Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Наука управлять

Твердость воли, непримиримость к фальши

Привитие школьнику чувства универсальной ответственности, касающейся как собственной жизни, судьбы близких, друзей, знакомых, так и своего народа, страны, Земли, на которой мы живем, – первоочередная задача семьи и школы.

Слово «ответственность» относится к узловым этическим понятиям и тесным образом связано с такими категориями, как «свобода», «выбор», «оценка», «самооценка», «совесть», «вменяемость», «вина», «достоинство», «заслуга», «награда», «воздаяние», «поощрение» и т.п.

Однако не каждая ситуация ответственности связана с негативными переживаниями, а стало быть, и с желанием уклониться от ответа, избежать необходимости принимать тяжкое решение, нести наказание. Можно утверждать, что здесь встречаются общественная необходимость и внутренняя потребность личности.

В.А. Сухомлинский обосновывает эту категорию как долженствование. И основную задачу учителя видит в том, чтобы каждый его воспитанник еще в детстве приобрел опыт ответственности в общении с другими. То есть на первый план он выдвигает антропоцентрическое содержание. Через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию школьники усваивают нормы нравственности. Такую возможность предоставляют «ситуации ответственности».

В структуре механизма ответственности мы выделяем три элемента: субъект, предмет, инстанция. Субъект – это тот, кто отвечает; предмет – то, за что отвечают; а инстанция – то, перед кем отвечают.

Итак, субъект: ответственность бывает индивидуальной и групповой. Групповая, коллективная ответственность возникает лишь там, где есть групповая, коллективная деятельность. То есть субъект ответственности  – это автор значимого события или, по крайней мере, тот, по чьей, как считают, воле, чьими стараниями событие произошло.

Предмет ответственности. Помните, в каком настроении иной раз приходили ваши родители с родительского собрания – или исполненные гордости, или смущенные от стыда? То есть они переживали ситуацию ответственности за то, как себя проявляли их дети. Столь же очевидна ответственность учителей за своих учеников.

Следовательно, предмет ответственности охватывает не только собственные действия субъекта или то, что он (субъект) делает «в соавторстве», но и то, что делают или делали все, к кому он хоть как-то причастен. Однако мера ответственности будет различна в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельных действиях, о соучастии или же просто об оценке состоявшегося факта.

Доброту педагога В.А. Сухомлинский называет чувством ответственности за настоящее и будущее ребенка. «Право на доброту, право быть наставником, – утверждает он, – имеет, прежде всего, тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего питомца». Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.

Атмосфера правдивости и откровенности, создающаяся в коллективе благодаря высокой эмоциональной культуре и воспитанности педагога, формирует у воспитанников убеждение в том, что они и их наставник – товарищи в общем труде, единомышленники. Воспитание лишь тогда является подлинной передачей нравственных ценностей от старшего поколения к младшему, когда воспитатель и его питомцы чувствуют радость трудового содружества.

Инстанцию ответственности, структурного компонента ответственного механизма, мы рассматриваем как источник требований, оценок и санкций. И здесь надо сразу же оговориться: далеко не всякий источник требований, внешних оценок, вовсе не каждый советчик или критик нам представляются достойными такой высокой роли.

«Мало ли кто высказывает свои суждения по поводу нашей персоны! Мало ли кто будет нам говорить, как надо жить или действовать в конкретном случае! Даже малые дети уже достаточно избирательны в отношении к внешним требованиям, оценкам, санкциям. Взрослый человек тем более избирает инстанцию. Точнее – избирает инстанции, выстраивает ансамбль инстанций. Ведь ожидания, которые связывают с нашим поведением окружающие, зачастую трудно сопоставимы друг с другом, нередко инстанции оценивают нас по разным шкалам и требуют от нас едва ли не прямо противоположных действий. Потому в приведенную выше формулировку инстанций следует добавить: источник требований, оценок и санкций, которые субъект принимает как справедливые».

