных образовательных программ. Предметом
стандартизации стали и требования к результатам,
новшество среди которых – подход не только к
предметным, но и метадпредметным знаниям. Должна
быть опора на закономерности возрастного
развития, на последние достижения передовой
науки.
Говоря о структуре, нужно упомянуть,
что в стандартах речь идет о вариативной части;
выборе занятий учениками и «неаудиторной
занятости».
Третий момент – требование к
условиям осуществления образовательной
деятельности: это механизмы получения нового
качества; предоставляемые другие возможности;
стимулирование обновления и эффективности;
привлечение талантливых педагогов. Мы не
стандартизируем жестко то, что связано с высотой
парт, шириной класса и т.п., а заявляем о
принципиально значимых условиях, не
зацикливаясь на технологических решениях,
которыми эти условия могут быть обеспечены.
И.М. Реморенко
Такая стандартизация означает то, что
на первый план выходит система оценки
качества – то, каким образом мы двигаемся к
заявленным приоритетам, сравнение себя со своим
предыдущим уровнем. В данном направлении
выделяются, в частности, следующие пункты:
– создание структур оценки качества в
регионах и обозначение специфики
государственной политики по отношению к разным
этапам образования;
– совершенствование КИМов на основе
новых компетентностных стандартов, обновление
контрольно-измерительных материалов по
математике;
– развитие российского участия в
международных сопоставительных исследованиях,
появление российских систем сопоставления.
На сегодняшний день в системе оценки
качества мы можем работать с данными ЕГЭ. Его
результаты позволяют сопоставлять все, что
происходит в субъектах Российской Федерации.
Например, по ним реально изменять приоритеты в
области повышения квалификации учителей. Если в
одном регионе, скажем, по русскому языку,
математике, истории, обществознанию неплохие
итоги по сравнению со средним уровнем, в отличие
от химии, физики, биологии и литературы, то для
этого региона приоритетным становится
разворачивание курсов ПК.
Для анализа деятельности субъектов РФ
мы пользуемся и другими данными. Возьмем, к
примеру, сравнение доли «высокобалльников» по
ЕГЭ и победителей и призеров Всероссийской
олимпиады. Цифры должны быть адекватными.
Сравним: если средние баллы региона примерно
совпадают со средним уровнем по России (22,6% –
регион, 13,3% – Российская Федерация), то
говорить о необъективности проведения там
Единого госэкзамена не приходится. И, наоборот,
когда ЕГЭ сдали на хорошие баллы очень много
выпускников (55% при 13,3% общероссийских), а на
олимпиаде почти никто не отличился, есть повод
засомневаться.
Второе направление работы, заданное
президентом, – система поддержки талантливых
детей.
Одни субъекты Российской Федерации
создают специальные условия развития способных
школьников. Эксклюзивное сопровождение
выражается в открытии интернатов для особо
одаренных ребят на базе самых передовых вузов; в
сборе информации для банка данных, отслеживании
детских достижений; в организации слетов.
Другие дают возможность попасть в
категорию одаренных любому ребенку, не создавая
тем самым особых условий, отдельных
образовательных учреждений и классов, а
специальным образом организуя поддержку
профильного обучения, в том числе через
дистанционные формы; конкурсы и олимпиады;
дополнительное образование; творческие
мероприятия; исследования и проекты; заочные,
очно-заочные школы.
На мой взгляд, работа по поддержке
очно-заочных школ является очень перспективной.
За последние четыре года примерно в пять раз
выросло число школьников, обучающихся в заочных
школах при университетах. Это означает, что они
действительно востребованы. Подобные ресурсы
надо плотно использовать и поддерживать
нормативно.
Теперь поговорим о поддержке и
развитии учительского потенциала. Согласно
исследованию компании «МакКинзи»,
проанализировавшей лучшие школьные системы
мира, именно роль школьного учителя является
решающей в деле обеспечения качества. Изучалось
движение среднестатистического школьника с 8 до
11 лет: весь его образовательный успех
определялся уровнем педагога.
Что в этой области сделано в России?
Утверждены разработанные нашим
министерством квалификационные характеристики
работников образования, которые мы долгое время
согласовывали с профсоюзами и сошлись на общих
позициях.
