«Они у нас все “в науке“»
Это учебное заведение возникло
сравнительно недавно – в 2003 г. – по решению
Департамента образования г. Москвы. Сейчас в
школе учится 240 детей с 5-го по 11-й класс. До 9-го
класса включительно можно выбрать свой
индивидуальный график учебы, исходя из
углубленной или базовой программы. Группы
небольшие. С 10-го класса начинается профилизация.
За 7 лет школа осуществила 3 выпуска.
После ее окончания выпускники поступают в
ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В
основном это разные факультеты МГУ, МГТУ им. Н.Э.
Баумана, СПбГУ.
Педагоги этой школы люди не совсем
обычные. Во-первых, самому старшему сотруднику
слегка за 40. Во-вторых, как таковых методических
объединений, как того требуют школьные традиции,
в «Интеллектуале» нет. Их заменяют кафедры. Это
связано с тем, что буквально все учителя
интенсивно занимаются научной деятельностью. И,
кроме того, здесь влюблены в то дело, которым
занимаются.
«Для того чтобы работать в нашей школе,
нужно очень любить детей, быть готовым к разным
сложностям, потому что воспитанники с повышенной
мотивацией к учебе порой элементарно не могут
себя обслужить. Они у нас все “в науке“, поэтому
постоянно что-то теряют, ходят с развязанными
шнурками и т.д. Если мы не будем создавать
определенную среду, эти дети не смогут
адаптироваться в обществе», – считает Мария
Абрамова, завкафедрой филологии школы
«Интеллектуал».
Несмотря на свой юный возраст, школа
научилась успешно преодолевать трудности
методического характера. В разных
направлениях – естественно-научном,
физико-математическом, гуманитарном – всегда
есть свои проблемы, которые в традиционном
образовательном учреждении каждое
методобъединение обычно пытается решить
самостоятельно. Известно, что преподавание
литературы, истории и мировой художественной
культуры тесно переплетено. Аналогичные связи
можно проследить и в других образовательных
областях. На кафедре филологии родилась идея,
которая реализовалась в своеобразную систему
выездных семинаров для учащихся 9–11-х классов.
Пока это коснулось только гуманитарных
предметов, но, как знать, может, «математики» и
«естественники» тоже вдохновятся на подобные
подвиги.
Скоморохи и бояре школьного возраста
Прежде чем подготовить семинар,
преподаватели намечают цели: зачем вывозить
детей, каков ожидаемый результат... Главное –
дать возможность воспитанникам почувствовать
эпоху. «Важно, чтобы ребята не только
“интеллектуально воспринимали“ исторические
события, но пропустили их через сердце, потому
что, например, Великая Отечественная война, к
сожалению, для многих из них – то же самое, что
для нашего поколения война 1812-го года», –
рассказывает Мария Абрамова.
В ходе подготовки очередного выезда
обговаривается, какие знания конкретно должны
получить учащиеся, детально прорабатывается
маршрут, обсуждаются темы, которые, к слову,
ребята выбирают самостоятельно. Каждый заранее
получает индивидуальное задание. Составляется
список литературы, на основании чего
выстраивается экскурсия.
Следующее задание все получают
непосредственно в дороге. Уже на месте будет
предложена игра. В ходе нее разыгрываются
определенные роли (их дети должны распределить
между собой). Если речь идет об экспедиции в
Новгород Великий, то амплуа будут примерно
следующие: воевода, зодчий, летописец, скоморох,
бояре и т.п. В поезде следует ознакомиться с
достаточно объемным теоретическим материалом.
Выезжает, как правило, 12 человек, они
делятся на две группы. Дети распределяются сами,
хотя организаторы стараются, чтобы команды
получились равноценными по силам и работа в них
протекала бы комфортно, с учетом индивидуальных
возможностей.
Уже на месте «отрабатываются» роли:
ребята складывают карту из разрозненных
фрагментов, отыскивают по ней
достопримечательности, проводят экскурсии,
пишут стилизованную летопись, складывают
частушки.
В конце поездки обязательно
подводятся итоги в форме живой беседы. Участники
выездного семинара отмечают важные для себя
ключевые моменты мероприятия, а педагоги
выслушивают их и добавляют свои комментарии.
Важно определить, что запомнилось, и
сконцентрировать внимание на упущенных
моментах. По прибытии в школу ученики либо
составляют мультимедийную презентацию, либо
выпускают газету.
_______________
* Материал подготовлен
на основе презентации «История –
литература – мировая художественная
культура. Интегрированные выездные
семинары-практикумы для 9–11-х классов в системе
предпрофильного и профильного гуманитарного
образования», представленной на Всероссийской
научно-практической конференции «Роль
педагогических сообществ в определении
образовательных приоритетов», организованной
Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга.
|