Ответственность обеспечивают информированность (спрашивать с какого бы то ни было субъекта ответственность можно только в той степени, в какой он осведомлен о наших ожиданиях); уважение (человек будет стараться выполнять свои обязанности, не подвести нас лишь в том случае, если он уважительно относится к нам, к себе и делу, которым занимается); вооруженность (при всем старании и уважении надо, чтобы субъект был в состоянии выполнить свою задачу).

«Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собой стало стыдно, стыдно самому перед собой за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы».

Показателем результативности, по Сухомлинскому, выступают добрые, благородные поступки ученика. «Ты живешь среди людей, – обращался он к своим воспитанникам. – Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо».

Поступок нередко отождествляется с понятием «действие». Уточним, что оно лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Поступок же слагается из ряда элементов. В его основе лежит побуждение как эмоционально-волевой импульс (устремление), направляющий действия ученика, реакция на определенные явления действительности. Побуждение представляет собой эмоционально-психологическую форму проявления мотива и намерения.

Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, которое подлежит моральной оценке. Мы говорим «некрасивый поступок», «благородный поступок», «смелый поступок» и т.д., но никогда не говорим: «Ученик совершил поступок», так как неизвестна ценность этого шага. То есть поступок – сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения, решение), нравственной деятельности (собственно действие) и нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему ученика.

В основе побуждения лежат определенные интересы ученика, диктующие ему те или иные цели. Интересы социально детерминированы, они диктуются определенными потребностями. Цель, к которой стремится ребенок, всегда мотивирована. Этот элемент нравственного поступка позволяет нам говорить о его возможности свободно выбирать между добром и злом, что и дает основание для оценки совершенного действия.

Выделим правила, вытекающие из принципа нравственной ответственности, сформулированные В.А. Сухомлинским и являющиеся педагогическим ориентиром в обновляющемся содержании образования современной школы:

– упражнения в добрых, благородных поступках, которые не должны мыслиться и переживаться учеником как заслуга или право на какие-то особые блага и радости;
– обстановка, окружающая воспитанника, должна материализовать в себе моральные богатства и ценности, то есть все, что он делает, удовлетворяет его потребности, приносит добро;
– включение ребенка в ежедневную кропотливую работу; дарить радость сначала людям, окружать их красотой в повседневной жизни, а потом радовать себя;
– труд должен материализовать тончайшие движения души, провоцировать переживания радости творца, вдохновлять на благородную красоту во взаимоотношениях;
– ориентация на эмоциональную самооценку; чем глубже в душу ребенка вошли тревоги, волнения, заботы о благе, счастье, красоте, радости для людей, общества, тем тоньше его эмоциональная чуткость к собственному поведению;
– школьная жизнь должна быть наполнена нравственными ценностями в человеческих отношениях;
– учить воспитанника видеть себя глазами окружающих;
– добиваться того, чтобы поучения достойных и мудрых были бы не абстрактными, а истиной, касающейся его самого; «ему становится стыдно самого себя, наедине с собой, потому что он чувствует, представляет, переживает, что подумают о его предосудительном поступке другие люди»;
– добиваться того, чтобы каждый воспитанник испытал гордость за себя, стремился стать лучше;
– создание условий для приобретения ребенком опыта ответственности в общении с другими.

Уточним, что ответственность бывает связана с позитивным и негативным. То есть она может соотноситься с положительными заслугами, пользой, за нею порой стоят такие переживания, как гордость, благодарность, восхищение. Другие же случаи связаны с чьей-то беспечностью, виной, злым умыслом. И воспринимаются они со стороны с осуждением, в то время как ученик, совершивший подобные поступки, испытывает обычно чувства стыда, неуютности, нередко пытается каким-то образом оправдаться в глазах окружающих и в своих собственных.

Нередко при этом забывается, что быть ответственным значит «иметь способность отвечать», уметь признавать – «я осознаю, что это сделал», «я несу ответственность за свой выбор».

Как важно, чтобы чувство ответственности ученика гимназии было наполнено важным для него ощущением, отношением к своим действиям, мыслям и чувствам (вина, страх, тревога, гордость).

Рейтинг@Mail.ru