Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Партнерство

Не называйте родителей никчемными

Механизм построения полноценных отношений между семьей и школой

Согласитесь, коллеги, ведь мы, педагоги, сетуем на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку, а они, в свою очередь, жалуются, что их сын или дочь не получает тех знаний и навыков, которые ожидают от образовательного учреждения. В режиме таких разногласий и приходится вырабатывать стиль взаимоотношений.

Решая проблему работы с родителями в своем образовательном учреждении, мы какое-то время двигались в направлении, при котором не виден был результат, а затраченные усилия зачастую оказывались неоправданно высокими. Не секрет, что очень часто подобные мероприятия носят фрагментарный, эпизодический характер. Рассматривая на педагогических советах этот вопрос, мы пришли к выводу, что необходимо выработать механизм построения полноценного взаимодействия семьи и школы.

Нами была взята за основу схема Ирины Алексеевны Хоменко, завкафедрой педагогики и психологии семьи педагогического университета им. А.И. Герцена, где представлено построение партнерских отношений и ярко прослеживается три этапа.

Схема

Этапы развития социального партнерства

Предвижу ваши вопросы: а что тут принципиально нового, что является открытием? И чтобы ответить на них, рассмотрим каждый из этапов.

  • Знакомство. Здесь главным для себя мы определили необходимость, с одной стороны, хорошо изучить родителей (мнения, оценки, запросы), а с другой – организовать информирование о работе образовательного учреждения в целом, о путях развития.

К концу сентября у нас сложились представления о семьях наших учеников. Стала возможной их классификация по уровню педагогической культуры, укладу семейной жизни, отношению к школе:

  • «Группа риска»: полное пренебрежение к ребенку, неумение и нежелание выполнять свои родительские обязанности, зачастую аморальный образ жизни. На начало 2008/09 уч.г. таковых оказалось 17,5% от общего числа.

  • «Статисты»: средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребенку, но – равнодушие, безучастность, нежелание что-либо делать для школы. Такие семьи составляли 26,5%.

  • «Активисты»: высокий уровень воспитательных возможностей, поддержка ребенка, желание участвовать в жизни школы и класса, искренний интерес к образовательному процессу. Их у нас – 56%.

Родители разные – и формы работы с ними неодинаковы.

  • Совместная деятельность. При работе с первой группой решили взять под контроль выполнение семьями своих элементарных родительских обязанностей. А также изменили тактику взаимодействия: старались не критиковать и ругать, а оказывать помощь, т.е. разъяснять и поддерживать. Если семья ощущает заботу школы на себе, уровень доверия к ней существенно возрастает.

Когда родители этой группы почувствовали внимание и заботу с нашей стороны? Тогда, когда совместно с органами социальной защиты мы организовали посещение театра, а оплату транспортных услуг взял на себя предприниматель. Когда вместе с детьми и родителями сдавали переводные экзамены; объясняли мамам и папам, что их детям необходимо поработать и в трудовых объединениях, и на пришкольном участке; оказывали содействие в оформлении документов на предоставление тех или иных льгот.

И все это мягко, терпеливо, настойчиво...

Что удалось? Приучили родителей к мысли, что ребенок должен посещать занятия постоянно, что требуется своевременно производить оплату за питание. Дети из этих семей сдали переводные экзамены, успешно отработали на пришкольном участке и в трудовых объединениях.

При работе с родителями-«статистами» мы старались их мотивировать и активизировать, привлекать к совместной деятельности через организацию конкретных дел.

Ставшие уже традиционными Дни открытых дверей проходили в этом году не совсем обычно: программа по результатам опроса родителей была выстроена с учетом пожеланий так, что каждый мог принять участие и в проведении открытых уроков, и во внеклассных мероприятиях, и в общешкольном родительском собрании.

«Веселые старты», семейная игра «Путешествие в историю» и традиционный праздник «Шэжэрэ байрамы», открытые уроки во всех классах, консультации как школьных педагогов и специалистов, так и приглашенных из центра «Индиго»… В течение трех дней в этих мероприятиях приняли участие 67% родителей.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т.е. регулярное изучение мнения о качестве процесса. В связи с этим важно отметить, что в эти дни мы неоднократно слышали пожелания чаще организовывать подобные встречи.

В результате этой планомерной деятельности родители перестали обращаться с жалобами в вышестоящие органы. Возросла степень доверия.

Самыми большими друзьями школы оказались наши «активисты». Это они первыми приходили на помощь классным руководителям, принимали участие во всех мероприятиях, чутко реагировали на все происходящее в учреждении.

В конце учебного года результаты были следующими: количество родителей «группы риска» с 17,5 сократилось до 13,5%; а число активных мам и пап выросло с 56-ти до 58,5%.

  • Партнерство. Если совместная деятельность – это реализация отдельных проектов, то основой партнерства являются добровольность, долговременность и взаимная ответственность.

1-го сентября 2008 г. родительской общественности, педагогам, учащимся был впервые представлен открытый доклад школы за три учебных года.

Запустили сайт образовательного учреждения, который дал возможность электронного общения с родителями, претворили в жизнь идею школьного телевидения.

Провели выборы по созданию управляющего совета.

Вернемся к схеме... Ценность ее в том, что она не линейна, а циклична. В ней ясно прочитывается и первоначальное знакомство, и (по степени усложнения) переход к совместной деятельности, и (как результат) партнерские отношения. Все эти этапы не исключают друг друга, а, наоборот, выстраивают лестницу движения, которая опирается на вечные ценности порядочности, поддержки и взаимной ответственности. Тогда недопонимания и разногласий будет меньше.

Рейтинг@Mail.ru