Наша конференция была задумана и
проведена для совместного обсуждения, конечная
цель которого – попытаться найти области
воздействия профессионального сообщества
педагогов на образовательные приоритеты и двигаться
дальше в намеченных нами направлениях. Под
«педагогическими сообществами» мы
подразумеваем объединения как формальные –
по месту работу, – так и неформальные – в
сети Интернет, педагогические сайты, клубы,
ассоциации, то есть те, что обсуждают нынешние
образовательные возможности.
Фактически значение нынешней нашей
встречи качественно схоже с ролью самой первой
конференции, когда учителя и администрация
гимназий Петербурга определенно увидели друг в
друге партнеров, а не соперников в
образовательном пространстве города. Одним из
решений тогда стало – организовать АГСПб, и
оно оказалось стратегически точным и полезным.
Мы познакомились, подружились.
Следующая стадия, как мне видится, –
совместная работа над разными аспектами
содержания образования, т.к. именно содержание и
есть само образование. Данное направление весьма
перспективное и вряд ли быстрое для реализации.
Есть основания надеяться на то, что прошедшие
предметные и проблемные круглые столы,
мастер-классы явятся основой, первым шагом на
этом пути. Проблемные круглые столы
откорректировали ряд ближайших вопросов
развития. Итоговый круглый стол был открыт для
всех и дал возможность соотнести разные позиции
в отношении образования.
Неслучайно некогда в Санкт-Петербурге
объединились именно гимназии – как
наименьшие по численности школьные учреждения.
Сейчас это – один из наиболее уязвимых типов
ОУ, не защищенных от возможных изменений в
системе образования. Но качество гимназического
обучения по-прежнему остается на высоком уровне
и уже двадцать лет является, по большому счету,
образцовым.
Обсуждая и осмысляя возможности
педагогического сообщества сегодня, необходимо
обратиться к темам, занимавшим и занимающим нас в
последние годы. Это важно для понимания
тенденций в образовании, которые каждый из нас по
отдельности не всегда имеет возможность
объективно оценить. Итак, перед вами обобщенная
позиция точек зрения Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга и ее партнеров по работе, являющаяся
результатом анализа выступлений педагогов на
семинарах и конференциях разного уровня за
последние восемь лет.
Стабильным направлением публикаций и
выступлений является интерес к гуманитарной
базе гимназического (школьного, лицейского)
образования, что связано напрямую с формированием
личности ученика. Постепенно этот вопрос
расширил свои масштабы до темы «гуманитарная
среда гимназии (школы, лицея)».
У темы развитие личности школьника,
гимназиста сохраняется тот же «рейтинг».
Она широко представлена, путь ее движения за
восемь лет таков: становление личности
школьника – исследовательская деятельность
ученика – развитие интеллекта – создание
мотивационной среды для развития личности
гимназиста – особенность, индивидуальность
ученика – подготовка старшеклассника к
социуму и воспитание патриотизма –
сотворчество как способ наиболее прямого
воздействия на ученика, формирование его
интеллекта – воспитание толерантности.
Так же стабильно держится внимание и
интерес к теме учитель, но в отличие от
предшествующих она серьезно деформировалась за
эти годы в восприятии представителей разных ОУ: учитель,
его роль – учитель-исследователь – способы
постоянного роста, поддержки профессионального
мастерства педагога – необходимость
понимания обществом его роли – непонимание
обществом места и роли института школы в
целом – необходимость учителю отстаивать
свою компетентность и законность своих
профессиональных действий.
Отмечу, что именно эта тема
представлена в наиболее показательной для
состояния нашего образования динамике.
Постоянно движется и интерпретируется
тема, связанная с исследованием в
гимназии, не уменьшается число учителей, пишущих
об этом, приходящих на ежегодные семинары,
выступающих на разных конференциях.
Неоднократно обращаясь на страницах данного
издания к школьным исследованиям и
необходимости всяческой их поддержки, замечу,
что серьезные достижения педагогов в этой работе
уже сказались не на одном поколении студентов,
качестве их подготовки к обучению в вузах,
мотивации к учебной и научной работе в своей
взрослой профессиональной жизни.