Также в системе образования появились
новые должности. Теперь разрешается принимать на
работу и работников сервисных служб (к примеру,
диспетчера расписания), и специалистов,
сопровождающих индивидуальные образовательные
программы учащихся (тьюторов), и ряд других
сотрудников. Нередко нам задают вопрос: можно ли
брать человека на должность, традиционно не
относящуюся к школе, – допустим, системного
администратора, который будет заниматься
компьютерами? На это мы отвечаем: да, это не
запрещено.
Следующий момент – появление в
квалификационных характеристиках
компетентностного подхода. Выделено несколько
типов компетенций: профессиональная,
коммуникативная, управленческая и правовая.
Управленцам следует владеть
проектными технологиями, уметь разрешать
конфликтные ситуации, вести документацию на
электронных носителях и пр. От учителей
требуется умение работать с информационными
ресурсами, использовать мультимедийные
технологии, владеть методами педагогической
диагностики (впрочем, работники профсоюзных
организаций считают, что мы слишком большое
внимание уделяем использованию информационных
технологий).
Одна из дискуссионных тем – отбор в
педагоги лучших кандидатов. Сейчас ситуация
катастрофическая. Средний балл студентов,
зачисленных в педагогический вуз по результатам
ЕГЭ, – 44 балла. Можно говорить о том, что нам
нужны специальные программы, привлекающие туда
талантливых ребят, большая стипендия. Но сам по
себе сектор специализированных педагогических
вузов в мировой практике, да и в России
становится все менее востребованным. А в
некоторых странах его просто нет: эту функцию
выполняют выпускники классических
университетов. Они получают соответствующую
магистерскую подготовку или имеют
соответствующий профиль в рамках какой-либо
предметной программы (математика, физика и т.д.).
Высокий статус профессии учителя
способна обеспечить социальная реклама, что уже
доказал мировой опыт. В России же это тема для
дискуссии: нужны ли под подобную акцию
государственное финансирование, специальные
телепрограммы? У нас разные позиции на этот счет:
есть люди, которые горячо поддерживают данное
предложение, другие относятся с опасением. В
любом случае в рамках Года учителя предусмотрены
специализированные мероприятия: например,
телевизионная премия «ТЭФИ» будет вручаться за
успешные передачи об образовании.
Относительно четвертого направления
(российская школа не должна быть «ветхой») я бы
хотел сказать, что, во-первых, создана
специальная группа Российского общественного
совета по развитию образования. Ее участники
обсуждают, как грамотно организовать медпункты,
столовые, спортзалы, каким образом добиться того,
чтобы построение образовательного пространства
было адекватно возрасту учеников и
образовательным задачам, которые решает школа...
Эти наработки мы дадим регионам в качестве
рекомендаций.
Во-вторых, государство занимается
ликвидацией аварийной ситуации в школьных
зданиях и недопущением подобного положения дел в
дальнейшем. В частности, вышло постановление
Правительства РФ о предоставлении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на проведение
противоаварийных мероприятий в зданиях
государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
В-третьих, я остановлюсь на так
называемой дебюрократизации процесса
регламентации школьной инфраструктуры, потому
что разные ведомства требуют свое: одни говорят,
нужно повесить решетки на окнах, другие это
категорически запрещают… Поэтому были
подписаны единые требования к организации и
проведению проверок в ОУ в начале учебного года.
Подписи поставили представители Минобрнауки,
ФСБ, МВД, МСЧ, Минрегион, Минздравсоцразвития,
Ростехнадзор.
Кроме того, создан сайт «Безопасность
наших школ»: www.schoolsave.ru.
Наконец, здоровье школьников. «Карта
здоровья», контроль за питанием,
диспансеризация… Этим дело не ограничивается. В
президентской инициативе четко прозвучало, что
индивидуальный подход – возможность каждому
ученику двигаться по своей образовательной
траектории – является одним из базовых для
обеспечения здоровья.
Пожалуй, наиболее заметным
направлением работы в этой области является
инклюзивное образование – вовлечение
инвалидов в образовательную деятельность.
Немало ребят обучаются и дистанционно. Деньги
субъектам Федерации выделялись и будут
выделяться.
______________
* Подготовлено по
материалам конференции «Актуальные факторы
движения к Новой школе».
|