Для этого в нашей школе
разработан инструментарий определения степени
компетентности, способности к развитию,
творческого и интеллектуального коэффициента;
создана шкала профессиональных притязаний и
потребностей, выявлены затруднения педагогов в
их самосовершенствовании. По итогам мониторинга
составлены перспективный и краткосрочный (на
год) планы повышения квалификации.
Большая роль в их реализации
принадлежит методической службе школы,
выступающей в том числе организатором
психолого-педагогической и
предметно-содержательной помощи, способствующей
творческому развитию. Организованы
межпредметные кафедры, которые стали структурой,
постоянно сопровождающей учителя в его
деятельности. Создаются условия для
инновационного развития, определяются и
поддерживаются мотивационные факторы
профессионального роста, тех или иных свойств и
функций педагога, создается среда,
подталкивающая к постоянному
самосовершенствованию. И все же в качестве
главного условия достижения высокого
профессионализма мы рассматриваем самого
учителя, обладающего большим потенциалом
саморазвития.
Отдавая должное четко организованной
и управляемой модели повышения квалификации, не
надо умалять значение инициативы педагога,
которая выступает в качестве показателя и в то же
время способа самоутверждения, самовыражения. Ее
поддержка должна быть направлена на
формирование готовности к преобразованию
собственной деятельности и значимых для учителя
качеств личности. Поэтому особую актуальность и
важность приобретает вопрос о том, в какой мере и
как можно помочь достигнуть высокого уровня
профессионализма в условиях модернизации
образования.
Чтобы исследовать эту проблему, мы
разработали проект «Оптимизация
управленческой деятельности для самодвижения
педагога к профессионально-личностному
совершенству». Его цель –
способствовать успешности развития учителя как
субъекта учебно-воспитательной деятельности.
Проект работает, дает интересные результаты, но
об итогах говорить еще рано.
Приоритетный национальный проект
«Образование» обозначил цель – выявлять
возможные «точки роста», делать ставку на
лидеров и распространять их опыт. Однако здесь
возникает другая проблема: как сделать так, чтобы
этот опыт восприняли и применили другие учителя?
Для этого должна быть разработана новая модель
повышения квалификации на всех уровнях.
Традиционно в системе ПК по-прежнему
доминирует функция не обучения, а просвещения.
Это преобладание приводит к тому, что учебные
занятия строятся в информационной парадигме.
Превалируют способы передачи готового знания от
тех, кто «знает», к тому, кто «не знает». В
результате учитель не приобретает средства
профессиональной деятельности, в то время как
именно от инструментария и степени владения им
зависит профессиональное мастерство.
Часто при формировании планов ПК в
школе присутствует механизм административного
давления «вы должны…», отсутствуют мотивация и
условия реализации полученных знаний и способов
действия. Система ПК ориентирована на
массовость, фактически отсутствует
дифференцированный подход.
Некоторые из существующих проблем нам
удается решать. В частности, учеба педагогов в
школе носит опережающий характер, а именно
это – главное условие развития
образовательного учреждения в целом.
Темы семинаров и курсов, на которые мы
направляем наших сотрудников, ориентированы на
профессиональные интересы, выявленные в
результате диагностики и опросов, на реализацию
инновационной деятельности и программы
развития. Однако надо признать, что проблемным
пока остается преодоление доминанты
просвещенческой функции и переход к
практико-ориентированному обучению.
Принципиально важным является такое
обстоятельство: для осуществления новой модели
ПК необходимо создание школьной команды.
Инновационным стало то, что освоение «нового»
осуществляется в собственной активной
деятельности учителей совместно с
администрацией школы. Они включаются в живой
процесс творческой мастерской
педагогов-новаторов или творческих лабораторий.
В этом обучении преобладает не передача знаний в
лекционной форме, а собственная учебная
деятельность с ее последующей рефлексией.
Таким образом сейчас в нашем
образовательном учреждении организовано ПК
учителей по ИКТ. После теоретической подготовки
была сформирована команда по информатизации
школы. По инициативе педагогов возникла
творческая группа, определились лидеры и
потенциальные новаторы. Создана программа
информатизации, разработан проект «Формирование
единой информационно-образовательной среды».
Организованы очно-дистанционные курсы ПК в
рамках ПНПО. Открыт ресурсно-информационный
центр, закуплено методическое оснащение.
Потребности, управление, инициатива,
условия органично соединились и дали
качественный результат. Для желающих существует
мастер-класс, открыт свободный доступ в Интернет,
созданы условия для проведения ИКТ-уроков.
Может возникнуть вопрос: в чем же здесь
новаторство, мы же всегда обучались под лозунгом
«Делай, как я»? Любая новизна – это
относительное явление. В нашей школе достаточно
новыми явились рефлексия в качестве ведущего
принципа обучения и предоставление условий
педагогу в претворении полученных знаний. Это
связано, прежде всего, с целями деятельности
созданной в образовательном учреждении
инновационной среды: освоение нового и его
трансляция в традиционную практику образования
происходит в конкретной профессиональной
деятельности.
Созданы мобильные творческие группы
по направлениям, педагогическая лаборатория,
мастер-классы, лаборатории «передовиков». Хорошо
зарекомендовала себя такая форма ПК, как
временные научно-исследовательские коллективы,
реализующие инновационные проекты. Формируется
индивидуальный социально-личностный опыт
учителя как совокупность методологических
знаний, потребностей, ориентаций и умений,
позволяющих проявить свою личностно творческую
позицию.
Адресность такого ПК, при котором
обучение нацелено на конкретных людей и
спроектировано под определенный
профессиональный уровень, стало более
результативным, потому что ориентировано не на
объем приобретения новых теоретических
сведений, а на освоение значимых для
педагогической и управленческой деятельности
средств, техник, методов и технологий. Полученные
знания не даются педагогу впрок, а соответствуют
реальной сегодняшней потребности школы.
В соответствии с этим были разработаны
основные принципы ПК:
диагностика и адресность;
самоопределение и самореализация;
практическая ориентированность
обучения и активная деятельность;
своевременная значимость;
перманентная деятельность и
рефлексия;
акмеология, то есть обучение строится
с учетом личностных качеств педагога.
В результате сотрудники получают
возможность профессионального роста и
самоопределения, приобретают требуемый
инструментарий, попадают в комфортную ситуацию
необходимости реализации полученных знаний. При
этом следует отметить психологическую
удовлетворенность участников ПК, так как в этом
присутствует полярная заинтересованность.
Таким образом, главной целью ПК
педагогов является развитие их профессиональной
компетентности – способности
квалифицированно решать проблемы, возникающие в
реальной педагогической деятельности.
|