Второе место по популярности занимают
следующие темы:
интерпретация (в гуманитарном
знании) как путь к качественному образованию,
прием обретения уроком динамизма, создание
ассоциативных рядов, культурного фона, фоновых
знаний;
урок как время и место
получения знаний, как площадка для применения
новых информационных технологий, отработки
качественных приемов работы учителя;
дифференцированный подход в
обучении;
диагностика в процессе
обучения, мониторинг качества обучения.
Причина «ухода» тем из ряда
обсуждаемых – угасающий
интерес; вероятно, они неактуальны для ОУ
сегодня.
С трудом развивается связь
«школа–вуз» (также НИИ, музеи) в
научно-методическом направлении, существуют
лишь отдельные примеры прямого контакта в рамках
одной образовательной культурной системы
(несмотря на то что различные аспекты этой линии
представлены ежегодно как на конференциях, так и
на семинарах АГСПб).
Симптоматично прозвучала и «ушла»
тема профильности в образовании – как
гимназическом, так и школьном.
История гимназического
образования в России и преемственность в
современном гимназическом, школьном
образовании, истоки и развитие гимназии:
количественно тема резко пошла на убыль в
последние два года. Это некий симптом, вероятно,
свидетельствующий о неясной картине будущего
школы. Мы с радостью черпаем вдохновение, идеи в
прошлом, в опыте своих предшественников тогда,
когда видим перспективу своей работы,
последовательные зоны ее развития.
Теперь назову «прогрессирующие» темы,
у которых постоянно растет рейтинг.
Гимназия как центр развития и
воспитания детей, необходимость гимназического
учебного плана, просветительская миссия
гимназии, школы в микрорайоне и городе, гимназии
и общество: точки пересечения общественных
интересов, цели и задачи гимназического
образования.
Информационное пространство ОУ.
Общественное управление,
социальное партнерство, ученическое
самоуправление.
Служба сопровождения, ее
необходимость и роль в образовательном процессе.
Подготовка к гимназическому
образованию, роль начальной школы.
Разного уровня профессиональные
сообщества: работа методических
объединений учителей-предметников, клубы, сайты
и т.д.
Краеведческий компонент в
воспитании и образовании школьника (гимназиста).
Концепция гимназического и
современного школьного образования.
Кадровая политика.
В зоне неопределившегося направления
находятся темы: семья и школа и новые
традиции в гимназическом образовании.
Представленный здесь срез тем и
частотность их появления в разные годы, мне
кажется, помогут увидеть сам вопрос о
гимназиях – и, в целом, проблему образования
школьников – с наиболее и наименее защищенных
и важных сегодня сторон.
ама конференция проходила в
ускоренном и весьма живом режиме, что отчасти
связано с двухдневной, а не трехдневной работой,
как обычно. Гостей принимала Вторая
Санкт-Петербургская гимназия, уже неоднократно
серьезно подходившая к подготовке этих
ежегодных педагогических встреч.
Проблематику задали яркие, живые,
содержательные речи на пленарном заседании, его
вела исполнительный директор Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй
Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный
учитель РФ Людмила Маратовна Мардер. Открывала
конференцию вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла
Юрьевна Манилова докладом об образовательной
политике города. Перед полным залом
собравшихся выступило много гостей (подробности
читайте в этом и других выпусках газеты
«Управление школой». – Прим. ред.).
На начало работы конференции
зарегистрировались более пятисот участников.
Сколько же учителей приходили на мастер-классы
по предметам и круглые столы, точно сообщить мы
не беремся, но мест всем не всегда хватало.
Круглые столы предметников осветили
проблемы преподавания дисциплин. На них
присутствовали преподаватели литературы,
истории, МХК, истории искусства и истории
религии, математики, физики, географии, биологии,
экологии, начальной школы и системы
дополнительного образования, иностранных языков
и информатики.
Одновременно работали круглые столы «Программа
развития гимназии как составляющая стратегии
современного образования», «Педагогические
профессиональные сообщества: что они решают?»,
«Школа-вуз: поиск общей образовательной
стратегии», «Проблемы методики и технологии
сопровождения ЕГЭ и ГИА», «Развитие
профессиональной компетентности
педагогов-предметников и межпредметная
интеграция как пути совершенствования
деятельности педагогического сообщества».
Завершал работу конференции итоговый
круглый стол со «свободным микрофоном» «Взгляд
на гимназическое образование разных поколений:
интеллектуальный профессиональный обмен».
Выступали директора гимназий – как нынешние,
так и прежних лет, – научные руководители,
сотрудники высшей школы, давно работающие с
образовательными учреждениями, учителя.
