Решая проблему работы с родителями в
своем образовательном учреждении, мы какое-то
время двигались в направлении, при котором не
виден был результат, а затраченные усилия
зачастую оказывались неоправданно высокими. Не
секрет, что очень часто подобные мероприятия
носят фрагментарный, эпизодический характер.
Рассматривая на педагогических советах этот
вопрос, мы пришли к выводу, что необходимо
выработать механизм построения полноценного
взаимодействия семьи и школы.
Нами была взята за основу схема
Ирины Алексеевны Хоменко, завкафедрой
педагогики и психологии семьи педагогического
университета им. А.И. Герцена, где
представлено построение партнерских отношений и
ярко прослеживается три этапа.
Схема
Этапы развития социального
партнерства
Предвижу ваши вопросы: а что тут
принципиально нового, что является открытием? И
чтобы ответить на них, рассмотрим каждый из
этапов.
Знакомство. Здесь главным для
себя мы определили необходимость, с одной
стороны, хорошо изучить родителей (мнения,
оценки, запросы), а с другой – организовать
информирование о работе образовательного
учреждения в целом, о путях развития.
К концу сентября у нас сложились
представления о семьях наших учеников. Стала
возможной их классификация по уровню
педагогической культуры, укладу семейной жизни,
отношению к школе:
«Группа риска»: полное
пренебрежение к ребенку, неумение и
нежелание выполнять свои родительские
обязанности, зачастую аморальный образ жизни. На
начало 2008/09 уч.г. таковых оказалось 17,5% от общего
числа.
«Статисты»: средний уровень
воспитательных возможностей по отношению к
своему ребенку, но – равнодушие,
безучастность, нежелание что-либо делать
для школы. Такие семьи составляли 26,5%.
«Активисты»: высокий уровень
воспитательных возможностей, поддержка ребенка, желание
участвовать в жизни школы и класса, искренний
интерес к образовательному процессу. Их у
нас – 56%.
Родители разные – и формы работы с
ними неодинаковы.
Совместная деятельность. При
работе с первой группой решили взять под
контроль выполнение семьями своих элементарных
родительских обязанностей. А также изменили
тактику взаимодействия: старались не
критиковать и ругать, а оказывать помощь, т.е.
разъяснять и поддерживать. Если семья ощущает
заботу школы на себе, уровень доверия к ней
существенно возрастает.
Когда родители этой группы
почувствовали внимание и заботу с нашей стороны?
Тогда, когда совместно с органами социальной
защиты мы организовали посещение театра, а
оплату транспортных услуг взял на себя
предприниматель. Когда вместе с детьми и
родителями сдавали переводные экзамены;
объясняли мамам и папам, что их детям необходимо
поработать и в трудовых объединениях, и на
пришкольном участке; оказывали содействие в
оформлении документов на предоставление тех или
иных льгот.
И все это мягко, терпеливо,
настойчиво...
Что удалось? Приучили родителей к
мысли, что ребенок должен посещать занятия
постоянно, что требуется своевременно
производить оплату за питание. Дети из этих семей
сдали переводные экзамены, успешно отработали на
пришкольном участке и в трудовых объединениях.
При работе с родителями-«статистами»
мы старались их мотивировать и активизировать,
привлекать к совместной деятельности через
организацию конкретных дел.
Ставшие уже традиционными Дни
открытых дверей проходили в этом году не совсем
обычно: программа по результатам опроса
родителей была выстроена с учетом пожеланий так,
что каждый мог принять участие и в проведении
открытых уроков, и во внеклассных мероприятиях, и
в общешкольном родительском собрании.
«Веселые старты», семейная игра
«Путешествие в историю» и традиционный праздник
«Шэжэрэ байрамы», открытые уроки во всех классах,
консультации как школьных педагогов и
специалистов, так и приглашенных из центра
«Индиго»… В течение трех дней в этих
мероприятиях приняли участие 67% родителей.
В процессе совместной деятельности
особую актуальность приобретает наличие
обратной связи, т.е. регулярное изучение мнения о
качестве процесса. В связи с этим важно отметить,
что в эти дни мы неоднократно слышали пожелания
чаще организовывать подобные встречи.
В результате этой планомерной
деятельности родители перестали обращаться с
жалобами в вышестоящие органы. Возросла
степень доверия.
Самыми большими друзьями школы
оказались наши «активисты». Это они первыми
приходили на помощь классным руководителям,
принимали участие во всех мероприятиях, чутко
реагировали на все происходящее в учреждении.
В конце учебного года результаты были
следующими: количество родителей «группы риска»
с 17,5 сократилось до 13,5%; а число активных мам и пап
выросло с 56-ти до 58,5%.
1-го сентября 2008 г. родительской
общественности, педагогам, учащимся был впервые
представлен открытый доклад школы за три учебных
года.
Запустили сайт образовательного
учреждения, который дал возможность
электронного общения с родителями, претворили в
жизнь идею школьного телевидения.
Провели выборы по созданию
управляющего совета.
Вернемся к схеме... Ценность ее в том,
что она не линейна, а циклична. В ней ясно
прочитывается и первоначальное знакомство, и (по
степени усложнения) переход к совместной
деятельности, и (как результат) партнерские
отношения. Все эти этапы не исключают друг друга,
а, наоборот, выстраивают лестницу движения,
которая опирается на вечные ценности
порядочности, поддержки и взаимной
ответственности. Тогда недопонимания и
разногласий будет меньше.
|