Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

События

От рассеянности до гениальности – один шаг

Попробуйте задать любому ребенку школьного возраста провокационный вопрос: любит ли он учиться? Если последует ответ «да», то у вашего респондента, скорее всего, повышенная мотивация к учебе. В московской школе-интернате «Интеллектуал» учатся как раз такие дети, для которых регулярная порция знаний так же жизненно необходима, как младенцу грудное молоко*.

«Они у нас все “в науке“»

Это учебное заведение возникло сравнительно недавно  – в 2003 г. – по решению Департамента образования г. Москвы. Сейчас в школе учится 240 детей с 5-го по 11-й класс. До 9-го класса включительно можно выбрать свой индивидуальный график учебы, исходя из углубленной или базовой программы. Группы небольшие. С 10-го класса начинается профилизация.

За 7 лет школа осуществила 3 выпуска. После ее окончания выпускники поступают в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В основном это разные факультеты МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбГУ.

Педагоги этой школы люди не совсем обычные. Во-первых, самому старшему сотруднику слегка за 40. Во-вторых, как таковых методических объединений, как того требуют школьные традиции, в «Интеллектуале» нет. Их заменяют кафедры. Это связано с тем, что буквально все учителя интенсивно занимаются научной деятельностью. И, кроме того, здесь влюблены в то дело, которым занимаются.

«Для того чтобы работать в нашей школе, нужно очень любить детей, быть готовым к разным сложностям, потому что воспитанники с повышенной мотивацией к учебе порой элементарно не могут себя обслужить. Они у нас все “в науке“, поэтому постоянно что-то теряют, ходят с развязанными шнурками и т.д. Если мы не будем создавать определенную среду, эти дети не смогут адаптироваться в обществе», – считает Мария Абрамова, завкафедрой филологии школы «Интеллектуал».

Несмотря на свой юный возраст, школа научилась успешно преодолевать трудности методического характера. В разных направлениях – естественно-научном, физико-математическом, гуманитарном – всегда есть свои проблемы, которые в традиционном образовательном учреждении каждое методобъединение обычно пытается решить самостоятельно. Известно, что преподавание литературы, истории и мировой художественной культуры тесно переплетено. Аналогичные связи можно проследить и в других образовательных областях. На кафедре филологии родилась идея, которая реализовалась в своеобразную систему выездных семинаров для учащихся 9–11-х классов. Пока это коснулось только гуманитарных предметов, но, как знать, может, «математики» и «естественники» тоже вдохновятся на подобные подвиги.

Скоморохи и бояре школьного возраста

Прежде чем подготовить семинар, преподаватели намечают цели: зачем вывозить детей, каков ожидаемый результат... Главное – дать возможность воспитанникам почувствовать эпоху. «Важно, чтобы ребята не только “интеллектуально воспринимали“ исторические события, но пропустили их через сердце, потому что, например, Великая Отечественная война, к сожалению, для многих из них – то же самое, что для нашего поколения война 1812-го года», – рассказывает Мария Абрамова.

В ходе подготовки очередного выезда обговаривается, какие знания конкретно должны получить учащиеся, детально прорабатывается маршрут, обсуждаются темы, которые, к слову, ребята выбирают самостоятельно. Каждый заранее получает индивидуальное задание. Составляется список литературы, на основании чего выстраивается экскурсия.

Следующее задание все получают непосредственно в дороге. Уже на месте будет предложена игра. В ходе нее разыгрываются определенные роли (их дети должны распределить между собой). Если речь идет об экспедиции в Новгород Великий, то амплуа будут примерно следующие: воевода, зодчий, летописец, скоморох, бояре и т.п. В поезде следует ознакомиться с достаточно объемным теоретическим материалом.

Выезжает, как правило, 12 человек, они делятся на две группы. Дети распределяются сами, хотя организаторы стараются, чтобы команды получились равноценными по силам и работа в них протекала бы комфортно, с учетом индивидуальных возможностей.

Уже на месте «отрабатываются» роли: ребята складывают карту из разрозненных фрагментов, отыскивают по ней достопримечательности, проводят экскурсии, пишут стилизованную летопись, складывают частушки.

В конце поездки обязательно подводятся итоги в форме живой беседы. Участники выездного семинара отмечают важные для себя ключевые моменты мероприятия, а педагоги выслушивают их и добавляют свои комментарии. Важно определить, что запомнилось, и сконцентрировать внимание на упущенных моментах. По прибытии в школу ученики либо составляют мультимедийную презентацию, либо выпускают газету.

_______________

* Материал подготовлен на основе презентации «История – литература – мировая художественная культура. Интегрированные выездные семинары-практикумы для 9–11-х классов в системе предпрофильного и профильного гуманитарного образования», представленной на Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогических сообществ в определении образовательных приоритетов», организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга.

Рейтинг@Mail.ru