У современных учебных заведений –
единые болевые точки и надежды.
Собравшиеся говорили о том, что
необходимо решать в образовании сначала общие
проблемы, а лишь затем обращаться к частным.
Гимназия, школа – это прежде всего
среда обитания школьника, как много в этом
зависит от директора, педагогов. А вместе с тем
само положение учителя, да нынче и руководителя
образовательного учреждения, в обществе порой
удручающее. Это связано с тем, что образование в
глазах многих людей – сфера услуг. Потому
часто школа и педагоги оцениваются с точки
зрения комфортности. Однако мы понимаем, что роль
образования – воспитывающая, обучающая,
дающая не только ряд необходимых навыков, но
создающая картину мира в представлении ученика,
что формирует его нравственность, поведение,
культуру.
Школьная среда должна быть сферой
целеполагания в обучении, а не прислугой в
расшатанном общественном сознании. Очевидно, что
место школы в обществе определяет его завтрашний
день.
Универсальность гимназического
образования, его направленность на гуманизацию
личности уже воспринята ОУ, что доказано работой
Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, постоянно
делящейся опытом и приглашающей специалистов
различных учебных заведений на все конференции и
семинары.
Непонимание основной оси, на которой
держится пока и держалось долгие годы
образование в России, механическая, казалось бы,
подмена роли школы как центра обучения и
воспитания на носительницу услуг приведет к
гуманитарной катастрофе, а образование и так уже
находится в кризисе. Тем не менее сегодняшние
дети, крепко «спаянные» с компьютером и СМИ,
стоят наших очередных объединенных усилий. Нам
вместе надо думать над содержанием образования
нынешних школьников, гимназистов.
Решения
Шестой конференции педагогов России и
ближнего зарубежья
«Стратегическая роль педагогических
сообществ в определении образовательных
приоритетов»
г. Санкт-Петербург
1. Отметить положительную роль
педагогических сообществ, дающих возможность
развивать профессиональную компетентность
учителя и поднимающих вопрос о настоящей роли
учителя в обществе.
2. Признать развивающий характер
деятельности Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга – центра отечественного
гимназического и в целом самобытного передового
образования в России. Поручить Совету Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга сообщить о точных
сроках и теме следующей конференции в 2010 г.
(осенние школьные каникулы).
3. Признать, что гимназическое
образование на сегодняшний день остается
наиболее востребованным; многоаспектный опыт
гимназического образования требует не только
его собирания и изучения, но диагностики
процессов восприятия современных учащихся с
целью усовершенствования междисциплинарных
взаимодействий и оптимизации содержания
современного образования.
4. Вновь поднять вопрос о Положении о
гимназическом образовании; отметить
необходимость рассматривать гимназию в
современных условиях не как вид ОУ, а уже как
сложившийся за последние двадцать лет тип ОУ со
своим положением, учебным планом, целями и
задачами гимназического образования,
психолого-педагогическими службами
сопровождения, материально-технической базой,
непременной ответственностью за результаты
обучения.
5. Конференция выражает глубокую
признательность педагогическому коллективу
Второй Санкт-Петербургской гимназии во главе с
директором – Людмилой Маратовной Мардер,
Заслуженным учителем РФ, исполнительным
директором Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
– за большую работу по подготовке и проведению
конференции.
Документ подписан редакционной
коллегией в составе:
Л.М. Мардер, исполнительный директор
Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор
Второй Санкт-Петербургской гимназии,
Заслуженный учитель РФ; Л.Е. Спиридонова,
председатель Совета Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга, директор гимназии № 271,
Заслуженный учитель РФ; Н.М. Свирина,
научный руководитель Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга, д.п.н., профессор, завкафедрой
педагогики Института специальной педагогики и
психологии; Т.С. Калинина, директор
гимназии № 2, г. Нижний Новгород, Почетный
работник общего образования РФ; И.О. Торботряс,
завкафедрой словесности, гимназия № 45,
г. Москва; Л.Е. Бобкова, учитель русского
языка и литературы, гимназия № 1, г. Пермь; Т.В. Алексеева,
зам. зав. НМЦ Красногвардейского р-на,
г. Санкт-Петербург; М.Г. Боровик,
завкафедрой журналистики Санкт-Петербургского
института гуманитарного образования, к.п.н.
|